Наталья Вячеславовна Щекунских
Конспект организованной образовательной деятельности «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной
деятельности
Тема: «Волшебное электричество»
Возрастная группа: старшая «Б» группа
Щекунских Наталья Вячеславовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №150»
Воронеж 2015
Цель: Слайд 1.
Знакомство детей с понятием «Статическое электричество».
Закрепление правил безопасного поведения с электроприборами.
Задачи:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
1. Социально-коммуникативное развитие:
-Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека;
-воспитывать умение слушать друг друга, общаться, быть терпимым;
-уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.
2. Познавательно-исследовательское развитие:
- Прививать навыки экспериментирования, развивать знания по технике безопасности с электричеством;
-побудить детей к постоянному их соблюдению;
- развивать наблюдательность, любознательность.
- познакомить с новым понятием «статическое электричество».
3. Речевое развитие.
-Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
- развивать связную диалогическую и монологическую речь.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- способствовать развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
5. Физическое развитие:
-Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки;
- способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
Обеспечение занятия:
Занятие-презентация.
Для воспитателя: Экран, ноутбук, видеозапись мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности», аудиозапись песни «До чего дошел прогресс…», аудиозапись со звуками бытовой техники, полотенце, соль, перец, игрушка, батарейка; воздушные шары, варежка из шерстяной ткани, леска, свеча. Плакаты, бытовые приборы для оформления группы.
Для детей: Белые халаты, воздушные шары, линейки, бумажные тарелки, конфетти, обруч, волшебный электрический провод.
Предварительная работа:
-Знакомство с различными бытовыми приборами.
-Рассматривание игрушки на батарейке, беседа по принципу работы игрушки.
-Знакомство с загадками по теме «Электричество».
-Беседа по технике безопасного поведения с электроприборами.
-Взаимодействие с родителями: оформление папки передвижки по теме: «Правила безопасного поведения с электроприборами».
План совместной деятельности :
1. Мотивация детей к изучению понятия «Статическое электричество». Знакомство детей с достижением человечества – электричеством.
2. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения с электроприборами.
3. Прививать детям навыки экспериментирования, развивать наблюдательность, любознательность.
Ход совместной деятельности.
Орг. момент.
(Дети проходят в комнату, встают вокруг воспитателя).
(Актуализация ранее пройденного материала. Наблюдение за работой игрушки на батарейке).
–Я принесла в группу игрушку, Но что-то она, по-моему, не работает. Что же это такое? Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, села батарейка и т. д.
– Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработала.
– Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
– Верно, когда мы вставили батарейку, через игрушку прошел электрический ток, и она заработала.
–Что же за сила такая скрывается в батарейках? Как вы думаете?
– Это электричество.
– А что такое электричество?
- Давайте поговорим.
Слайд 2.
Беседа об электричестве.
– Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.
Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. Давайте послушаем, что нам расскажет про это Тетушка Сова из научного дупла.
Усаживайтесь удобнее на стульчики.
Слайд 3
(Дети рассаживаются на стульчики возле телевизора. Фрагмент мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».)
– Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.
– Дети, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.)
Слайд 4
– Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.
Беседа о бытовой технике.
(Дети продолжают сидеть на стульчиках. Воспитатель читает стихотворение).
Про девушку эту сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справиться девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится девушке дом убирать,
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо еще приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка - всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую Фею.
– Вы догадались, о какой девушке идет речь? (О Золушке)
Слайд 5
– Дети, вы хотите, чтобы Золушка попала на бал? (Ответы детей).
– Сегодня фея предлагает вам сделать Золушке подарок.
Какой – вы узнаете, отгадав загадки. Если вы правильно называете отгадку, фея дарит подарок Золушке.
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают.)
Слайд 6
1) Пыль найдет и вмиг проглотит
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг,
Как хобот, нос,
Коврик чистит (Пылесос).
Слайд 7
2) То назад, то вперед ходит, бродит пароход,
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.
Остановишь - горе, продырявит море… (Утюг).
Слайд 8
3) Посмотри на меня
В брюхе жарко у меня,
А в носу моем дыра.
Когда все во мне кипит,
Из нее пар валит… (Чайник).
Слайд 9
4) Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку,
строчка в строчку,
Будет платье
вашей дочке… (Швейная машинка).
Слайд 10
5) Это прачка-автомат
Нам стирает всё подряд (Стиральная машина).
– Вот какие молодцы! Сколько подарков Золушке подарили.
– Как можно, одним словом назвать то, что мы перечислили? (Это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома).
– Для чего она нужна? Она облегчает нашу жизнь, наш быт. Физкультминутка.
Разомнемся немного. Поиграем в игру «Ток бежит по проводам…».
(Дети держатся руками за обруч и вращают его по кругу, проговаривая слова и аналогично с волшебным проводом).
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Слайд 11
Дидактическая игра «Что есть, что было».
