Галина Черняева
Конспект НОД «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательной непосредственной образовательной деятельности в форме экспериментальных действий
Тема: " В стране Волшебного электричества"
Цель: познакомить детей со статическим электричеством, создать условия для формирования у детей старшего возраста знаний о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами.
Программные задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
-обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании;
-закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;
- познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
-закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
-развивать мыслительную активность, любознательность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
-развивать стремление к поисково - познавательной деятельности; Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Материал:
- Игрушка – Буратино;
- Картинки электроприборов к дидактической игре;
Оборудование для опытов:
Опыт 1 Воздушные шарики по количеству детей.
Опыт 2 Пластмассовые расчески по количеству детей, полоски бумаги, шерстяной шарфик, зеркала.
Опыт 3 На подставке оргстекло, под которым лежат шарики из пенопласта.
Опыт 4 полиэтиленовый пакет, рис воздушный/крупа/, лист бумаги
Опыт 5 воздушный шарик, чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, шерстяной шарф.
Опыт 6 фонарик, батарейка
- Мяч;
- Верёвка с узелками;
- Памятки;
- Презентация «В стране электричества»
Предварительная работа:
- Чтение сказки К. Чуковского «Краденое солнце»
-Беседы;
-Рассматривание иллюстраций;
-Дидактические игры;
-Загадывание загадок;
Содержание образовательной деятельности: Дети заходят в группу, садятся на стулья.
Педагог: Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы вместе весело поиграть.
Я предлагаю всем нам поздороваться и пожелать друг другу здоровья.
Коммуникативная игра: «Здравствуйте, друзья»
- Здравствуй солнце золотое! -поднять руки вверх, образуя круг
Здравствуй небо голубое! - вытянуть руки, качать вправо, влево
Здравствуйте наши друзья, - вытянуть руки вперед
Всем желаем мы добра! - прижать руки к груди
Педагог: Ребята, я вас сегодня хочу пригласить в путешествие по одной волшебной сказочной стране.
Пальминг: «Краденое солнце» :
Вот сейчас закроем глазки
И окажемся мы в сказке.
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки – белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота,
Не ходи за ворота;
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
Мы откроем глазки –
В какой мы были сказке? Ответы детей.
Что же делать, в темноте,
Если солнца нет нигде? Предположения детей.
Презентация: Электричество в нашем доме. Слайд№1
Загадка: Оно дает тепло и свет, Слайд №2
Щедрей его на свете нет.
К посёлкам, сёлам, городам
Идет оно по проводам,
Волшебное Величество –
Это….
Дети: Электричество.
Педагог: Мы с вами сегодня побываем в волшебной стране электричества.
Скажите, вы можете обойтись без освещения, тепла и телефона, без компьютера и телевизора? Электричество настолько глубоко проникло в нашу жизнь, что мы порой и не задумываемся, что это за волшебник помогает нам в работе.
-А у нас в группе есть электричество?
-Как вы догадались? (в группе есть розетки, выключатели, лампочки)
- Электричество в природе существуют повсюду. Это и молния во время грозы, и притягивание предметов друг к другу. Иногда сами люди, притрагиваясь друг к другу, «бьются током». Слайд № 3
Но в древности человек, живущий в пещерах, боялся этого явления и почитал как незнакомое божество, которое сильней его, источниками света были только солнце, луна и звёзды. Прошли тысячи лет, прежде чем человек научился освещать свой дом. Люди жгли лучину, отколотую от полена, но и она быстро сгорала, потом научились делать свечи, но от них случались пожары, придумали керосиновую лампу, газовый фонарь. Слайд № 4
И только в 1663г. придумали первую электрическую машину, в 1872г. изобрели лампочку, которая сейчас есть в каждом доме и батарейки.
Слайд № 5, Слайд № 6
А как получают электричество, которое попадает в наш дом, зажигает лампочку? Слайд № 7
Электричество рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в земле, или очень высоко над землей, начинает свой путь к людям.
