Ольга Ситникова
Конспект ООД по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Закончи предложение»» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
Задачи:
Развивающая : развивать устную речь, поэтический слух, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Образовательная: упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Чтение стихов о поздней осени, Дидактическое упражнение „Закончи предложение““ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
Воспитательная: воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища, воспитывать эмоционально - эстетический отклик на выразительность художественного образа, передаваемого в музыке.
Оборудование и материалы: магнитная доска, картин И. Левитана «Золотая осень», В. Кубарева «Поздняя осень»; аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года» Октябрь. Осенняя песнь», гимнастические коврики, гимнастические палки, корзина, каштаны, жёлуди.
Предварительная подготовка : наблюдения за живой и неживой природой, рассматривание репродукций картин об осени, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений об осени, отгадывание загадок.
Ход занятия
I. Психологический настрой
Воспитатель: Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем –
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!
Для хорошего настроения
Мы друг другу подарим улыбки!
Воспитатель: Ребята, слышите кто-то стучит в окно. Кто же это? (синичка с листочком в клюве)
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, синичка говорит, что она родилась летом, когда было вокруг всё зелёное, цвели цветы, было жарко, светило яркое солнце. А что происходит сейчас в природе, почему все изменилось вокруг. Листья на деревьях стали разноцветные и опадают, трава засыхает. Она ничего не поймет, и не знает, кто же ей сможет помочь рассказать об изменениях. Ребята, как же быть?
Дети: Надо рассказать синички об изменениях в природе.
Поисковый этап
Дети: Мы будем говорить об осени. Выясним, что происходит в природе в это время года. Рассмотрим репродукции картин. Прочитаем стихи об осени. Прослушаем музыку.
Практический этап
Беседа об осени (характеристика погоды, осенние изменения в природе, осенние месяцы).
- Какое сейчас время года? (осень)
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какой сейчас месяц? (Ноябрь)
- Значит, на дворе поздняя осень. Что значит «поздняя»? (Скоро наступит зима)
- Какая сегодня погода? (Сегодня погода ясна)
- Какое сегодня небо? (Небо голубое или синее-синее)
- Какие краски природа использует, раскрашивая листву на деревьях и кустарниках летом, а какие осенью? (Летом листья зеленые, а осенью разноцветные).
- Деревья полыхают желтизной. А что значит «деревья полыхают желтизной»? (На деревьях много жёлтых листьев.)
- Что называют листопадом? (Листопад — это явление природы, когда деревья сбрасывают листву.)
- В какую погоду листочков облетает больше? (В ветреную погоду.)
- Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев. Почему мы говорим «золотистых» листьев? Это какой цвет? (Золотистый — от слова «золото». Золото жёлтого цвета.)
- Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, тёмным, грустным и унылым. Унылый — это какой? (Унылый — грустный, без настроения.)
- Пасмурно — это как? (В пасмурную погоду солнышко прячется, на улице серо, тускло.)
Игровое упражнение «Закончи предложение».
- Я буду задавать вопросы, заканчивать предложение. (Добиваться полного ответа)
Листья осенью (что делают) – желтеют и опадают.
Дождь осенью (что делает) – моросит, идет.
Урожай осенью (что делают) – убирают.
Птицы осенью (что делают) — улетают в теплые края.
Деревья осенью (что делают) — роняют листья.
Звери осенью (что делают)— готовятся к зиме, меняют шубки.
Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) - мы сидим дома.
В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы поиграть с друзьями.
На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) - я взял с собой зонтик.
Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем) – мы не выходим на прогулку.
В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы погулять.
- Листики все прикрепили. Что получилось? (букет из листьев)
- Мы от осени привет — собрали в большой букет!
Физкультминутка с элементами корригирующей гимнастики
- Отдохнуть предлагаю на улице. Давайте отправимся в осенний лес. Идем по узенькой тропинке. (Ходьба по гимнастическим коврикам, в колонне по одному, руки на поясе, локти назад). Вот мы и в лесу, как же здесь красиво! Видите, ребята, как много деревьев в лесу. (Построение врассыпную около гимнастических палок) Угадайте, о каком дереве я говорю:
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
Дети: Береза.
- Покажем в упражнении березку. Какие красивые стволы у берез!
