МААМ-картинки

Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волжский торговый путь»

Курбанова Гульнара
Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волжский торговый путь»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках программы «Симбирский Венец» «Волжский торговый путь».

Программное содержание:

- формировать представление о Волге как средстве связи людей, возможности установления торговых отношений.

- развивать умение работать с картой.

- воспитывать желание узнавать новое об истории своего края.

Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста „Волжский торговый путь“» размещена в разделах

Методическое оснащение: слайды с изображением однопалубных и двухпалубных пароходов, речного вокзала г. Ульяновска, городов: Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Астрахань (с использованием ИКТ, карта России, иллюстрации истории создания водного транспорта, картинки «Водный транспорт», карандаши и листы для рисования.

Ход образовательной деятельности:

- Ребята, на берегу какой реки расположен наш город Ульяновск?

- Правильно, наш город стоит на берегу великой реки Волги, мы любим эту реку и ласково называем её Волгой-матушкой.

- А на чём же передвигаются по реке? (На лодке, катере, пароходе, теплоходе и т. д.).

- К какому виду транспорта они относятся? (Водный транспорт)

Как вы догадались, что это водный транспорт, а не наземный или воздушный? (Выслушать ответы детей).

- Правильно, это водный транспорт, потому что они ходят по воде.

- Ребята, давайте вспомним историю создания водного транспорта. С чего же начался корабль? (Ответы детей).

Давным-давно, когда люди жили в пещерах, они заметили, что упавшее в воду дерево не тонет и стали переправляться на бревне с одного берега на другой, устроившись верхом. А потом человек придумал – привязал к бревну ещё бревно, а к нему ещё, и получился плот. Затем появилась лодка. У разных народов лодки назывались по-разному: пирога, каноэ, челн.

К большой лодке приставили парус и получился парусный корабль. Кроме парусов на корабли ставили весла. Люди гребли, приводя корабль в движение. Позже корабли стали оснащать многоярусными парусами. Так появились - каравелла, фрегат, шхуна.

С изобретением паровой машины появился первый пароход, но наши земляки - симбиряне не знали такого слова. Пароход они называли или «беляна с печкой» или «самодвижущаяся баня». А как вы думаете, почему так называли пароход? (Выслушать предположения детей). Правильно, его двигателем была паровая машина и из трубы шёл дым.

Вверх и вниз плавали по Волге паровые суда. Пароходы строили однопалубные и двухпалубные, давали им красивые названия. По Волге ходили однопалубные пароходы «Симбирск», «Казань» и двухпалубные – «Самара», «Сенгилей» (демонстрация слайда). Эти пароходы перевозили пассажиров в поволжские города: Нижний Новгород, Казань, Самару, Саратов, Астрахань (демонстрация слайдов с изображением данных городов).

- Ребята, вам знакомы названия этих городов? Все ли эти названия сохранились до нашего времени? (Ответы детей).

- Предлагаю вам, на географической карте найти эти города и вместе совершить путешествие вверх и вниз по Волге. Как вы думаете, а каким цветом на карте обозначена р. Волга? Правильно, воду на карте обозначают синим цветом. Скажите, из какого города отправимся в путь? (Из г. Ульяновска.)

Работа с картой: находим на карте г. Ульяновск и отправляемся вверх по Волге. Останавливаемся в городах Казань и Нижний Новгород (ставим значки корабля). Далее – вниз по Волге из г. Ульяновска. Останавливаемся в городах Самара, Саратов и Астрахань (ставим значки корабля). Напоминаем детям, что в Астрахани Волга заканчивает свой путь как река и впадает в Каспийское море. Далее совершаем обратный путь домой в Ульяновск.

- Молодцы, ребята! Справились с заданием.

Динамическая пауза

Волга – река (волнообразные движения руками,

Ты бежишь из далека (соединить руки перед грудью,

Твои воды глубоки (нагнуться, достать кончиками пальцев рук пол,

Твои воды широки (развести руки в стороны,

Берега твои скалисты (соединить пальцы вытянутых рук над головой,

И покаты, и холмисты (поочередно опустить руки вниз).

На пассажирских судах перевозили людей из одного города в другой. А на грузовых судах доставляли грузы. С низовьев Волги везли фрукты, нефть, пшеницу, икру, с верховьев - овощи, шерсть, рыбу, грибы. На пристанях, куда причаливали корабли, устраивались большие базары, и шла бойкая торговля. Пестрые толпы местных жителей приходили на базар за покупками.

Каждый пароход принадлежал какой-либо пароходной компании. Руководство компании старалось, чтобы их пароходы отличались от других. Поэтому пароходная компания окрашивала свои пароходы в определенный цвет: красный, синий, желтый. Люди издалека узнавали, какой компании принадлежит пароход.

- Ребята, посмотрите, перед вами - речной вокзал Ульяновска (демонстрация слайда с изображением речного вокзала). Его ещё называют речным портом. Порт - вокзал для судов. В здании вокзала 2 этажа. В нём есть билетные кассы, где продают билеты в города и посёлки, расположенные на берегах Волги. Речные прогулки по Ульяновску – возможность насладиться городскими пейзажами с интересных ракурсов. Красивые виды, что открываются с палубы теплохода, никого не оставят равнодушным.

- Ребята, предлагаю вам нарисовать однопалубный или двухпалубный пароход. У нас может получиться флотилия пароходов. (Флотилия - объединение пароходов в одну команду, для выполнения задач в определенном районе (река, озеро, море, океан). (Дети рисуют).

- Какие красивые и интересные пароходы у вас получились. Наша флотилия речных пароходов готова совершить увлекательное путешествие вверх и вниз по Волге.

- Какие города вы встретили на Волжском пути?

- Что вы сегодня узнали нового?

- Что больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Творческо-исследовательский проект по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Береги свою планету» Творческо-исследовательский проект «Береги свою планету» Разработала и реализовала: воспитатель первой квалификационной категории Серго.

Фотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню натюрмортов на МААМ. Цель: создание условий для приобщения детей к миру изобразительного искусства. Задачи: • Закрепить знания детей.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возраста Цель:Закреплять знания детей о насекомых Задачи:Называть отличительные признаки насекомых (шесть лапок,крылья,усики). Развивать словесно-логическое.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительный — продукт яйцо»Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительный — продукт яйцо» Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности. Задачи: Обучающие задачи: 1. Расширять представления детей.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы»Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы» Цель: Создание условий для развития познавательной активности у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формирование.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условия для формирования у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Конспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с одним из главных символов Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленты, воспитывать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волжский торговый путь»
Опубликовано: 23 января 2022 в 18:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волжский торговый путь»» (включая файлы) размещена пользователем Курбанова Гульнара (УИ 2368900) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД