Ольга Козлова
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Весна. Изменения в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе.
Тема: "Весна. Изменения в природе"
Цель: Закрепть знания, полученные в течение учебного года в новой нестандартной обстановке.
Задачи:
Образовательные: углубить представления детей о сезонных изменениях в природе; продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи; обогащать и активизировать словарный запас по теме.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе „Весна, Изменения в природе“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие : развивать связную речь детей, слуховое и зрительное внимание, мышление; закреплять художественно – эстетические навыки.
Воспитательные: воспитывать любознательность к окружающему миру и явлениям природы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Программное содержание:
формировать и систематизировать знания детей о времени года – весна, о весенних месяцах, закреплять признаки весны;
закрепить знания о перелетных птицах;
расширять представления и знания детей о весенних первоцветах;
Материалы и оборудование: иллюстрации, картинки с изображением весны, птиц, цветов, серия сюжетных картинок о признаках весны; мяч, аудиозаписи, кисти, гуашь, ватман, ИКТ.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте улыбнемся
поприветствуем их!
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята! Сегодня я проснулась от веселого перезвона капели за окном и птичьего концерта. Расчирикались и расщебетались птицы. Прислушайтесь, вы ничего не слышите?
Кто так тихо прошагал за окном?
Она приходит с ласкою и со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт.
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла… (Весна)
Воспитатель:
- Ребята, по дороге в детский сад, я встретила почтальона и он мне вручил конверт, хотите узнать, что в нём?
Воспитатель: читает письмо
«Здравствуйте ребята, я давно наблюдаю за вами и знаю, что вы любознательные и пытливые дети. И хочу пригласить вас на прогулку в лес. Но что бы очутиться в сказочном лесу вам надо выполнить мои задания, которые сделают прогулку интересной и познавательной.»
- Ребята, вы наверное догадались, что это письмо от «Весны».
Весна. Какая она (нежная, радостная, пахучая).
Какие чудеса происходят весной? (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы). Весна удивительное время перемен, природа пробуждается, все вокруг становится светлым, чистым, прозрачным. Весной удивляет все, и голубое небо, и нежная зеленая первая травка. Сколько месяцев длится весна (три). Какой месяц по счету? (второй) .
Какие пословицы о весне вы знаете? (Артём, Дима, Сергей).
Вы готовы выполнить задания «Весны»- тогда в путь.
Мы отправляемся на экскурсию в лес
Нас ждут приключения, загадки, успех,
Ведь лес – это чудо, и сказка для всех!
Вставайте под волшебный зонт и закрывайте глаза, за мной повторяйте слова «1,2,3,4,5 – В лес сейчас пойдём гулять».
- Вот мы в весеннем лесу.
Воспитатель:
- Посмотрите, какая красивая полянка, здесь и остановимся, а какой воздух чистый, давайте вдохнем, выдохнем, еще раз, какой чудесный аромат.
- Давайте поздороваемся с лесом.
Реб:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь, какая птица?
Воспитатель:
Все открой, не утаи, ты же видишь- мы свои.
1-е задание: «Доскажи словечко» (с мячом)
Воспитатель:
- Дети, давайте встанем в кружок, и поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать предложение, а вы должны его закончить. (воспитатель бросает поочередно мяч детям и начинает предложение)
Весной ночи стали (короче)
Весной стали дни (длиннее)
Солнце светит (ярче)
Погода становится (теплее)
Весной травка (зеленеет, растет)
Весной сосульки под солнцем (тают, капают)
Весной на деревьях почки (набухают)
Весной ручьи (журчат, бегут)
Весной на проталинах первые цветы (появляются, растут)
Весной птицы (прилетают, возвращаются)
Весной птицы гнезда (вьют, строят)
Воспитатель: - Справились и с этим заданием! Молодцы!
2-е задание Весны :
Дидактическая игра «Угадай правило».
Я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: «Да!», если плохо – «Нет!»
Слушайте внимательно:
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)
Не шуметь, не мусорить, костры не разжигать вблизи деревьев и кустов.
- Мы пришли, чтобы встретится с лесными жителями и узнать как изменился лес после зимы..
Справились и с этим заданием! Молодцы!
Мы знаем правила поведения на природе и будем ими пользоваться.
Физминутка:
«Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг!
(потягивания — руки в стороны)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
3-е задание: «Прилетные птицы»?
Воспитатель: - А каких перелетных птиц вы знаете? Почему их так называют?
Дети: - Грач, аист, кукушка, скворец и т. д. Перелетных птиц так называют, потому, что осенью они улетают в теплые края, а весной возвращаются.
Воспитатель: - а какие птицы с нами зимовали? Как их называют?
Дети: - Зимующие. Воробьи, вороны, галки, синицы, дятлы и т. д.
Воспитатель: - Я предлагаю вам отгадать загадки о птицах, и найти их на картинках (картинки развешаны на доске) .
Всех прилетных птиц черней (Артур)
Чистит пашню от червей
Целый день на вскачь
А зовется птица… .(грач)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда
Сядет где-то на суку
И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (кукушка)
Прилетает к нам с теплом
Путь проделав длинный
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
Черный жилет (Кристина)
Красный берет
Нос как топор
Хвост как упор
Не дровосек, не плотник
А первый в лесу работник (дятел) (найдите дятла на картинках)
Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте сосчитаем птиц на картинках! Сколько их?
Дети: - четыре!
4-е задание: Д/и «Лишняя птица»
- А теперь посмотрите на птиц внимательно, и скажите, какая птица здесь лишняя, и почему?
Дети: - Лишняя птица – дятел, потому что он зимующая птица, а остальные перелетные!
Дидактическая игра «У кого кто?»
Хожу–твержу, сижу–твержу,
У ежа – ежонок, у ужа – ужонок.
У бобра – бобрёнок.
У кукушки – кукушонок.
У скворца – скворчонок.
У грача – грачонок.
У аиста – аистёнок.
У лебедя – лебедёнок.
У журавля – журавлёнок.
Цы-цы-цы – сидят в гнезде птенцы
Цы-цы-цы – учатся летать птенцы
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями, которые нам приготовила Весна! Теперь можно немного отдохнуть!
Воспитатель: - Ребята, а о чем же мы с вами забыли вспомнить, что так украшает весну?
Дети: - О первых весенних цветах!
Воспитатель: - Правильно! Самые первые цветы так и называются – первоцветы. Они появляются, как только растает снег, и появятся первые проталины. Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые много лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья, распускается цветок.
Воспитатель: - А какие первоцветы вы знаете, ребята?
Дети: - Подснежники, мать и мачеха, одуванчики и т. д.
Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок».
Воспитатель: дети понюхайте как пахнет цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х». Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».
Полюбуемся их красотой! ( показать фото первоцветов на компьютере: подснежник, мать и мачеха, одуванчик)
Воспитатель: - Дети, а какие первоцветы можно увидеть на участке детского сада?
Дети: - Одуванчики!
Воспитатель: - конечно, одуванчики! И сейчас послушайте стихотворение, которое нам приготовили дети! (Дети читают стихотворение)
Желтая головушка,
Розовая ножка,
Одуванчик – солнышко
Подержу в ладошке!
Появилось солнышко
В мае на лугу,
На него любуюсь,
Очень берегу!
Воспитатель: - Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок.
Затем на месте лепестков появляются белые пушинки – зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка. (рассказывать с одновременным показом частей одуванчика на картинке с изображением цветка)
Воспитатель: - Ребята! – Я предлагаю вам на память о прогулке подарить Весне одуванчики, которые мы с вами нарисуем. Посмотрите, как этот цветок похож на солнце.
(Дети рассматривают рисунок одуванчика) .
Воспитатель: Какого цвета одуванчик?
Дети: Желтого.
Воспитатель: А трава какого цвета?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: Ребята! А сейчас давайте превратимся в художников и нарисуем на лугу много-много одуванчиков. Чтобы получить такое изображение надо макнуть кисть в сухую краску и оставить отпечаток- тычок Похоже? Да, но одного отпечатка нам не достаточно, надо сделать их много.
Воспитатель: Правильно, и мы с вами будем рисовать одуванчики по всему листу. Когда у нас будут готовы все цветы можно подрисовать тонкие стебельки и листики. Рисуем только кончиком кисти.
Посмотрите, пожалуйста! Я аккуратно обмакиваю кистьв баночку с краской желтого цвета и рисую тычком к листу. Кисточку держу вертикально. Рисую одуванчики по всему листу.
Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель: Звучит детская песня «Одуванчик», муз. и сл. К. Костина)
Пройдите, сядьте за столы. Мы – художники! Чтобы кисточка-тычок слушалась наших пальчиков, держим кисть около железки тремя пальцами. Ребята, берём в руки волшебные кисточки - тычки и начинаем рисовать. Рисовать цветы мы будем краской какого цвета? - Жёлтого цвета.
А поможет нам в этом кисточка-тычок.
Нарисуйте столько цветов сколько считаете нужным. Все рисунки будут разными – у кого-то один бутон, у кого-то три, кто-то нарисует много пушистых одуванчиков, а кто-то нет.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, обращает внимание на умение составлять композицию
Рефлексия
– Вот наши работы готовы! Вам понравилось? Что самое сложное было? Что самое легкое?
– Ребята у вас такие получились красивые, волшебные одуванчики.
Я уверена, что весне наши одуванчики понравятся. Нам пришла пора возвращаться в детский сад. Становитесь под зонт и повторяйте слова
«1,2,3,4,5 – Вот мы в садике опять».
Где мы сегодня побывали? (Играли, отвечали на вопросы, рассказывали стихи, рисовали, слушали музыку.
О каком времени года мы говорили сегодня?
Дети: - О весне! Чем отличается весна от других времен года?
«Одуванчик», муз. и сл. К. Костина)
Дидактическая игра «У кого кто?»
Хожу–твержу, сижу–твержу,
У ежа – ежонок, у ужа – ужонок.
У бобра – бобрёнок.
У кукушки – кукушонок.
У скворца – скворчонок.
У грача – грачонок.
У аиста – аистёнок.
У лебедя – лебедёнок.
У журавля – журавлёнок.
Цы-цы-цы – сидят в гнезде птенцы
Цы-цы-цы – учатся летать птенцы