Упражнение «Береза». Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки с палкой опущены перед собой. На счёт 1-вдох, поднять руки вверх, 2- присесть, не отрывая ступней от пола, 3- принять исходное положение. Повторить 4 раз.
Темп умеренный.
- Какое следующее дерево мы покажем?
Платье потерялось,
Пуговки остались.
Дети: Это рябинка.
Покажем в упражнении рябинку.
Упражнение «Рябина». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, гимнастическая палка в руках над головой. На счёт 1 - наклон в одну сторону, 2 - вернуться в исходную позицию, 3 - наклон в другую сторону, 4 - вернуться в исходную позицию. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.
- Отгадайте следующую загадку.
Зимой и летом
Одним цветом.
Дети: Ёлка.
Упражнение «Елка». Исходная позиция: стоя, палка на полу, руки на поясе. На счёт 1 – ходьба по гим. палке «ёлочкой» вперёд (рисуя веточки ёлочки, 2 – принять исходное положение. Повторить по 4 раза.
- Молодцы ребята, давайте соберём каштанов и желудей, для наших занятий. Посмотрите, как много их на земле.
«Собери каштаны и жёлуди»
Дети пальчиками ног собирают в корзину каштаны и жёлуди.
- Молодцы ребята справились с заданьем. А теперь нам пора возвращаться в группу. (Ходьба по гимнастическим коврикам, в колонне по одному, руки на поясе, локти назад).
- Вот мы снова в группе. Ребята, перед вами репродукции картин русских художников. Какое время года изображено на картинах? (осень)
- Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Как вы думаете, почему?
- Какая осень? (Красивая, яркая, солнечная, тихая.)
- Ребята, посмотрите на картины «Поздняя осень».
Какую осень вы видите здесь? (Мрачная, холодная, темная, сырая.)
- Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.
- Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.
Чтение стихотворений на фоне музыки (П. И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песнь».)
- Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас! Иван Бунин «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
- Иван Бунин пишет, что «лес — точно терем расписной». Как вы себе это представляете? (листья на деревьях, с наступлением осени, поменяли окраску: стали красными, жёлтыми, оранжевыми, каричневыми; Лес- это дом для диких животных — терем. Терем расписной, нарядный, красивый.)
- Чем пахнет осенний лес? (дубом и сосной)
- Как вы думаете, автору стихотворения нравится осень? Почему вы так решили? (Автору нравится осень. Он говорит о ней с восхищением.)
- Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её. Даша прочитае ещё одно стихотворение Алексея Толстого, в котором говорится об осени.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
- Почему автор говорит «бедный сад»? (Потому, что листва облетела с веток деревьев и деревья смотрятся без наряда бедненько, сиротливо.)
- Какое настроение передаёт нам стихотворение? Почему? (Настроение грусти, тоски. Нет тех летних красок.)
- Послушайте стихотворение Аполлона Майкова в исполнении Артёма.
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришёл!"
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
- К кому обращаются листочки? (листочки обращаются к родимому лесу) О чём кричат?
-А что произошло с лесом? («Его спеленали могучие сны»)
- Что с лесом произойдёт весной? (он проснётся и с новой силой заживёт, будет ещё зеленее и красивее)
- Ребята, какое стихотворение вам понравилось? Чем понравилось стихотворение?
- Вы слушали стихотворения, а что вам помогало представить картины осени? (музыка)
Рефлексивно - оценочный этап
Воспитатель: Дети помогли мы синичке?
Дети: Да, мы ей рассказать, что такое осень.
Воспитатель: Как мы смоли рассказать синичке об осени?
Дети: Мы говорили об осени. Выяснили, что происходит в природе в это время года. Рассмотрели репродукции картин. Прочитали стихи об осени. Прослушали музыку П. И. Чайковский «Времена года» Октябрь. Осенняя песнь».
Воспитатель: Какое задание, упражнение вам больше всего понравилось?
- Где мы можем увидеть, услышать или прочитать об изменениях природы осенью? (наблюдая за природой на улице, читая стихи, слушая музыку, рассматривая картины)
- Кто и что нам может помочь увидеть всю красоту природы в это время года? (поэты, художники, композиторы)
- Если вам понравилось наше занятие, встаньте около солнца, а если вам что-то не понравилось, пройдите к тучке. (Дети делают свой выбор).
- Синичка вас благодарит и прощается с вами.
Последующая работа
- Мы с вами нарисуем, для Синички рисунки с изображением осени.