Слайд № 8
Оно может возникать из падающей воды на гидроэлектростанциях. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается электричество. Оно подаётся в специальные подстанции, а от них потом по проводам бежит к нам домой, в больницы, на заводы и туда, где люди не могут обойтись без электричества. Такая ГЭС работает в г. Новочебоксарске на реке Волга. Слайд № 9
Электричество похоже на множество маленьких сердитых пчелок, которые бегают по проводам и заставляют приборы работать. Увидеть их невозможно, не стоит и пытаться. И когда электроприбор выключен, они там покоятся, отдыхают. Но стоит подключить его к розетке (либо нажать на выключатель, если он соединен с сетью, как они начинают трудиться: бегать либо летать внутри провода вперед и назад без устали! И от такого их движения вырабатывается энергия, зажигающая лампочку или позволяющая работать разным приборам. Слайд № 10
Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам по проводам. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам ток и попадает в дома. Слайд № 11
Повелевают электричеством только специально обученные люди - электрики. Они, словно волшебники, соединяют провода в большую паутину, устанавливают переключатели, рубильники и розетки. Слайд № 12
-А сейчас давайте поиграем. Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.
Динамическая пауза. Игра «Ток бежит по проводам»
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на верёвке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс.
Педагог: - Как называются современные приборы, которые работают только с помощью электричества? (электроприборы) Слайд №13
-А как вы думаете, зачем люди придумали электрические приборы? (чтобы делать всё быстрее и легче)
- Я предлагаю поиграть в игру с мячом “Для чего это нужно?”. Сейчас мы вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами.
Утюгом – гладят бельё.
Миксером – взбивают крем.
Феном – сушат волосы.
Лампой – освещают книгу.
Пылесосом – пылесосят ковры.
Вентилятором – охлаждают воздух.
В холодильнике – хранят продукты.
В микроволновке – разогревают еду.
В чайнике – кипятят воду.
На электроплите – готовят еду.
По телефону – звонят.
На магнитофоне – слушают музыку.
- Видите, как много электроприборов нас окружает. Они наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной.
Без них человеку было бы трудно.
Дидактическая игра «Хорошо — плохо»
Педагог: Электрический ток — это хорошо. Почему?
/ Освещаются дома, улицы, витрины магазинов, работают электроприборы, без электричества не смогут работать заводы, фабрики, троллейбусы не повезут пассажиров и т. д. / Слайд №14
Педагог: Электрический ток — это плохо. Почему?
/ Опасно для жизни. Электричество может сильно ударить, обжечь, а то и убить. Не зря каждый родитель объясняет, что электрический ток - это очень опасно.
Педагог: Электрические приборы при неправильном обращении могут превратиться во врагов. Так что от розеток и проводов лучше держаться подальше. Слайд №15
- Дети вы слышите, кто-то плачет. Вы сидите тихо, а я посмотрю.
Вносится игрушка Буратино /или входит персонаж/ (рука и нос забинтованы)
Педагог: - Буратино, что с тобой?
Ты весь бледный и больной?
Куда ты сунул нос и руку?
Буратино: –Увидел я две дырочки вверху на стене,
И интересно стало мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
Посмотреть хотел, что там.
Нос мой в дырочку попал,
А там огонь тихонько спал,
На меня он рассердился,
Нос и руку мне обжег,
Расскажите мне, ребята,
Может там дракон живет?
Педагог: - Дети, скажите, что за две дырочки увидел Буратино? (ответы детей).
- А разве можно играть с розеткой? (ответы детей).
Пальчиковая гимнастика:
-Гвоздики и пальчики Поочередно соединять большой палец
В розетку не вставлять. с остальными, начиная с указательного.
Электричество опасно –
Это каждый должен знать.
Педагог: - А что может произойти, если не соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов?
- Правильно, если не соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов, может случиться беда, возникнет пожар. Недаром в народе говорят: “Опасение – половина спасения!”
-А вот эти дети, как и Буратино, правил не соблюдали, и посмотрите, что произошло.
Рассматривание картин.
