Курбанова Гульнара
Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волжский торговый путь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках программы «Симбирский Венец» «Волжский торговый путь».
Программное содержание:
- формировать представление о Волге как средстве связи людей, возможности установления торговых отношений.
- развивать умение работать с картой.
- воспитывать желание узнавать новое об истории своего края.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста „Волжский торговый путь“» размещена в разделах
Методическое оснащение: слайды с изображением однопалубных и двухпалубных пароходов, речного вокзала г. Ульяновска, городов: Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Астрахань (с использованием ИКТ, карта России, иллюстрации истории создания водного транспорта, картинки «Водный транспорт», карандаши и листы для рисования.
Ход образовательной деятельности:
- Ребята, на берегу какой реки расположен наш город Ульяновск?
- Правильно, наш город стоит на берегу великой реки Волги, мы любим эту реку и ласково называем её Волгой-матушкой.
- А на чём же передвигаются по реке? (На лодке, катере, пароходе, теплоходе и т. д.).
- К какому виду транспорта они относятся? (Водный транспорт)
Как вы догадались, что это водный транспорт, а не наземный или воздушный? (Выслушать ответы детей).
- Правильно, это водный транспорт, потому что они ходят по воде.
- Ребята, давайте вспомним историю создания водного транспорта. С чего же начался корабль? (Ответы детей).
Давным-давно, когда люди жили в пещерах, они заметили, что упавшее в воду дерево не тонет и стали переправляться на бревне с одного берега на другой, устроившись верхом. А потом человек придумал – привязал к бревну ещё бревно, а к нему ещё, и получился плот. Затем появилась лодка. У разных народов лодки назывались по-разному: пирога, каноэ, челн.
К большой лодке приставили парус и получился парусный корабль. Кроме парусов на корабли ставили весла. Люди гребли, приводя корабль в движение. Позже корабли стали оснащать многоярусными парусами. Так появились - каравелла, фрегат, шхуна.
С изобретением паровой машины появился первый пароход, но наши земляки - симбиряне не знали такого слова. Пароход они называли или «беляна с печкой» или «самодвижущаяся баня». А как вы думаете, почему так называли пароход? (Выслушать предположения детей). Правильно, его двигателем была паровая машина и из трубы шёл дым.
Вверх и вниз плавали по Волге паровые суда. Пароходы строили однопалубные и двухпалубные, давали им красивые названия. По Волге ходили однопалубные пароходы «Симбирск», «Казань» и двухпалубные – «Самара», «Сенгилей» (демонстрация слайда). Эти пароходы перевозили пассажиров в поволжские города: Нижний Новгород, Казань, Самару, Саратов, Астрахань (демонстрация слайдов с изображением данных городов).
- Ребята, вам знакомы названия этих городов? Все ли эти названия сохранились до нашего времени? (Ответы детей).
- Предлагаю вам, на географической карте найти эти города и вместе совершить путешествие вверх и вниз по Волге. Как вы думаете, а каким цветом на карте обозначена р. Волга? Правильно, воду на карте обозначают синим цветом. Скажите, из какого города отправимся в путь? (Из г. Ульяновска.)
Работа с картой: находим на карте г. Ульяновск и отправляемся вверх по Волге. Останавливаемся в городах Казань и Нижний Новгород (ставим значки корабля). Далее – вниз по Волге из г. Ульяновска. Останавливаемся в городах Самара, Саратов и Астрахань (ставим значки корабля). Напоминаем детям, что в Астрахани Волга заканчивает свой путь как река и впадает в Каспийское море. Далее совершаем обратный путь домой в Ульяновск.
- Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Динамическая пауза
Волга – река (волнообразные движения руками,
Ты бежишь из далека (соединить руки перед грудью,
Твои воды глубоки (нагнуться, достать кончиками пальцев рук пол,
Твои воды широки (развести руки в стороны,
Берега твои скалисты (соединить пальцы вытянутых рук над головой,
И покаты, и холмисты (поочередно опустить руки вниз).
На пассажирских судах перевозили людей из одного города в другой. А на грузовых судах доставляли грузы. С низовьев Волги везли фрукты, нефть, пшеницу, икру, с верховьев - овощи, шерсть, рыбу, грибы. На пристанях, куда причаливали корабли, устраивались большие базары, и шла бойкая торговля. Пестрые толпы местных жителей приходили на базар за покупками.
Каждый пароход принадлежал какой-либо пароходной компании. Руководство компании старалось, чтобы их пароходы отличались от других. Поэтому пароходная компания окрашивала свои пароходы в определенный цвет: красный, синий, желтый. Люди издалека узнавали, какой компании принадлежит пароход.
- Ребята, посмотрите, перед вами - речной вокзал Ульяновска (демонстрация слайда с изображением речного вокзала). Его ещё называют речным портом. Порт - вокзал для судов. В здании вокзала 2 этажа. В нём есть билетные кассы, где продают билеты в города и посёлки, расположенные на берегах Волги. Речные прогулки по Ульяновску – возможность насладиться городскими пейзажами с интересных ракурсов. Красивые виды, что открываются с палубы теплохода, никого не оставят равнодушным.
- Ребята, предлагаю вам нарисовать однопалубный или двухпалубный пароход. У нас может получиться флотилия пароходов. (Флотилия - объединение пароходов в одну команду, для выполнения задач в определенном районе (река, озеро, море, океан). (Дети рисуют).
- Какие красивые и интересные пароходы у вас получились. Наша флотилия речных пароходов готова совершить увлекательное путешествие вверх и вниз по Волге.
- Какие города вы встретили на Волжском пути?
- Что вы сегодня узнали нового?
- Что больше всего понравилось?