индира фролова
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Задушевные звуки курая»
▼ Скачать +Заказ
Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе по познавательному развитию.
Тема: «Задушевные звуки курая»
Воспитатель: Фролова И. Ш.
Задачи:
-Образовательные:
Ознакомить детей с историей возникновения башкирского национального музыкального инструмента – курай, значением его в государственной символике Республики Башкортостан. Продолжать учить детей пересказу.
-Развивающие:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе „Задушевные звуки курая“» размещена в разделах
Развивать связную речь детей, любознательность. Обогащать активный словарь новыми словами: егет, лебеда, палач, скитаться и т. д. Развивать фонематический слух посредством различения звучания различных музыкальных инструментов, творческие способности.
-Воспитывающие:
Воспитывать познавательный интерес к культуре и традициям башкирского народа, любовь к родному краю, чувство патриотизма, гордость за свою республику.
Формы работы: создание игровых ситуаций, игры с правилами, игры с речевым сопровождением, рассказывание по иллюстрациям, малые жанры фольклора (поговорки, пословицы, просмотр познавательного слайд-шоу «как делают курай», беседы, обсуждения, прослушивание музыкальных фрагментов, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность – лепка из теста башкирского пирога «Зур-бэлиш».
Оснащение: мультимедиа (слайд-шоу «как делают курай», иллюстрации к легенде о курае, видеообращение с экрана проектора, конверт с заданиями, ватман А-2 с изображением соцветия курая, слайд с символикой Республики Башкортостан, фрагменты мелодий башкирских музыкальных инструментов, курай, дрожжевое тесто, мука, доска для лепки (на каждого ребёнка, салфетки, фартуки и колпачки на каждого ребёнка, готовый пирог.
Ход занятия.
Дети входят в группу под музыку «Башкирский марш», образуя круг.
Воспитатель: Ребятки, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем друг друга и наших гостей.
«Приветствие»
«Здравствуй, дружок! (предложить руку ребенку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребенку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнемся и скажем: «Привет!»
Солнцу: «Привет!»
Гостям всем: «Привет!»
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Наше занятие мне бы хотелось начать со стихотворения Геннадия Молодцова.
Ребёнок рассказывает стихотворение.
«Башкирия
Моя земля и небо
Моя любовь
Мой соловьиный край!
Мне жаль того,
Кто здесь не разу не был
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Башкирия,
Моё второе сердце,
Второе солнце у меня в окне!
Чтоб на тебя досыта наглядеться,
Не два,
А двадцать глаз иметь бы мне!»
Воспитатель: Ребятки, скажите о чём говорится в этом стихотворении? (о родине, о родном крае).
Верно, в стихотворении говорится о нашей Малой Родине – Башкортостане. А вы знаете, ребятки, что скоро наша Башкирия будет праздновать своё 103-летие! Уже прошло 103 года со дня образования нашей Республики. К этой знаменательной дате все начинают готовиться.
И сегодня мне на телефон пришло вот такое видеообращение (ИКТ).
«Здравствуйте, ребятки группы «Лесовичок», я ученик музыкальной школы – Марат. Я играю на башкирском музыкальном инструменте – курай. Мне пришло приглашение выступить на концерте, в честь празднования 103-летия Республики Башкортостан, но злой и жадный Хан заколдовал мой курай и теперь я не могу на нем играть. Я прошу вас помочь мне расколдовать мой курай. Для этого вы должны выполнить задания Хана и вернуть лепестки соцветию курая. Желаю вам удачи! Марат».
Воспитатель: Ну, что, ребятки, поможем Марату? Вот соцветие курая, которому мы должны вернуть лепестки (показ листа бумаги с изображением соцветия курая без лепестков).
1 задание: «В какой символике используется соцветие курая. Что оно означает?»
Воспитатель: Ребятки, где мы ещё могли видеть соцветие курая? (на флаге и гербе Башкортостана) (показ на экране монитора).
Что означает изображение цветка курая на флаге и гербе? (Он символизирует ровно семь древних родов, которые проживают на территории республики, их единение)
Дети получают первый лепесток.
