Татьяна Туева
Конспект НОД «Волшебная глина» в подготовительной группе
Цель. Познакомить с гончарным промыслом, показать разнообразие изделий из глины. Способствовать применению полученных знаний на практике (лепка посуды, игрушек). Воспитывать чувство уважения к труду, мастерству.
Словарная работа. Гончар, гончарный круг, копанце, топанце, кружало, кувшин, глиняная чашка, крынка.
Предварительная работа Чтение книг по теме. Проведение игры-викторины «Целительные свойства глины», дидактических игр «Распутай клубок», «Выбери изделие из глины», «Отгадай загадку».
Публикация «Конспект НОД „Волшебная глина“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Материал. Кусок мокрой глины, кирпич; макет дома-«мазанки»; набор разрезных картинок с изображением глиняной посуды: кувшина, ладки, корчаги, горлача, горшка; керамическая настенная плитка; глиняные игрушки (ежик-свисток, корова, конь, овца, заяц, маленькая глиняная ваза, игрушки из дерева, стекла, пластмассы, резины, мягкие игрушки; картинка с изображением ручного гончарного круга (или иллюстрация из книги 3. Левицкой «История Отечества для детей»); чистые листы белой бумаги для рисования, фломастеры, цветные карандаши, пластилин — на каждого ребенка.
Ход занятия.
Глину издавна использовали не только для строительства. В наше время при изготовлении белой бумаги в жидкую массу добавляют небольшое количество белой глины.
Глина имеет и целебные свойства. Вспомните, что же она лечит? (Ответы детей.) Правильно, даже сейчас, когда для борьбы с болезнями имеется множество лекарств, применяются старинные рецепты: чтобы избавиться от болей в пояснице и суставах, в глину добавляют керосин или уксус, разрезают на полоски и прикладывают к больным местам. Маленькие пластинки разогретой глины используют как своеобразные горчичники. При простуде нагревают кирпич, сыплют на него луковую шелуху и вдыхают лечебный дым. Часто используют глину вместо грелки. А если положить на горячий кирпич веточки полыни или можжевельника, можно уничтожить вредные микробы в воздухе комнаты и изгнать мух и комаров. Глина — самый распространенный природный материал, из которого можно вылепить все что угодно. Послушайте стихотворение:
Мастера не любят скуки, целый день в работе руки.
Лепят все: горшки и кружки, миски, разные игрушки.
Все стоит на полках в ряд - дружный глиняный отряд.
Что же можно вылепить из глины? (Посуду, игрушки.) Однажды котенок, который жил в доме мастеров, разыгрался и прыгнул на полку с глиняной посудой. Все полетело на пол и разбилось на кусочки.
Игра «Сложи посуду из кусочков».
Продолжим разговор о глиняной посуде. Сначала ее лепили руками: маленькую выдавливали из кусочков глины, большую составляли из глиняных колец, накладывая одно на другое. Потом появился ручной гончарный круг. Одной рукой его крутили, а другой лепили изделия (показ иллюстрации). Позже придумали ножной гончарный круг. Лепить посуду стало легче и быстрее. Во всех случаях готовые изделия обжигали в печи.
Эта посуда так нравится людям, что о ней сочинено много загадок. Вот одна из них — о глиняном горшке:
Был я на копанце (в яме или карьере, где брали глину,
Был я на топанце (в месте, где глину топтали, выбирая мусор,
Был я на кружале (гончарном круге,
Был я на пожаре (в печи,
Был я на базаре.
Молод был — семью кормил (готовили в нем еду,
Стар стал — пеленаться стал (треснувший старый горшок обвивали берестяными лентами,
Умер — мои кости негодящие бросили в яму (совсем плох стал горшок,
Собаки моих костей не гложут (собаки глину не едят).
(Читает загадку дважды: без пояснений и с объяснениями каждой строки. ) Кто знает, как называют мастера, который работает с глиной? (Ответы детей.) Проверим ваши ответы.
Игра «Распутай клубок»: (дети «распутывают нитки» — карандашом соединяют буквы О, Н, Г, Ч, Р, А с клетками схемы слова, состоящего из шести букв, вписывают буквы в схему — получается слово «гончар».) Правильно, мастера, который лепит из глины посуду, называют гончаром. Гончар вкладывает много сил и душу в свои изделия. Они для него как живые, об этом говорят названия частей кувшина (показывает): тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.
К кухонной посуде относились: корчага - большой кувшин с узким горлышком (в нем хранились сыпучие продукты, горшок — называли его еще ставцом или кашником (в нем варили кашу и щи, горлач (для разлива молока, ладка — широкая глубокая тарелка (для жарки).
Глиняные изделия украшали орнаментом: волнистые линии — это знак воды, прямые линии — знак земли, косые линии означали дождь, точки — семена. Доскажите стихотворение:
Завелась неведомая птица, всякий ею подивится.
Далеко по белу свету знают все пичугу эту,
Эта птица не простая, расписная, золотая,
Просто диво-безделушка! И зовут ее —.
(Дети. Игрушка.)
Воспитатель. Да, из глины какие только игрушки не делают! Дымковские, филимоновские, орловские, тульские. (показывает).
Отгадайте, о каких игрушках загадки:
Вот так ежик! Сам невелик,
Станешь дуть - а он свистит!
(ёжик-свистулька.)
Маленький, да расписной.
Длинноухий и косой!
(Заяц.)
Вот и поговорили мы с вами о глине. Оказывается, она совсем не простая, а волшебная: сколько нужных и красивых вещей можно из нее сделать!
Игра «Выбери изделия из глины»: из разложенных на столе игрушек и предметов дети выбирают только глиняные.
После игры рисуют глиняную посуду и раскрашивают ее или лепят «глиняную» игрушку.