Татьяна Сидорова
Конспект НОД в подготовительной группе «Для чего нам нужен язык»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
«Для чего нам нужен язык».
Цель: дать детям первичные знания о языке.
Задачи: сформировать представление о том, что язык выполняет много разных функций;
Развивать у детей логическое мышление;
Совершенствовать у детей навыки экспериментирования и способность к коллективному труду;
Тренировать умение понимать и выполнять словесные указания педпгога.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Для чего нам нужен язык“» размещена в разделах
Оборудование: На каждого ребенка небольшое зеркало и стакан с водой.
На каждую пару детей 3 чашки с растворами, имеющие сладкий, кислый, соленый вкусы (чашки подписаны). 6-8 ватных палочек, 2 кусочка хлеба, небольшие кусочки фруктов, овощей, надетых на зубочистку, салфетка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами опять будем учеными. Будем изучать язык. Кто знает, где он находится? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего он нужен? (Педагог выслушивает ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, молодцы. Давайте сначала рассмотрим свой язык. Перед вами лежит зеркало, возьмите его. Найдите то место, где язык кончается, там он острый и тонкий. Это место называется «кончик». Нашли? Дальше идет спинка. Что вы на ней видите? (Продолжая рассматривать дети делятся своими впечатлениями. Они увидят цвет, шершавую поверхность и другие детали).
Воспитатель: Если рассмотрели спинку, давайте поднимем язык, прижмем его кончик к верхним зубам и посмотрим, что есть под языком. (Дети видят кровеносные сосуды, уздечку- тонкую пленку, поднимающуюся от дна ротовой полости к языку. Педагог выслушивает детские высказывания).
Воспитатель: Какого цвета язык? (Розового.) Почему? Он розовый, потому, что здесь много кровеносных сосудов. Под языком сосуды толстые и хорошо заметны. В самом языке они очень тонкие, без микроскопа их не увидишь, но кровь по ним бежит и придает языку розовый цвет.
Воспитатель: Сравните кожу, покрывающую язык в разных местах. Где она потолще, а где – тоньше? (На спинке толще, на нижней поверхности – тоньше). Как вы думаете, почему так происходит? (Спинка контактирует с пищей, которая бывает холодной, горячей, мягкой или твердой. Если бы слизистая оболочка была нежной, тонкой, она бы легко повреждалась пищей.)
Воспитатель: Есть ли в языке кости? Обследуйте его пальчиками. ( Вывод детей: нет.) Проверьте, может ли язык двигаться? (Дети выполняют. Вывод детей: да.) А теперь сделаем с ним разные упражнения. Смотрите в зеркало и делайте: «Вкусное варенье», «Змейка», «Чашечка», «Трубочка» и др. (Дети выполняют.)
Воспитатель: Вот мы и изучили язык, узнали, как он выглядит. Теперь узнаем, для чего он нужен. Проверим, может ли язык определять вкус пищи. Сядьте лицом к друг другу. Те, кто сидят слева, будут учеными, кто с права – испытуемыми. Проверим, поняли ли вы задание. Поднимите руку, кто будет ученым? Кто испытуемым? Правильно. Слушайте внимательно, задание сложное. Испытуемый ничего не делает. Он просто высовывает язык. Ученый проводит опыт. Перед вами стоят три раствора. Они имеют разный вкус. Ученый берет ватную палочку, опускает в раствор и прикладывает его к кончику языка испытуемого. Испытуемый должен узнать, какой вкус имеет раствор. Кто захочет, может попробовать приложить раствор и к другим частям языка : к спинке, к боковой поверхности. Потом ватную палочку кладете на тарелку, и для другого раствора берете новую ватную палочку. Надо проверит все три раствора. Не забудьте одну и ту же ватную палочку нельзя использовать два раза. (Дети приступают к опыту.)
Воспитатель: Поменяемся ролями. Испытуемые станут учеными, а ученые – испытуемыми. (опыт повторяется). И так, какой вкус имели растворы? Какая часть языка лучше ощущает вкус? Кто скажет, для чего нужен язык? (Ответы)
Воспитатель: Правильно. Посмотрим, зачем еще нужен язык. Высуньте языки и попробуйте сказать слово «каша». (Дети пробуют). Языки не прячьте. Скажите «ворона», «машина», «мы пошли гулять». Получилось? (Нет.) Значит, зачем еще нужен язык? (Ответы детей)
Воспитатель: Проведем следующий опыт. Каждый возьмите по кусочку хлеба, жуйте его и следите, что делает язык. (Дети выполняют задание). Что он делает? (Перемешивает пищу, подкладывает ее на зубы, помогает глотанию.) Значит он помогает пережевывать пищу.
Воспитатель: В конце занятия поиграем в игру «угадай на вкус.» Сидящие справа испытуемыми, слева – учеными. Ученые приподнимают салфетку, берут зубочистку с наколотой на нее пищей и водят по языкам испытуемых. Испытуемые должны угадать название пищи. Подглядывать нельзя. Жевать нельзя. Можно только ощупывать пищу языком. Если узнаете, можно съесть. (Дети играют, через некоторое время меняются ролями).
Итог: Так для чего же нужен язык? (Для определения вкуса пищи, для перемешивания пищи и для разговора.