Людмила Анатольевна
«Ищем следы осени». План-конспект организационной деятельности по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ищем следы осени».
Цель: учить детей составлению описательного рассказа о времени года с помощью мнемотаблиц; закрепить знания детей об осени, о её приметах; продолжать учить детей подбирать слова-определения к существительным, образовывать существительные уменьшительно-ласкательными суффиксами, учить правильно строить предложения, давать распространённые ответы на поставленные вопросы, использовать пальчиковую гимнастику в парах для закрепления названия пальцев руки; использование приёмов ТРИЗ для развития творческого воображения детей; воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей, взаимопомощь во время выполнения заданий воспитателя.
Публикация «„Ищем следы осени“, План-конспект организационной деятельности по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: мнемотаблицы в виде цветика-пятицветика; картинки с изображением птиц; индикаторы цветов; разрезные картинки с изображением различных овощей.
Предварительная работа:
Ход занятия:
-1-
На ковре цветок из пяти разноцветных лепестков в середине на кружке написано – Осень.
Дети входят в группу, здороваются с гостями, воспитатель обращается к детям с вопросом:
-Какое время года за окном?
За окном осень. (Спрашивает несколько детей. А как ты думаешь? А ты как считаешь? Как тебе кажется). Ответы: Я думаю, что за окном осень и др. ответы.
-Почему за окном осень? А может быть зима или лето?
-Чтобы доказать, что за окном осень, нам нужно отыскать её следы.
Посмотрите-ка на цветок, который расцвёл у нас на ковре. Этот цветок не простой, а волшебный, он поможет нам в наших поисках.
-2-
Срывает жёлтый листок, на обратной его стороне изображена мнемо-таблица, гнущееся под ветром дерево и листок. Переворачивают лепесток обратной стороной и прикрепляют к ковру мнемотаблицей вверх.
- Посмотрите, что нам хочет рассказать эта табличка? Она нам расскажет о деревьях. Что происходит с деревьями осенью?
-На них желтеют и опадают листья.
-Как называется это явление природы? Это явление природы называется Листопад.
-Какого цвета листья бывают осенью? Осенью листья бывают золотые, багряные, пурпурные, изумрудные. (На столе разложены индикаторы цвета, дети находят их и называют цвета).
-3-
Снова подходят к цветку, срывают синий лепесток – с обратной стороны табличка с изображением тучки и идущего дождя. Прикрепляют табличку мнемотаблицей вверх.
-Что нам хочет рассказать этот лепесток?
-Этот лепесток нам рассказывает о дождях, о том, что осенью часто идут дожди.
-Какие дожди бывают осенью?
-Осенью дожди холодные, моросящие, грибные, мелкие, затяжные. (Спрашивает нескольких детей).Давайте-ка мы с вами изобразим дождик, превратимся в дождик:
Пальчиковая гимнастика в парах:
Капля- раз, капля-два,
Капля медленно сперва…
Кап-кап-кап-кап…
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять…
Хлопки: кап-кап-кап…
Зонтик поскорей открой,
От дождя себя укрой!
Дети раскрывают руки над головой, имитируя зонтик.
При помощи чего мы с вами сделали дождик?
-При помощи пальцев рук.
-А какой пальчик мы использовали: как он называется и почему?
-Мы использовали указательный палец. Он так называется потому, что на всё указывает и всё показывает.
-4-
Снова подходят к цветку, срывают серый лепесток, смотрят на обратную сторону – на мнемотаблице силуэт птицы. Прикрепляют мнемотаблицу вверх.
О чём нам хочет рассказать этот лепесток?
- О птицах.
Дети садятся полукругом на стулья Воспитатель раздаёт им по картинке с изображением птицы.
-Что происходит с птицами осенью?
-Они улетают в тёплые края.
-Почему это происходит?
-Потому, что им холодно и голодно.
-Нам жалко с ними расставаться. Давайте мы назовём их ласково, чтобы им не было холодно и голодно.
Дети по очереди называют птицу изображё нную на картинке:
Скворец-скворушка, сова-совушка, воробей-воробышек, ворона-воронушка, кукушка-кукушечка и т. д.
-5-
Снова подходят к цветку, срывают коричневый лепесток, на обратной стороне лепестка символическое изображение огорода.
-Что хочет рассказать этот лепесток?
-Он нам рассказывает, что осенью люди собирают урожай овощей.
-Где растут овощи?
-Овощи растут на огороде.
Воспитатель спрашивает у детей, не знает ли кто-нибудь из них стихотворение о том, что растёт на огороде?
Поднялся наш огород, Всё под солнышком растёт.
В огороде много гряд. Тут и репа, и салат,
Тут и свёкла и горох, А картофель разве плох?
Наш зелёный огород, Нас прокормит круглый год.
-А чтобы рос огород, нужно удалить сорняки.
Физкультминутка «Огородники» :
Иван, Иван вырывай бурьян, чтоб росла редиска,
Чтоб росла морковка, зеленел лучок - не ленись дружок!
Чтоб росла репка, сладкая и крепкая,
Чтоб капусты кочанок, рос с большущий чугунок.
Воспитатель подводит детей к столу, на котором разложены разрезные картинки с изображением овощей. (Картинки соединены правильно).
-Вот какой огород у нас вырос!
-Ну что-то случилось, прилетел злой волшебник, всё перемешал, разрушил наш огород, он стал другим:
Показал садовод на такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли, помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук, и репуста.
-На нашем огороде выросли чудо-овощи, которых не бывает в природе: Вот это ОГУРБУЗ (соединяет огурец и арбуз, а вот это ПОМИДЫНЯ (соединяет помидор и дыню, а это что? Дети придумывают названия чудо-овощей.
Срываем последний лепесток. Он пустой, на обратной стороне нет мнемотаблицы.
-А, ребята, я догадалась! Этот лепесток хочет, чтобы мы с вами обобщили все наши знания об осени. Воспитатель предлагает детям по цепочке рассказать, что они запомнили о приметах осени :
-Осенью желтеют и опадают листья. Листопад.
-Осенью часто идут дожди.
Какие…
-Птицы улетают в тёплые края потому, что им холодно и голодно.
-Дни становятся короче, а ночи длиннее.
-Собирают урожай овощей и фруктов.
Животные готовятся к зиме.
Дети по цепочке рассказывают об осени.