Папки-передвижки

Конспект ООД по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Закончи предложение»» в старшей группе

Ольга Ситникова
Конспект ООД по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Закончи предложение»» в старшей группе

Цель: формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Задачи:

Развивающая : развивать устную речь, поэтический слух, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Образовательная: упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Чтение стихов о поздней осени, Дидактическое упражнение „Закончи предложение““ в старшей группе» размещена в разделах

Воспитательная: воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища, воспитывать эмоционально - эстетический отклик на выразительность художественного образа, передаваемого в музыке.

Оборудование и материалы: магнитная доска, картин И. Левитана «Золотая осень», В. Кубарева «Поздняя осень»; аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года» Октябрь. Осенняя песнь», гимнастические коврики, гимнастические палки, корзина, каштаны, жёлуди.

Предварительная подготовка : наблюдения за живой и неживой природой, рассматривание репродукций картин об осени, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений об осени, отгадывание загадок.

Ход занятия

I. Психологический настрой

Воспитатель: Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем –

И ладошки, и сердца!

Пусть тепло на свете будет!

Улыбаются пусть люди!

Мир пусть будет без конца!

Для хорошего настроения

Мы друг другу подарим улыбки!

Воспитатель: Ребята, слышите кто-то стучит в окно. Кто же это? (синичка с листочком в клюве)

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель: Ребята, синичка говорит, что она родилась летом, когда было вокруг всё зелёное, цвели цветы, было жарко, светило яркое солнце. А что происходит сейчас в природе, почему все изменилось вокруг. Листья на деревьях стали разноцветные и опадают, трава засыхает. Она ничего не поймет, и не знает, кто же ей сможет помочь рассказать об изменениях. Ребята, как же быть?

Дети: Надо рассказать синички об изменениях в природе.

Поисковый этап

Дети: Мы будем говорить об осени. Выясним, что происходит в природе в это время года. Рассмотрим репродукции картин. Прочитаем стихи об осени. Прослушаем музыку.

Практический этап

Беседа об осени (характеристика погоды, осенние изменения в природе, осенние месяцы).

- Какое сейчас время года? (осень)

- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какой сейчас месяц? (Ноябрь)

- Значит, на дворе поздняя осень. Что значит «поздняя»? (Скоро наступит зима)

- Какая сегодня погода? (Сегодня погода ясна)

- Какое сегодня небо? (Небо голубое или синее-синее)

- Какие краски природа использует, раскрашивая листву на деревьях и кустарниках летом, а какие осенью? (Летом листья зеленые, а осенью разноцветные).

- Деревья полыхают желтизной. А что значит «деревья полыхают желтизной»? (На деревьях много жёлтых листьев.)

- Что называют листопадом? (Листопад — это явление природы, когда деревья сбрасывают листву.)

- В какую погоду листочков облетает больше? (В ветреную погоду.)

- Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев. Почему мы говорим «золотистых» листьев? Это какой цвет? (Золотистый — от слова «золото». Золото жёлтого цвета.)

- Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, тёмным, грустным и унылым. Унылый — это какой? (Унылый — грустный, без настроения.)

- Пасмурно — это как? (В пасмурную погоду солнышко прячется, на улице серо, тускло.)

Игровое упражнение «Закончи предложение».

- Я буду задавать вопросы, заканчивать предложение. (Добиваться полного ответа)

Листья осенью (что делают) – желтеют и опадают.

Дождь осенью (что делает) – моросит, идет.

Урожай осенью (что делают) – убирают.

Птицы осенью (что делают) — улетают в теплые края.

Деревья осенью (что делают) — роняют листья.

Звери осенью (что делают)— готовятся к зиме, меняют шубки.

Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) - мы сидим дома.

В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы поиграть с друзьями.

На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) - я взял с собой зонтик.

Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем) – мы не выходим на прогулку.

В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы погулять.

- Листики все прикрепили. Что получилось? (букет из листьев)

- Мы от осени привет — собрали в большой букет!

Физкультминутка с элементами корригирующей гимнастики

- Отдохнуть предлагаю на улице. Давайте отправимся в осенний лес. Идем по узенькой тропинке. (Ходьба по гимнастическим коврикам, в колонне по одному, руки на поясе, локти назад). Вот мы и в лесу, как же здесь красиво! Видите, ребята, как много деревьев в лесу. (Построение врассыпную около гимнастических палок) Угадайте, о каком дереве я говорю:

Стоят столбы белы,

На них шапки зелены.

Дети: Береза.

- Покажем в упражнении березку. Какие красивые стволы у берез!

Упражнение «Береза». Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки с палкой опущены перед собой. На счёт 1-вдох, поднять руки вверх, 2- присесть, не отрывая ступней от пола, 3- принять исходное положение. Повторить 4 раз.

Темп умеренный.

- Какое следующее дерево мы покажем?

Платье потерялось,

Пуговки остались.

Дети: Это рябинка.

Покажем в упражнении рябинку.

Упражнение «Рябина». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, гимнастическая палка в руках над головой. На счёт 1 - наклон в одну сторону, 2 - вернуться в исходную позицию, 3 - наклон в другую сторону, 4 - вернуться в исходную позицию. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

- Отгадайте следующую загадку.

Зимой и летом

Одним цветом.

Дети: Ёлка.

