Кириллова Тамара
Конспект ООД по познавательному развитию «Час памяти. Дети блокадного Ленинграда» в подготовительной группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область
Конспект ООД
по познавательному развитию
«Час памяти. Дети блокадного Ленинграда»
в подготовительной группе детей ЗПР
Разработчик
Кириллова Тамара Николаевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
2020 г.
Цель:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Час памяти, Дети блокадного Ленинграда“ в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Память. Развитие памяти у детей
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
1. Дать знания о мужестве детей блокадного Ленинграда.
2. Познакомить детей с книгой Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы».
3. Познакомить детей с трагической историей маленькой девочки-блокадницы Тани Савичевой.
Оборудование: иллюстрации к книге Эллы. Фоняковой «Хлеб той зимы», портрет Тани Савичевой.
Словарная работа: эвакуация, пайка.
Ход ООД.
1. Вступительное слово воспитателя.
Сегодня у нас серьёзный разговор о детях блокадного Ленинграда.
2. Рассказ воспитателя о детях блокадного Ленинграда.
Маленькие жители Ленинграда, от младенцев до подростков, так же как и взрослые, оказались заложниками блокады. Но именно дети сплотили жителей города и дали силы, чтобы работать и воевать, потому что, только освобождение родного города могло спасти подрастающее поколение от неминуемой гибели.
«Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами» - писал в заметках писатель Александр Фадеев.
Дети перестали быть детьми в это жуткое время. Они вместе с взрослыми тушили зажигательные бомбы и пожары, разбирали завалы, дежурили ночами на смотровых вышках, работали в госпиталях и на заводах. Специально для них делались маленькие скамейки-подставки, чтобы ребята могли доставать до станков.
Те мальчишки и девчонки, кто был помладше, отстаивали очереди за хлебом. Ребята, несмотря на морозы, носили ведра воды из прорубей на Неве.
Но наступил Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.
3. Знакомство с книгой Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы».
В книге Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы» мы, читатели, видим блокаду глазами семилетней девочки Лены.
Война начинается для Лены с маминых объятий. Она прижимает к себе дочку и плачет. А потом – первый обстрел.
Постепенно из капризной «малоежки» Лена превращается в человека, который радуется любой еде – даже студню из столярного клея. Она приобретает блокадный опыт – как сберечь силы, как собрать волю в кулак и не съесть свой кусочек хлеба уже утром, как научиться терпеть постоянное чувство голода.
Но это трудно, очень трудно, и не всегда это получается. И Лена вспоминает самый горький свой хлеб – съеденную тайком родительскую пайку. Нет, её никто не ругал, мама даже сунула в руку девочке оставшийся кусок. Но этот стыд, эта боль запомнились навсегда.
А потом – картинки блокадной жизни. Новый год – тесным и дружным кругом, ради которого все откладывали по крошечке, отрывали от своей скудной дневной нормы.
Глава «Казнь для Гитлера» – тоже страшная и честная – о том, какую ненависть испытывали к врагам голодные ленинградские дети.
В книге есть удивительный рассказ о картошине, которую по счастливой случайности нашла мама Лены и принесла дочке, и как все отщипывали себе по микроскопическому кусочку – для вида, оставляя драгоценное лакомство истощённой девочке.
4. Рассказ воспитателя о девочке-блокаднице Тане Савичевой.
В тот день, когда мы участвовали во Всероссийской Акции памяти «Блокадный хлеб», я уже рассказывала вам о трагической истории девочки-блокадницы Тани Савичевой.
Весь мир содрогнулся, прочитав её дневник. В сентябре 1941 года она пошла в 4 класс. Девочка писала в дневнике о смерти членов ее семьи. В её дневнике всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей.
Последняя запись была «Савичевы все умерли. Осталась одна Таня».
Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г. Самой девочки не стало в 1945 года. Она умерла уже во время эвакуации.
Послушайте стихи Т. Игрицкой, посвящённые Тане Савичевой.
Была зима военная, блокадная зима.
На острове Васильевском та девочка жила.
От голода и холода погибла вся семья,
И написала девочка: «Осталась только я».
Танечка Савичева, нет тебя давно,
Но мы знаем номер дома, и твое окно.
Не поднялась, не выжила и на Большой земле.
Лишь записи печальные остались в дневнике.
На Пискаревском кладбище сейчас и навсегда
Хранятся эти записи, чтоб помнила земля.
5. Итог.
Блокада Ленинграда стала испытанием не только для взрослых, но и для детей. Но ребята брались за любую, даже самую сложную работу. Сотни подростков были награждены наградами «За оборону Ленинграда».
Рубка дров, стирка бинтов, уход за раненными, очистка улиц от снега, доставка почты, сборка урожая – работа, которую выполняли детские руки. 872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили на ровне со взрослыми. Маленькие герои внесли значительный вклад в освобождение родного города.