Наталья Максакова
Конспект ООД по развитию речи «День родного языка» в подготовительной к школе группе
Конспект ООД по развитию речи «День родного языка» в подготовительной к школе группе
Цель: закреплять знания о Международном дне родного языка.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „День родного языка“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи: развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов;
развивать творческие способности через приобщение к декоративно-прикладному искусству;
воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.
Предварительная работа: презентация «Россия- Родина моя», беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Кузовок», «Слова-друзья», «Скажи наоборот», «Слова многозначные», рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, русских сувениров; чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке, русские народные подвижные игры, слушание русских народных песен, разучивание стихов
Оборудование и материал: фотоматериалы, иллюстрации о родном крае, картинки со словами, силуэты матрёшек, детали костюма для матрешки, вырезанные из цветной бумаги, клей мяч, записи произведений.
Ход занятия
(звучит запись русской народной мелодии «Вижу чудное приволье» А. Полячек, Ф. Савинова)
-Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Игра «Здравствуй друг»
«Встаньте дети, встаньте в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Мы друг другу улыбнемся,
дружно за руки возьмемся.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
получился дружный круг»
Воспитатель: Ребята посмотрите друг на друга. Мы все такие красивые, интересные мальчики и девочки. А чем мы отличаемся друг от друга и что у нас общего?
- Цветом волос, кожи (смуглые и светленькие). А общее у нас - это наша национальность и родной язык. А сейчас, давайте пройдем на свои места.
-Сегодня у нас с вами праздник. А именно, 21 февраля в странах мира отмечается Международный день родного языка.
Ребенок:
В международный день родного языка
На языке родном тебе мы пожелаем :
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка
Воспитатель: - Как называется наша страна, в которой мы живем? Как называется город? Как называют жителей? На каком языке разговаривают жители нашего города? Свой язык, свой народ, свою Родину нужно любить!
Воспитатель: А что нам помогает общаться? (ответы детей)
Воспитатель: Язык - инструмент сохранения и развития нашего культурного наследия. Мамы своим малышам напевают колыбельные, рассказывают сказки, пословицы и поговорки на родном языке.
Воспитатель: Как вы понимаете, что такое родной язык? (ответы детей)
Воспитатель: Наша страна многонациональна. Какие национальности вы знаете?
Воспитатель: На каком языке разговариваем мы?
Воспитатель: Русский язык богат и необычайно красив. В нем есть много слов, красивых оборотов, крылатых выражений, с помощью которых мы придумываем рассказы, сочиняем сказки, стихи или общаемся друг с другом.
Воспитатель: Что мы можем рассказать о России?
Ребенок: Стихотворение «Какая наша страна?»
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное :
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)
Воспитатель: Давайте попробуем составить предложения со словом Россия (из 2 и 3-ёх слов)
Могучая Россия.
Славная Россия.
Красивая Россия.
Любимая Россия.
Я люблю Россию.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам провести викторину и разделиться на две команды «Знайки» и «Умницы».
1. Разминка, назовите:
- русская национальная мужская одежда - русская национальная женская
- русская еда - русские народные сказки
- русские народные игры - русские народные песни
Воспитатель: Хорошо, ребята. С разминкой справились. А что бы окунуться в мир русского родного языка я предлагаю вам встать в хоровод «Во поле береза…»
Воспитатель: Молодцы! А сейчас продолжим нашу викторину.
2. Игра «Слова – друзья» - назвать слова, близкие по смыслу:
Недалеко - близко
Невысоко - низко
Сердито - зло
Течет - льется
Шумит - кричит
Говорит - лопочет
3. «Доскажи пословицу»
Язык до Киева…доведёт.
Язык без костей, что хочет, то и ….лопочет.
Язык мой - враг ….мой.
Языком не спеши – спеши …делом.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам встать и выполнить задание в кругу.
4. «Многозначные слова»
На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор. (коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие, набор-инструменты, набор -конфеты, побег-убежать, побег-молодая поросль, норка-животное, норка- углубление в земле, кисть - часть руки, кисть –рисование, ласка-нежность, ласка- животное).
5. Игра «Скажи наоборот передавая флажок»
Большой – маленький (широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий, быстрый, черный, узкий)
6. Игра хоровод «Положу в кузов – ОК»
Дети двигаются по кругу, проговаривают по очереди: «Положу я в кузовок: сахар – ОК, гриб – ОК, пирож - ОК, сыр-ОК, свитер-ОК, цвет-ОК, короб-ОК…»
7. Игра с мячом «Какой-какая-какое», отвечает тот, у кого в руках мяч.
Солнце - яркое, река - быстрая, ветер - холодный.
Воспитатель: А, сейчас я предлагаю вам пройти на свои места. Последнее задание нашей викторина будет выполнение задания.
8. «Украшение матрёшки»
Загадка:
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская… (матрёшка)
Воспитатель: Ребята, я прошу быстро и аккуратно украсить матрёшку. На столе у вас лежат матрешки, наряды для них, клей, кисточки, салфетки. Перед выполнением, пожалуйста, засучите рукава, сядьте прямо и выполняйте работу.
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились все! Матрешки получились красивые и интересные. В викторине у нас обе команды справились с заданиями, были активны и внимательны. Победила «Дружба».
Итак, ребята, о чем сегодня мы с вами говорили?
Воспитатель: Правильно, о родном языке. Богат и разнообразен русский язык. Изучайте и любите русский язык!
Какой праздник отмечается 21 февраля во всем мире? Что вам особенно запомнилось и что узнали нового? (ответы детей)
Воспитатель: На этом наше занятие окончено. Берегите и любите родной язык.
(Звучит музыка «Широка страна моя родная»).