– Дети, всегда ли существовали электроприборы? Как же люди раньше обходились без них? (ответы детей)
– Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось, человеку справляться с жизненными проблемами.
Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо электрических приборов. Поиграем в игру «Что есть, что было». Перед вами на экране будет появляться изображение бытовой техники, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества. (Показываются картинки, образующие пару –
Настольная лампа – свеча;
Слайд 12
Пылесос – веник;
Слайд 13
Электроплита - костер;
Слайд 14
Стиральная машина - корыто;)
– Молодцы! Справились с заданием. Посмотрите, сколько всякой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству. Мы увидели, как было раньше, и можем порадоваться, как стало удобно сейчас.
Беседа о технике безопасности.
– У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека.
– Почему? (Ответы детей).
– Ребята, вы знаете правила обращения с электроприборами.
Давайте вспомним правила безопасности. Помогут нам карточки-схемы. (Воспитатель по одной показывает карточку на экране, дети рассказывают)
Слайд 15-18
Вопросы к детям:
Что означает эта карточка?
О чем предупреждает эта схема?
О чем рассказывает эта карточка?
Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т. д.
Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
Слайд 19 -20
Электричество – это великое открытие.
Ученые научились получать электрический ток около 200 лет назад. Сейчас все предприятия в городе работают с помощью электричества.
Человеку помогают компьютеры, станки, роботы. Электропоезд приводит в движение электрический ток.
Слайд 21
(Стихотворение про электричество читает ребенок).
Электричество, все знают, -
это очень хорошо.
Если правильно всё делать –
благо нам даёт оно.
Если ж правила нарушишь –
будет много разных бед.
Соблюдай ты все советы
и не нарушай запрет.
Слайд 22
Электричество в природе.
– Дети, как вы думаете, в природе можно встретить электричество?
– Кто во время грозы видел молнию? Так вот разряд молнии это тоже разряд электричества. Посмотрите на экран. Небо как будто бы злиться, и пускает на землю стрелу.
У молнии очень мощный электрический разряд, он опасен для жизни человека. Нельзя во время грозы прятаться под деревьями. Деревья притягивают молнии, а через низ и через землю разряд может попасть в наше тело, причинить большой вред здоровью.
– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».
Слайд 23
Неопасное электричество живет в батарейках.
Экспериментирование.
– Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в "Волшебную лабораторию ", где мы научимся ловить электричество.
(аудиозапись песни «До чего дошел прогресс.» Дети одевают белые халаты).
(Дети становятся около стола на свои места).
Опыты.
1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену.)
– Почему этот шарик висит, а другие падают? (предположения детей).
Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Пробуйте. Вот и ваши шарики стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть конфетти (показывает конфетти на тарелочке и у каждого из вас есть такая же тарелочка). Возьмите пластмассовые линейки и прикоснитесь к бумажкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, они лежат спокойно). А как вы думаете, что может произойти, если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные линейки волшебными, электрическими, и они помогут конфетти взлететь. Возьмите и потрите линейки об голову. Медленно поднесите её к бумажкам и потихоньку поднимите ее. Они тоже будут подниматься. Почему? Линейки стали электрическими, и листочки бумаги прилипли к ним, притянулись. Как линейки стали электрическими? Их натерли о волосы.
Вывод: электричество живет в волосах.
3. Так как мы уже поняли,что наша лаборатория волшебная, я еще немного хочу побыть волшебником, и попробую показать вам интересный фокус.
У нас есть шар, подвешенный на леске. Я подношу к нему руку, ничего не происходит: Но если потереть его об голову, то он станет волшебным. Давайте попробуем. Теперь, если подносить к нему руки,он будет отклоняться в сторону рук.
– Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.
4. Помните, дети, в сказке про Золушку, злая мачеха ей приказывала перебирать крупу, а вот представьте, что она заставила Золушку отобрать соль и перец. Как вы думаете, это можно сделать? (Ответы детей). А давайте проверим. Возьмем воздушный шар, потрем его варежкой и мы увидим, что весь перец прилип к шарику, а соль нет. Так, что наша Золушка теперь без труда сможет справиться даже с такой сложной задачей.
5. Следующий наш опыт игры с электричеством такой :
6. Два шарика подвешены на леске. Как мы видим с ними ничего не происходит. Теперь мы потрем их о волосы и наши шары поссорятся друг с другом, начнут отталкиваться. Как же нам их помирить? Можно взять и зажечь свечу рядом с шариком, они будут греться от свечки и их настроение улучшится, а потом они помирятся, притянутся друг к другу.
- Какие вы молодцы!
Мы с вами помогли нашей золушке выполнить быстрее всю работу с помощью бытовой техники. И рассказали ей очень многое об электричестве. Наша золушка выполнила всю работу и собралась на бал.
Слайд 24
Итог. Обратная связь.
О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось?
–Дети, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет?
Сегодня вы научились делать предметы волшебными. На память о наших экспериментах возьмите воздушные шары.
– Спасибо, вам дети и гости.