-Правильно ли поступают дети? Почему? Слайд №16, 17, 18, 19, 20, 21,22,23,24,25,26,27.
- Поэтому с электроприборами нужно обращаться очень осторожно. Расскажете Буратино, какие правила теперь и вы знаете?
Правила пользования электроприборами
Не перегружать работой электроприборы
Не пользоваться неисправными розетками, электроприборами;
Не оставлять включенными электроприборы если в доме никого нет.
Главное правило пользования электроприборами для дошкольников
Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие. Слайд № 28
И если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. А чтобы вы не забывали эти правила, я вам и Буратино даю памятки. Смотрите их и не забывайте, что нельзя делать.
Буратино: Спасибо, друзья.
- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Слайд № 29
- В стране электричества есть город "Волшебных предметов", где мы научимся ловить доброе электричество. Приглашаю вас в путешествие. Слайд №30, 31, 32.
- Мы полетим в этот город на воздушных шарах.
. Коммуникативная игра «Мы на шарик сели, вместе полетели»
- Шарик в руки мы берем и другим передаем. /Дети по цепочке передают друг другу шары/. (звучит музыка, дети бегут по залу)
- Полетели, полетели и на землю тихо сели.
Опыт 1. Волшебные шары Слайд № 33, 34, 35.
- Посмотрите, здесь на стене висит шарик. А давайте наши шары тоже повесим на стену. (Дети пытаются повесить шарик на стену).
- Почему этот шарик висит, а ваши - падают? (Предположения детей)
- Мы можем наши шарики тоже превратить в волшебные. Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.
Как вы их сделали такими? (Ответы детей)
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся). Дети перед зеркалами расчесывают волосы расческами.
- Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
- А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.
Опыт 2. Волшебная расческа слайд № 36, 37, 38, 39
- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)
- Поднесите расческу к бумаге.
- С бумагой что-то происходит? (нет).
- Как заставить бумагу притянутся к расческе? (Предположения детей)
- Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.
- Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к расческе).
- Как расческа стала электрической? (её натерли шарфиком)
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Опыт 3. Волшебное стекло
- А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола).
- Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики)
- Как заставить шарики двигаться, прыгать? (натереть стекло, сделать его электрическим).
- У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим.
- Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали).
- Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
Опыт 4 Волшебный рис
Взять 20-25 зёрен воздушного риса, кусок полиэтиленовой плёнки для продуктов — квадрат со стороной 60 см., лист нелинованной бумаги или лист из блокнота.
Разложите зерна воздушного риса на столе.
Скомкайте полиэтиленовую плёнку до размера кулака.
Быстро потрите скомканную полиэтиленовую плёнку о лист бумаги 10-15 раз. Сразу же поднесите пластик к зёрнам, держите её низко, но, не касаясь зёрен. Зёрна подпрыгивают и приклеиваются к плёнке.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт 5. Разделение перемешанных соли и перца.
На бумажное полотенце высыплем перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт 6. Волшебный свет батарейки Слайд № 41
- Посмотрите у меня в руках фонарик. Я нажимаю на кнопки, а он не светит.
-Как вы думаете, почему?
- В батарейке тоже живёт неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
Офтальмотренаж: «Поймай луч»
Педагог: Предлагаю вам лечь на коврик и поймать глазами веселый луч на потолке /релаксация под музыку/.
Педагог: - Вам понравились опыты? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.
Нам пора прощаться со страной электричества. Возьмем воздушные шарики, которые висят на стене, и полетим домой. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными неэлектрическими.
- Как снять электричество с шариков? (смочить водой). (Дети брызгают на шарики воду, бегут по кругу и садятся на стулья) Слайд № 42
- Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.
- А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается, они становятся электрическими).
- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное, с ним можно играть). Слайд № 43
Слайд № 44
Надо помнить всем вокруг:
Электричество – наш друг Дружба с ним прекрасна,
Если не опасна!
Педагог: С электричеством вы будете знакомиться в школе, на уроках физики, где вам учителя расскажут почти все тайны этого уникального, но вместе с тем опасного явления.