Упражнение «Елка». Исходная позиция: стоя, палка на полу, руки на поясе. На счёт 1 – ходьба по гим. палке «ёлочкой» вперёд (рисуя веточки ёлочки, 2 – принять исходное положение. Повторить по 4 раза.

- Молодцы ребята, давайте соберём каштанов и желудей, для наших занятий. Посмотрите, как много их на земле.

«Собери каштаны и жёлуди»

Дети пальчиками ног собирают в корзину каштаны и жёлуди.

- Молодцы ребята справились с заданьем. А теперь нам пора возвращаться в группу. (Ходьба по гимнастическим коврикам, в колонне по одному, руки на поясе, локти назад).

- Вот мы снова в группе. Ребята, перед вами репродукции картин русских художников. Какое время года изображено на картинах? (осень)

- Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Как вы думаете, почему?

- Какая осень? (Красивая, яркая, солнечная, тихая.)

- Ребята, посмотрите на картины «Поздняя осень».

Какую осень вы видите здесь? (Мрачная, холодная, темная, сырая.)

- Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.

- Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.

Чтение стихотворений на фоне музыки (П. И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песнь».)

- Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас! Иван Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

- Иван Бунин пишет, что «лес — точно терем расписной». Как вы себе это представляете? (листья на деревьях, с наступлением осени, поменяли окраску: стали красными, жёлтыми, оранжевыми, каричневыми; Лес- это дом для диких животных — терем. Терем расписной, нарядный, красивый.)

- Чем пахнет осенний лес? (дубом и сосной)

- Как вы думаете, автору стихотворения нравится осень? Почему вы так решили? (Автору нравится осень. Он говорит о ней с восхищением.)

- Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её. Даша прочитае ещё одно стихотворение Алексея Толстого, в котором говорится об осени.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

- Почему автор говорит «бедный сад»? (Потому, что листва облетела с веток деревьев и деревья смотрятся без наряда бедненько, сиротливо.)

- Какое настроение передаёт нам стихотворение? Почему? (Настроение грусти, тоски. Нет тех летних красок.)

- Послушайте стихотворение Аполлона Майкова в исполнении Артёма.

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

"Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришёл!"

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под тёмной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

- К кому обращаются листочки? (листочки обращаются к родимому лесу) О чём кричат?

-А что произошло с лесом? («Его спеленали могучие сны»)

- Что с лесом произойдёт весной? (он проснётся и с новой силой заживёт, будет ещё зеленее и красивее)

- Ребята, какое стихотворение вам понравилось? Чем понравилось стихотворение?

- Вы слушали стихотворения, а что вам помогало представить картины осени? (музыка)

Рефлексивно - оценочный этап

Воспитатель: Дети помогли мы синичке?

Дети: Да, мы ей рассказать, что такое осень.

Воспитатель: Как мы смоли рассказать синичке об осени?

Дети: Мы говорили об осени. Выяснили, что происходит в природе в это время года. Рассмотрели репродукции картин. Прочитали стихи об осени. Прослушали музыку П. И. Чайковский «Времена года» Октябрь. Осенняя песнь».

Воспитатель: Какое задание, упражнение вам больше всего понравилось?

- Где мы можем увидеть, услышать или прочитать об изменениях природы осенью? (наблюдая за природой на улице, читая стихи, слушая музыку, рассматривая картины)

- Кто и что нам может помочь увидеть всю красоту природы в это время года? (поэты, художники, композиторы)

- Если вам понравилось наше занятие, встаньте около солнца, а если вам что-то не понравилось, пройдите к тучке. (Дети делают свой выбор).

- Синичка вас благодарит и прощается с вами.

Последующая работа

- Мы с вами нарисуем, для Синички рисунки с изображением осени.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Дидактическое упражнение «Два слова в одном» Словообразование является неисчерпаемым источником пополнения словарного запаса, так как расширение, обогащение словаря ребенка происходит.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа об осени по мнемотаблицам»Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа об осени по мнемотаблицам» Цели занятия: Коррекционно-образовательная: - учить детей подбирать признаки и действия к словам: осень, дождь, ветер, листья, птицы и согласовывать.

Конспект НОД «Краски осени» по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группеКонспект НОД «Краски осени» по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Технологии: игровые, речевые,.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени» в старшей группе Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Задачи: Развивающие:.

Конспект ООД по развитию речи «Дидактическое упражнение «Не уходи от нас, киска!» Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка» Конспект ООД по Развитию речи. Тема: Дидактическое упражнение «Не уходи от нас, киска!» Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка». Программные.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворений об осени» в средней группе НОД по развитию речи По теме «Чтение стихотворений об осени» средняя группа Цель: развитие интереса к художественной литературе, приобщение.

«Ищем следы осени». План-конспект организационной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Ищем следы осени». Цель: учить детей составлению описательного рассказа о времени года с помощью мнемотаблиц; закрепить знания детей.

План-конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение стихов о весне» План-конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Чтение стихов о весне» Разработал: Пикалова Т. А..

Конспект занятия по развитию речи в средней группе ДОУ «Чтение стихотворения об осени» Занятие по развитию речи в средней группе ДОУ. Тема: «Чтение стихотворения об осени». Цель: продолжить эстетическое развитие детей, приобщение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Закончи предложение»» в старшей группе
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 14:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД