Люда Проценко
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воздух и его свойства»
Образовательные задачи:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы и с живой природой и предметным миром.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся. А сейчас встанем в круг и улыбнемся друг другу. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я – вам. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы и здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть и доброту этого дня. А выдохните через носик – все обиды и огорчения.
Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают).
Воспитатель: - лаборатория – это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).
Воспитатель:
Собрались мы снова вместе,
Чтоб было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель: сегодня у нас «слет лаборантов», давайте продемонстрируем гостям наши увлекательные опыты. (Надеть халаты). А вы сможете узнать по бейджам, где ваша рабочая форма?
Чтобы принимать участие в экспериментировании, надо знать правила лаборантов:
1. Внимательно слушать старшего лаборанта;
2. Точно выполнять указания;
3. Аккуратно работать с оборудованием;
4. В конце опытов делать выводы;
5. Соблюдать тишину;
6. Не мешать друг другу.
…Воспитатель показывает картинку (слайд) с изображением планеты Земля. (Звучит музыка, просмотр слайдов под чтение стихотворения)
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Воспитатель:
- Как же называется этот дом? (природа)
- Мир природы это что? (люди, звери, птицы, растения)
- Какая бывает природа? (живая, неживая)
- Что относится к живой природе? (ответы детей)
- А теперь назовите, что относится к неживой природе? (снег, воздух, камни, вода).
- Ребята внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:
Загадка.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Он невидим он для нас!
Что это ребята? (воздух)
Воспитатель:
Воздух – это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера.
Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос – воздух, сфера – шар.
Куда бы мы не шли, куда бы не поехали – по морю или по суше, везде есть воздух.
- Для чего нужен воздух? (чтоб дышать)
- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
- Что мы с вами вдохнули? (воздух)
- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
Какой вывод можно сделать? Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. Человек может прожить
- без пищи – 30 дней;
- без воды – 14 дней;
- без воздуха – несколько секунд.
Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
- Когда мы просто вдыхаем – выдыхаем воздух, видим мы его?
- А кто, еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения)
- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
- Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку : летать, крутить колеса мельницы).
- Кто нибудь сейчас видит воздух? (ответ детей)
- А может его вовсе и нет?
- Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы. (Дети подходят к столу)
1 опыт с полиэтиленовым пакетом (2 мин.)
- Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
- Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
- Почему? (в нем нет воздуха)
- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха : он
1. невидимый;
2. прозрачный.
Чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
2 опыт со стаканом «Воздух занимает место» (3 мин.)
для проведения следующего опыта пройдите и сядьте за столы.
Опыт
Воспитатель:
- Возьмите в руки маленький стакан. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в емкость с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте. (Ответы детей)
Воспитатель:
- Значит в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
3 опыт «Пузырьки»(2 мин.)
- А теперь я снова предлагаю опустит стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив.
- Что мы видим в воде? (пузырьки)
- Почему они появились? (воздух выходит из стакана, его место занимает вода)
- Почему же, мы сначала думали, что стакан пустой? (воздух невидим, он прозрачный) Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
4 опыт с водой и трубочками. (2 мин.)
- Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
- Что происходит? (выходят пузырьки)
- Как они появились? (ответы детей)
- Вот наше открытие: воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
5 опыт с губками. (2 мин.)
- Бросаем в емкость губки.
- Что происходит? (из губки выходят пузырьки)
- К какому выводу мы пришли? (воздух есть везде)
- Ребята, а с какими пузырями можно поиграть? (с мыльными)
- Сейчас и мы будем пускать мыльные пузыри.
Физкульминутка «Мыльные пузыри» под музыку (2 мин.)
Воды обыкновенной стаканчик набери,
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,
Но и одной минуты на свете не живет.
- Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.
- Мыльный пузырь – это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри «летают».
- Предлагаю ребята, продолжить наши исследования.
6 опыт «Имеет ли воздух вес» (2 мин.)
- Для следующего опыта возьмем два воздушных шара. Один шар лопним…
- Что наблюдаем? (Надутый шар перевешивает… Почему)
- Делаем вывод: воздух имеет вес.
7 опыт «Горячий и холодный воздух» (3 мин)
- Ребята, а как вы думаете, как летает большой воздушный шар, с помощью чего он двигается? (Ответы детей).
- На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт.
Воспитатель:
- У нас с вами стоят бутылки с шариком на горлышке. Сначала аккуратно поставим бутылки в емкость с горячей водой. Будьте осторожны. Что произошло? (ответы детей).
- А теперь свою бутылку поставьте в емкость с холодной водой. Что случилось?
Делаем вывод: горячий воздух более легче, чем холодный, поэтому он понимается вверх. Вот так и летит воздушный шар.
8 опыт «Можно ли услышать воздух?»
- Мы воздух… увидели, почувствовали, потрогали.
- А услышать его можно?
- Мы это проверим. Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах (дети играют)
- Что мы слышим? (звуки)
- Что делают музыканты? (дуют в отверстие)
- Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху.
- Возьмите бутылочку и проведите пальцем по краю. Что слышите? (звуки)
- А сами посвистеть можете? (свистят)
- Звук рождается тогда, когда дрожит воздух.
- Значит воздух можно услышать!
- Все звуки передаются по воздуху, поэтому мы далеко их слышим. На Луне нет воздуха и там не слышны ни какие звуки.
- Там тишина (послушаем тишину)
- Только на планете Земля мы можем слышать все звуки и это здорово!
9 опыт «Имеет ли воздух запах?»
- Продолжим исследования.
- Как вы думаете, воздух пахнет всегда одинаково? (ответы детей)
- Значит, воздух пахнет теми запахами и ароматами, которые находятся рядом.
- Давайте вспомним, чем пахнет у вас дома.
- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)
- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.
- Что у меня в руках?
- В них есть, что нибудь?
- Давайте попробуем отгадать.
- Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Физкультминутка. Дыхательная гимнастика. (2 мин.)
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко, легко. (Медленный вдох – выдох на 4 сек.)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю).
- Мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас, занять свои места на стульях.
- Из исследования воздуха мы пришли к выводу… (5 мин.)
1. воздух бесцветный;
2. невидимый;
3. безвкусный;
4. без запаха;
5. он есть везде;
- И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.
- Без воздуха ничто живое не может жить.
- Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.
- Что же приводит к загрязнению воздуха? (слайды заводов)
- Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?
1. Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;
2. Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;
3. Не бросать мусор;
4. Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много вредной копоти;
5. На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах – фильтры.
ИТОГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
Воспитатель:
- Ребята, работа нашей лаборатории подошла к концу, подойдите все ко мне, встаньте в круг. У меня в руках воздушный шарик, давайте передавая его друг другу, расскажем, что нового мы сегодня узнали о воздухе и кому, что понравилось.
- Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить нашу деятельность я хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг, другу самой доброй улыбкой. А на память вам я дарю мыльные пузыри. Ребята, расскажите остальным детям в группе все, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории о воздухе.