Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Писатели, поэты, музыканты, художники о природе осенью» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по познавательному развитию
«Писатели, поэты, музыканты, художники о природе осенью»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Использовать в процессе ознакомления с природой осенью произведения художественной литературы, музыки, живописи.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Писатели, поэты, музыканты, художники о природе осенью“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
2. Продолжать расширять и уточнять представления детей о подготовке деревьев, кустарников, животных, птиц и человека к зиме.
3. Закреплять знания детей о характерных особенностях осени, как времени года.
Оборудование: презентация.
Словарная работа: стога сена, убор листьев.
Ход ОД
1. Вступительное слово воспитателя.
Путь у природы от лета до зимы долгий. И, как у каждого пути, есть у него свои этапы – периоды. У осени их четыре: ранняя осень, золотая осень, глубокая осень и предзимье. И все эти осенние периоды находят отражение в произведениях писателей, поэтов, музыкантов, художников.
Сегодня наш разговор о произведениях художественной литературы, музыки, живописи, которые помогают нам расширять и уточнять представления о природе осенью.
2. Беседа по картине «Золотая осень» художника В. Поленова».
Рассмотрите картину «Золотая осень», которую написал художник В. Поленов.
- Какое время года изображено на картине? (Ответы детей: осень).
- Почему вы так считаете? (Ответы детей: только осенью деревья стоят в наряде из золотых листьев).
- Как вы думаете, какое настроение появляется при знакомстве с этой картиной? (Ответы детей: немного грустное, потому что совсем скоро облетят жёлтые листья, и наступит поздняя дождливая осень).
Действительно, на картине изображена золотая осень. Картина правдиво передаёт золотистые, жёлто-красные цвета осенней природы, голубизну широкой реки и дальнего неба. Кажется, что сейчас подует ветер, и закружится листопад, потому что деревья уже приготовились к зиме, и готовы сбросить листья.
3. Чтение рассказа писателя Г. Скребицкого «Осень» (из книги «Четыре
художника»).
Послушайте рассказ писателя Г. Скребицкого «Осень», в котором рассказывается о добрых делах осени в лесу, на полях, на лугу.
Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток.
А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.
Улетают птицы в тёплые страны.
А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.
4. Беседа по содержанию рассказа.
- Какие деревья в лесу покрыла Осень лимонной желтизной? (Ответы детей: берёзы и клёны).
- Как разрумянила Осень листья осинок? (Ответы детей: будто спелые красные яблоки).
- В какую броню обрядила Осень дуб? (Ответы детей: в медную броню).
- Что сделала Осень в полях? (Ответы детей: убрала хлеба).
- Чем занималась Осень на лугах? (Ответы детей: сметала в высокие стога сено).
- Почему Осень загнала спать колючего ёжика, барсука, медведя? (Ответы детей: эти звери впадают в спячку).
- Чему Осень учит белочку? (Ответы детей: сушить на сучьях грибы и собирать орехи).
- Что делает Осень новыми красками в природе? (Ответы детей: серыми тучами покрывает небо, смывает дождём пёстрый убор листьев).
- Почему новыми красками получается невесёлая картина? (Ответы детей: наступает поздняя осень).
- Почему осень довольна своей работой? (Ответы детей: благодаря Осени, обитатели леса, поля, луга, люди приготовились к зиме).
5. Осенняя физкультминутка.
Заходи в осенний лес! (Дети выполняют ходьбу на месте).
Много здесь вокруг чудес! (Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).
Вот берёзки золотые стоят. (Поднимают руки вверх).
Под берёзками грибочки на нас глядят. (Приседания).
В корзинку прыгнуть хотят. (Прыжки).
6. Слушание пьесы «Октябрь» П. И. Чайковского (из альбома «Времена года»).
- Что можно сказать о настроении, которое возникает во время слушания этого музыкального произведения? (Ответы детей: настроение грустное, задумчивое).
7. Чтение стихотворения А. Фета «Ласточки пропали».
Послушайте стихотворение А. Фета.
Ласточки пропали.
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе тёмно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
8. Беседа по содержанию стихотворения.
- О каком периоде осени идёт речь в стихотворении А. Фета? (Ответы детей: о поздней осени).
- Докажите, что поэт говорит в стихотворении о поздней осени. (Ответы детей: уже улетели ласточки, грачи собираются в стаи перед дальней дорогой, опадают последние листья).
9. Итог.
Сегодня мы смотрели на осень глазами художника В. Поленова, писателя Г. Скребицкого, поэта А. Фета, слушали музыку осени композитора П. Чайковского. С помощью произведений этих людей мы продолжали знакомиться с осенью, как временем года, вспоминали её характерные признаки и добрые дела в природе в подготовке окружающего мира к зиме.
Разная бывает осень – весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Но мы все очень её любим. Любим за урожай, за красоту, за щедрость, за редкие тёплые дни. За то, что всё живое осенью успевает мудро приготовиться к зиме.