Светлана Фоменко
Педагогический проект в номинации «Окружающий мир» «Для чего нужен язык?»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект в номинации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 муниципального образования Усть – Лабинский район
Педагогический проект
в номинации Окружающий мир
«Для чего нужен язык?»
Воспитатель: Фоменко Светлана
Михайловна
х. Железный
2015г.
Пояснительная записка:
Актуальность проекта
Публикация «Педагогический проект в номинации „Окружающий мир“ „Для чего нужен язык?“» размещена в разделах
В последнее время увеличилось детей, имеющих речевые нарушения. И в нашем детском саду детей, имеющих речевые нарушения, стало намного больше. Как нам известно, наличие у ребенка отклонений в речевом развитии накладывает отпечаток на развитие познавательной сферы. У речевых детей отмечаются низкие показатели произвольного внимания, памяти, логического мышления, снижен познавательный интерес, отмечаются нарушения в самоорганизации, обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем. Бедный словарь приводит к снижению потребности в общении. Поэтому встает необходимость внедрения в практику работы инновационных технологий. Технология проектов способствует расширению творческих и познавательных интересов детей, закреплению полученных знаний, способствует большей заинтересованности, умению работать в коллективе и самостоятельно, привлекает к совместной работе педагогов, детей и родителей. Выбранная мною тема, позволяет не только развивать познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки, так же формирует представления детей о строении языка, подготавливает артикуляционный аппарат к постановке звуков, что существенно сокращает время коррекционной работы.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект :
Подвести детей к выводу о том, что язык выполняем много всяких функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи, помогает перевариванию пищи; у животных служит приманкой, ловлей добычи, предупреждением.
Методы фиксации результатов опытно- экспериментальной деятельности: Наблюдения, составление творческого рассказа о рассматриваемом объекте, включение в сюжетно-ролевые игры, картинки, фотографии, схематические зарисовки, объемные изображения, натуральные объекты.
Метод игрового обучения: Опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью ребёнка.
Продукт проекта : Создание энциклопедии «Такие разные языки».
Предмет исследования:
Образовательная область – познавательно- исследовательское развитие.
Участники проекта :
педагоги, родители, дети; возраст детей: 5-6 лет;
Цель проекта :
Создание условий для развития элементарных естественно - научных представлений о человеке и животном мире.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Подвести детей к выводу о том, что язык выполняет много разных функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи, помогает перевариванию пищи; у животных служит приманкой, ловлей добычи, предупреждением;
- Познакомить с правилами ухода за языком и полостью рта;
- Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами;
-Познакомить с основными артикуляционными упражнениями для постановки звуков;
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практических опытов;
- Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи, коммуникативных навыков;
- Развитие связной речи.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познавать, раскрывать ее секреты.
- Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
Тип проекта :
Познавательно - исследовательский
Срок реализации проекта :
Среднесрочный,1 месяц.
1 этап - Подготовительный ( срок реализации: 1 - 10 октября)
2этап – Практический ( срок реализации : 10 – 20 октября)
3этап – Заключительный ( срок реализации:20 – 30 октября)
Этапы проекта :
Подготовительный:
Задачи: - определить условия для реализации проекта.
1. Составить план проекта.
2. Подготовить теоретический и практический материал в рамках проекта.
Практический этап:
Реализация задач проекта предусматривает интеграцию всех образовательных областей по данной теме.
Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями по проекту, с учетом интеграции образовательных областей:
- Познавательно – исследовательское развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Опытно-экспериментальная деятельность
Заключительный этап:
- Обработка и оформление материалов проекта;
- Оценка результатов работы всех участников проекта;
- Презентация энциклопедии «Такие разные языки».
Предполагаемый результат:
Для детей:
•Дети должны получить первичные представления о языке, знать его основные функции;
•Дети должны иметь простейшие представления о мероприятиях, направленные на сохранение здоровья, улучшения качества звукопроизношения.
Для педагогов :
•Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
•Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей;
•Совершенствование предметно – развивающей среды (книжный уголок пословицами и поговорками, энциклопедией созданной детьми и взрослыми, уголок экспериментирования картотекой новых опытов для детей, оборудованием для самостоятельной экспериментальной деятельности);
•Освоение основных упражнений артикуляционной гимнастики.
Для родителей:
•Вовлечение в реализацию проекта;
•Освоение основных упражнений артикуляционной гимнастики.
План реализации проекта :
этапы дети родители педагоги
1. подготовительный Заучивание пословиц о языке;
Отгадывание загадок о языке и органах артикуляционного аппарата. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Семинар – практикум «Составление рассказов с опорой на картинный план о языках животных»
2. практический Беседы:
"Что такое язык", «Зачем человеку язык», «Зачем животным язык?»; «Язык враг – язык друг»
Логотренинги: «Знакомство с домиком языка», «В гостях у язычка», «Прогулка язычка», «Друзья язычка»;
- Рассматривание иллюстраций различных видов языка животных;
- Рассматривание энциклопедий, знакомство с энциклопедическим материалом.
Ситуативные разговоры: «Как микробы попадают в рот?», «Почему нельзя лизать железные изделия на морозе».
Опыт №1 «Разное по вкусу»;
Опыт №2 «Отличие языка от языка кошки»;
Опыт №3 «Язычок – трудовичок»;
Опыт №4 «Как микробы попадают в рот»;
Опыт №5 «Липучка»;
Опыт №6 «У кошки язык – щетка»
Наблюдения: «Как кошка лакает молоко»
Домашние задания для родителей и детей (наблюдение за домашними животными, разучивание пословиц и поговорок о языке, нарисовать к ним рисунок);
участие в реализации проекта Интересное о языке.
Из истории.
Дидактическая игра «Язык и нос заменяют друг друга».
Освоение основных упражнений артикуляционной гимнастики.
3. заключительный - Словесная игра «Хорошо – плохо»
- Рисование по пословицам и поговоркам о языке;
- оформление страниц для энциклопедии «Такие разные языки».
- Освоение приемов ухода за языком и полостью рта.
Открытая образовательная деятельность;
Освоение основных упражнений артикуляционной гимнастики. Презентация «Виды языков животных».
Литература:
Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду/сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013г.
Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.