2 задание: «Как делают курай?»
Воспитатель: Ребята, я вам расскажу как делают курай, а вы внимательно послушайте. (рассказ сопровождается показом слайд-шоу) «Курай – национальный башкирский музыкальный инструмент. Появился он очень давно, а когда точно никто не знает. Сама природа нам подарила его, а растение из которого изготавливают курай, так и называется – КУРАЙ (курай улэне). Курай- улэне растёт среди гор, в полях. Посмотрите, растение похоже на зонтик, летом цветёт, а осенью начинает высыхать, в это время его срезают под корень, чистят от стебельков, сушат, затем вырезают 4-отверстия, и 5-ое с обратной стороны. Семилепестковый курай считается символом башкирского народа.»
Воспитатель: Вот у нас и второй лепесток.
Физкультминутка.
Колосись ты мой курай! (плавно качаем руками вправо и влево)
И под солнцем созревай.
До небес расти, тянись. (вытягивают руки вверх и качают вправо и влево)
И цветок свой раскрывай. (раскрыли руки над головой)
А потом играй, играй. (имитируют игру на курае)
Точно птица распевай.
В целом мире нету краше, (руки в стороны)
Звука твоего курай! (руки к сердцу)
3 задание: «Рассказать легенду о курае»
(На столе вперемешку лежат приготовленные иллюстрации к легенде о курае, дети должны поочередно выставить на магнитной доске иллюстрации и рассказать по ним легенду)
Воспитатель: Ребятки, перед тем, как вы начнете рассказывать нам легенду, давайте поиграем в игру «Объяснялки» (дети должны объяснить значение «новых» слов, встречающихся в легенде о курае: например - лебеда (что это) и т. д.)
Дети рассказывают по иллюстрациям легенду.
Воспитатель: Молодцы! Вы получаете третий лепесток.
4 задание: «Угадай, где поёт курай?»
Прослушивание фрагментов мелодий башкирских музыкальных инструментов 3-5.
За выполненное задание дети получают четвёртый лепесток.
5 задание: «Пословицы и поговорки о курае"- «Не пляши под чужой курай»;
- «Всё продай, купи курай»;
- «Где башкир, там курай»;
- «Не сочиняй на своём курае мелодию чужому кантону»;
- «Запел бойкий малый и на сердце сладко стало»;
- «От курая напев – от бревна дом»;
- «Голос птиц, мелодии рассвета всё передаёт тростинка эта».
Дети получают 5-ый лепесток.
6 задание: «Игра «Курай»
Воспитатель: Становись в хоровод, нас курай играть зовёт!
Дети получают шестой лепесток.
Воспитатель открывает 7-ое задание, а там пусто.
Воспитатель: Вот так да, а здесь пусто, нет последнего задания. Что же Хан имел ввиду? Ребятки, может попробуем задобрить Хана. Башкирский народ очень гостеприимный. Давайте испечём для Хана национальный башкирский пирог (зур бэлиш). Прежде чем приступить к работе, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
Дружно пальцы встали в ряд.
Поиграть на курае,
Каждый пальчик очень рад.
Дети из теста лепят украшение для пирога в виде курая. Приготовленный пирог передаём повару, чтобы он поставил печься в духовку.
Вдруг за дверью слышаться мелодия курая, входит в группу мальчик Марат: " Спасибо вам, ребятки, вы справились со всеми заданиями Хана и его колдовство развеялось. Теперь я могу играть на курае. В знак благодарности я сыграю вам башкирскую мелодию на курае. "
Воспитатель: Спасибо, Марат, очень хорошая мелодия, останься с нами. Ребятки, вот нам и удалось расколдовать курай Марата. Скажите, что для вас было самым тяжелым на занятии? Что интересным?
Повар вносит в зал испеченный пирог.
«А у нас готов пирог:
Из улыбок и добра,
Из душевного тепла,
Заходите, гости, к чаю.
На пирог вас приглашаю!»
Приглашают всех гостей пить чай с пирогом.