Татьяна Батурина
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Для чего нужен снег?»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Закрепить с детьми знание основных свойств снега (цвет, состояние в разную погоду, особенность сохранять тепло и очищать воздух); дать представление о том, какую роль играет снег в природе; вовлекать детей в диалог. Побуждать высказываться аргументировано. Продолжать знакомить со словообразованием. Учить подбирать однокоренные слова, эпитеты. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Развивать познавательные интересы. Воспитывать любовь к природе родного края.
Материал:
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Для чего нужен снег?“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Цветная бумага, плёнка прозрачная для эксперимента, ножницы, снежинки, мячики Су Джок, презентации: «Волшебные звуки зимы», «Красавица зима», «Зимние узоры», слайды о маскировке животных зимой, таблички с символами:? и!
- Повторим правило красивой речи.
Красиво будем говорить
Не торопиться, не спешить!
И будет наша речь красивой,
И чистой, и не торопливой.
Чистоговорки:
МА-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – всё засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на санках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щёки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
- Сегодня я вам приготовила много загадок.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Наступили холода:
Обернулась в лёд вода.
Скажет, пусть, кто знает,
Когда это бывает? (Зима).
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки укрываю,
Белю поля, дома
Зовут меня… (Зима)
Бело покрывало на земле лежало.
(Снег)
Одеяло белое,
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось. (Снег).
Я как песчинка мал,
А землю покрываю.
Я из воды, а в воздухе летаю;
Как пух лежу на полях,
Блещу при солнечных лучах. (Снег).
С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек,
Тонких, как стекло,
Звёздочки холодные,
А земле тепло. (Снежинки).
- Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.
А сейчас запоминай:
У зимы же, посмотри,
Дети есть – их тоже три:
Декабрь, январь, февраль.
Одели всё в снежную шаль!
Ветер веет, веет, веет,
Тёплым снегом сеет, сеет…
Пух да пух –
Бело вокруг.
Сразу тихо – тихо стало,
Снег лежит, как одеяло. Л. Квитко.
- Говорим о зиме, снеге, а слышим в загадках такие слова: перины, одеяло, шаль, покрывало. Почему?
- Это сравнения снега с тёплыми предметами, которые нам помогают укрыться от холода, под этими вещами нам становится тепло и уютно.
- Из чего состоит снег? (из снежинок)
- Какого цвета снежинка? (прозрачная)
- Снежинка прозрачная, а состоящий из снежинок снег, белый?
Показываю детям лист прозрачной плёнки – прикладываю к цветной бумаге, чтобы убедиться, что она прозрачная, смотрим на свет через плёнку. Разрезаю на несколько кусочков, складываю стопкой.
- Можно ли что-нибудь увидеть через получившуюся стопку? Убеждаемся, что видно цветную бумагу. После этого режу плёнку на очень мелкие кусочки и раздаю детям. Дети насыпают полоски на цветную бумагу – цвет белый. Одна полоска берётся, она прозрачная.
Вывод: из множества собранных вместе прозрачных полосок получилась непрозрачная горка. Точно также из множества прозрачных снежинок получается белый снег.
-Вы знаете, для чего нужен снег в природе? (ответы детей).
Выставляется знак вопроса.
Чтобы разобраться в этом вопросе, решить все споры, прийти к единому мнению, а нужен ли вообще снег человеку, для чего нужен снег зимой.
Нам надо найти решение и дать ответ на вопрос. Вносится восклицательный знак.
Физкультминутка:
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
- Знаете ли вы, что снег не всегда бывает белым?
Во многих странах мира людям приходилось видеть его красным, зелёным, голубым и даже чёрным! Причиной подобного разнообразия цветов являются крошечные бактерии, грибки, а также, пыль, содержащиеся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную поверхность. Снежинки очищают воздух. Вот почему так легко дышится нам с вами после снегопада.
Опыт со снегом : внести снег растаявший в тарелке. Отметить, сколько в нём мусора, грязи.
- А сейчас, нужно образовать слова, родственные слову «снег».
(снежок, снеговик, снегоход, снегири, Снегурочка, снегоуборочная машина, снегопад, подснежник, снежная и др.)
