Будникова Марина
Конспект ООД по познавательному развитию «Для чего нужен язык»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Для чего нужен язык?»
Цель: Формировать естественно-научные преставления о языке.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи: Познавательное развитие : 1. Познакомить с внешним видом языка.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Для чего нужен язык“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
2. Сформировать представление о том что язык выполняет много разных функций: воспринимает вкус пищи (кислый, соленый, сладкий); участвует в образовании речи (разговоре); участвует в жевании. 3. Совершенствовать навыки экспериментирования. 4. Развивать мыслительные способности детей.
Речевое развитие : 1. Развивать диалогическую форму речи, умение отвечать на вопросы распространенными предложениями. 2. Обогащение словаря: шершавый, кровеносные сосуды.
Активизация словаря: кончик языка, спинка языка, толще-тоньше, кислый, сладкий, соленый. 3. Тренировать умение понимать и выполнять словесные указания педагога.
Социально-коммуникативное развитие : 1. Совершенствовать способность к коллективному труду. 2. Закрепить умение договариваться. 3. Побуждать к активной деятельности.
Физическое развитие : 1. Развивать координацию движения, не травмировать друг друга при обследовании. 2. Соблюдать гигиенические нормы.
Методы и приемы:
– практические: игровая ситуация с целью постановки проблемы и создания мотивации для исследования, экспериментирование, рассматривание;
– словесные: беседа, вопросы, разъяснение ситуации;
– Инновационные: ТРИЗ.
Материалы и оборудование.
У каждого ребенка: небольшое зеркало, зубочистка, стакан с водой.
На каждую пару детей: 3 чашки с растворами, имеющими кислый, сладкий, и соленый вкус (чашки не подписаны); 6-8 ватных палочек; 2 кусочка хлеба, небольшие ломтики любых овощей и фруктов, в середину которых воткнута зубочистка или специальная палочка (до работы овощи закрыты салфеткой, чтобы дети их не видели,косынка для завязывания глаз, емкость для использованных ватных палочек.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская 1. Решение проблемной ситуации «зачем нам язык?». Цель: сформировать понятие о том что язык нужен для разговора для ощущения вкуса, передвижения пищи.
2. Обследование внешнего вида языка.
Цель: познакомить со строением языка : кончик, спинка, нижняя часть, не имеет костей.
3. Опыт: «Какой вкус имеет раствор».
4. Эксперимент: «Можно ли говорить с высунутым языком, т. е. без его помощи.
Цель: закрепить знание что без языка нет речи.
Игровая 1. Игровая ситуация: «Приход Незнайки».
Цель: создание интереса.
2. Дидактическая игра: угадай на вкус. Цель: развивать умение только по вкусовым ощущениям угадывать овощи и фрукты.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд 1. Развивать культурно гигиенические-навыки.
После каждого опыта по определению вкуса убирать ватную палочку, брать другую.
2. Воспитывать аккуратность в работе: не расплескать растворы, не кидать мимо ватные палочки.
Коммуникативная 1. Беседа.
2. Речевая проблемная ситуация «Зачем нам язык?».
3. Договариваться кто будет ученым, кто испытуемым.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Сюрпризный момент: встреча с Незнайкой. Незнайка говорит: «Зачем язык, он мне мешает, все меня ругают, что я не то говорю». Вопрос: Дети, как вы думаете, нужен нам язык? Сегодня будем мы учеными и будем изучать язык. Незнайка, хочешь изучать с нами? Где язык находится? Дети обращают внимание на появление Незнайки. Созданы условия для взаимодействия друг с другом.
2 Обследование: «Рассмотрим наш язык». Предлагает взять зеркало. Вопросы: Какой кончик языка? Дальше идет спинка. Что вы на ней видите? Что есть под языком? Есть ли в языке кости? Может ли язык двигаться? Берут зеркало, рассматривают язык, его кончик, находят спинку, поднимают язык и рассматривают строение под языком, обследуют язык пальчиками. Выполняют упражнения: «вкусное варенье», «змейка», «чашечка», «трубочка». Определяю шероховатую поверхность языка, кончик острый тонкий, язык розоватого цвета, под языком много кровеносных сосудов, язык толще на спинке, потому что это место больше работает, соприкасается с пищей, костей в языке нет.
3 Предлагает детям поделиться на ученых и испытуемых. Вопросы: Кто будет ученым? Кто испытуемым?
Опыт «Определи вкус раствора».
Вопрос: Какой вкус имеет раствор 1? Раствор2? Раствор3?
Какая часть языка лучше ощущает вкус?
Для чего нужен язык? Дети делятся на ученый и испытуемых. Испытуемый высовывает язык, ученый проводит опыт, берет ватную палочку, опускает в раствор и прикладывает к кончику языка испытуемого.
Ватную палочку кладут на тарелку после каждого опыта.
Дети меняются ролями, опыт повторяется. Сформировано представление о том что язык ощущает вкус соленого, сладкого, кислого.
4 Опыт: «Попробуем разговаривать с высунутым языком», т. е. без помощи языка. Скажите слово «каша», язык не прячьте, «ворона», «машина», «мы пошли гулять». Получилось? Зачем еще нужен язык? Дети пробуют говорит разные слова с высунутым языком. Сформировано понятие, что язык участвует в образовании речи.
5 Опыт: «Прожуем кусочек хлеба». Вопросы: Что делает язык? Что вы нового узнали о языке? Жуют кусочек хлеба Делают вывод что язык перемешивает пищу, подкладывает ее на зубы, помогает глотанию.
6 Дидактическая игра «Угадай на вкус». Предлагает взять зубочистку с наколотой на нее пищей и угадать название пищи (подглядывать нельзя, жевать нельзя, можно только ощупывать пищу языком, если узнают можно съесть). Делятся на ученых и испытуемых. Пытаются угадать фрукты и овощи не жуя, только ощупывая пищу языком. Определяют название овоща или фрукта по вкусовым качествам.
7 Рефлексия. Беседа с Незнайкой о том что он запомнил. Вопросы: Что можно сделать с помощью языка? Можно без языка говорить? Можно без языка есть? Можно без языка пить? Спрашивают у Незнайки: Нужен ли тебе язык? Сформировано понятие что без языка человек жить не может.