Подсказки:
- Как называются комки снега, которыми играют дети на улице?
- Как называют снежную бабу по-другому?
- Как называются звёздочки, которые падают с неба?
- Как называется цветок, который вырастает из-под снега?
Вы назвали много слов- родственников слова «снег». Эти слова связаны по смыслу и звучат похоже: снег – снеговик…
Игра с мячом Су Джок.
Раз, два, три, четыре!
Мы с тобой снежок слепили.
Очень крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий!
Раз подбросим, два поймаем!
Три катаем – не сломаем!
Или игра с музыкальным сопровождением «Играем в снежки».
- Зима, с сильными морозами, какая? (морозная)
- Зима, со снегом, какая? (снежная)
- Зима без снега, какая? (бесснежная)
- Кому станет плохо бесснежной зимой? Почему?
Скороговорка:
Зимой поле белое –
Промёрзло – заледенелое!
Рассказ воспитателя о животных и их маскировке. (Заяц, куропатка белая, ласка, полярная сова, тетерев, белый медведь). С показом их окраски и места ночёвок.
Поскольку в снегу между отдельными снежинками имеются большие промежутки воздуха, он плохо проводит тепло. Вот почему снежное «одеяло» может защищать животных, корни растений от морозов. Об этом мы читали в сказке «Мороз Иванович».
При таянии снега что образуется?
Вода напоит землю влагой, растениям опять хорошо. И не зря в народе есть много пословиц о пользе снега!
Много снега – много хлеба.
Снега надует, хлеба прибудет.
Хороший снежок урожай сбережёт.
Декабрь снежный и холодный, будет год плодородный.
Зима без снега, лето без хлеба.
Закличка:
Падай, падай, снег, снежок!
Заметай скорей лужок!
Поле лучше укрывай,
Будет больше урожай!
(стоя, хором, 2 раза).
А о пользе снега для животных мы сегодня вспомним из сказки «Для чего нужен снег?» Где спор завели заяц и тетерев, и чем их спор закончился.
Это же свойство снега используют эскимосы, строя из него себе жилище – иглу.
Показать иглу.
- Как вы, ребята, думаете, ответили мы на вопрос, для чего нужен снег?
Отрывок из стихотворения Л. Ищенко «Народных множество примет» под музыку из презентации «Волшебные звуки зимы».
Зимою снег и в самом деле греет.
Как одеялом вся укутана земля.
Деревьям в снежных шубах потеплее
И всходы хлебные не мёрзнут на полях.
Вот почему в народе говорится:
- Коль много снега выпадет зимой,
То много хлеба летом уродится.
Да, будет урожай большой!
Или стихотворение Т. Петуховой «Зимняя встреча»
Взмахнула пышным рукавом
Хозяюшка-Зима.
И засверкала серебром
Снежинок бахрома.
И первый снег,
Он белый, чистый,
Кружась, как бабочки порхал.
Одеялом белым и пушистым
Он тихо землю укрывал!
Покрыты мягкими снегами
Кусты, деревья и дома,
Как белоснежными шарфами
Их всех укутала Зима!
Теперь земля белым бела,
До самой солнечной весны
Пусть отдыхает, видит сны!
Народная игра «Мороз».
По считалке выбирается ребёнок – Мороз. Вокруг него идут в хороводе и говорят (поют) :
Идёт Зимушка – Зима,
У неё белая коса.
Где она идёт,
Там снег трясёт;
У реки ступает,
Льдом воду покрывает;
Где на окна дышит,
Там узоры пишет.
С ней идут тётки –
Белые поддё вки:
Метель, Вьюга да Пурга.
У них есть слуга:
Сам злющий Мороз,
От него много угроз,
Кого схватит – тот замёрз!
Дети разбегаются, кого поймают – останавливается и раскидывает руки в стороны. Его можно разморозить, ему бросить снежок, чтобы он поймал его.
И вот закончилась игра,
Но мы надеемся, что с ней,
Вы стали чуточку умней.
Используемая литература:
Интернет - ресурсы: https://viki.rdf.ru/item/1670/download/, https: img – fotki. yandex. ru ;
Сказка Ю. Дмитриева «Для чего нужен снег?»;
Книга Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет».