Светлана Афиногентова
Конспект ОД по познавательно-речевому развитию «Кто в куклы не играл — тот счастья не видал»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД
по познавательно-речевому развитию
«Кто в куклы не играл – тот счастья не видал»
для детей подготовительной к школе
офтальмологической группы №4
Подготовили:
воспитатели высшей кв. категории
Афиногентова С. А.
Николаева А. М.
Сергиев Посад - 2022год
Цель: формирование у детей интереса к истокам русской культуры, истории, через знакомство с народными куклами.
Задачи:
1. Расширять знания детей о традициях, быте, культуре русского народа.
Публикация «Конспект ОД по познавательно-речевому развитию „Кто в куклы не играл — тот счастья не видал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Одежда, обувь, головные уборы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Познакомить детей с разными видами кукол, историей их создания,
изготовления и роли в обществе.
3. Прививать любовь к народной игрушке, фольклору, музыке, народным
традициям и обычаям на Руси.
4. Развитие практических навыков при изготовлении кукол: умения подбирать
гармоничные цвета и оттенки для платья кукол.
5. Воспитывать эстетический вкус при изготовлении тряпичных кукол, интерес
и уважение к культуре русского народа.
Ход ОД
Воспитатель: Наш сегодняшний праздник посвящён прекрасному времени года – весне. Она нас каждый день радует чем то новым.
У нас в разгаре весна,
Пробудилась весна ото сна,
Первым март пришёл –
Белый снег сошёл.
А за ним пришёл апрель,
Отворяй окно и дверь.
Птицы звонкие песни запели,
После спячки выходит медведь.
Девицы, парни наряды надели,
Чтобы в игры играть, песни петь.
Воспитатель: - Предлагаю, ребята, завести весенний хоровод.
Весенний хоровод
Воспитатель: - А ещё этот праздник мы с вами посвятим народным играм и вспомним, во что играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими.
Сейчас у вас, современных детей, очень много игрушек. Вы где их берёте? (ответы детей). А где же раньше дети брали игрушки? Или они не играли совсем?
Есть у нас волшебный ларец,
Там заперт на ключ волшебный дворец.
Позвонили в бубенец… и попали во дворец…
Открывается палата
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища?
Есть ли там сокровища?
Из сундука достаём кукол
Воспитатель: Да, игрушки мастерили своими руками из всего, что давала природа.
В народе говорили: «Как птицы из всего строят гнёзда, так и дети из всего мастерили себе кукол». Конечно же, им помогали родители. Кукла – первая среди игрушек. Она была даже в самых бедных крестьянских семьях. В каждую куклу вкладывали частичку души. Поэтому такие куклы не выбрасывались. Их бережно складывали в сундук, а на их месте появлялась новая.
Воспитатель: Какие только куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. В народе говорили: «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал».
И мы с вами познакомились и сделали много кукол из разного материала. Приглашаем всех гостей в наш музей. А наши юные экскурсоводы расскажут о необычных куклах, которые мы смастерили сами.
Русская тряпичная куколка простая,
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, весёлая, немного озорная.
А по нраву – русская, а значит нам родная.
Воспитатель: Тряпичные куклы раньше имелись в каждой семье. Кукол берегли, хранили в корзинах, в сундуках. Куклы были игровые – с ними играли, обрядовые - их делали на праздники и куклы обереговые (берегини) – оберегали от злых сил.
1 экскурсовод (берёт в руки куклу «Пеленашку») - это кукла «Пеленашка», она тряпичная обереговая - самая первая кукла младенца, самый первый его оберег. Куклу укладывали рядом с ребёнком, верили, что такая кукла отгоняет злых духов. Делали ее из куска ношеной одежды.
2 экскурсовод (берёт в руки куклу «Кувадку») – это кукла «Кувадка», она похожа на куклу «Пеленашку», она тряпичная обереговая. Её вешали над колыбелькой младенца, оберегая его от злых сил. Такие куклы были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение малыша.
3 экскурсовод (берёт в руки куклу «Зерновушку», «Крупеничку») - кукла «Зерновушка» или по другому называется «Крупеничка». Делали таких кукол из пшеницы, гречихи, проса. Она была главной куклой в доме. Первые горсти зерна при посеве брали из этой куклы, а собрав новый урожай, вновь наполняли её зерном. Её бережно хранили в «красном» углу и верили, что только тогда год будет сытым, а в семье будет достаток. В голодное время брали зерно из куклы и варили из нее кашу. По такой кукле можно было определить, сыто ли живёт семья. «Если кукла худа, значит в семье - беда».
4 экскурсовод (берёт в руки куклу «Травницу») – эта кукла называется «Травница», она наполнена лекарственной травой. Летом траву собирали, соединяли и помещали в такую куклу. Если ребёнок заболел – куколку доставали из сундука и давали ребёнку играть. Возьмёт больной куколку в руки, обнимет, и по всей избе запахнет цветущим лугом: чабрецом, липой, мятой, ромашкой. Заснёт с куколкой в руках и вдоволь надышится полезными ароматами лекарственных трав.
Воспитатель: С давних пор на Руси любили играть в разные игры. Предлагаем вам поиграть в игру «У Маланьи, у старушки».
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (любое движение)
Воспитатель: Игровые куклы также мастерили из стриженой травы и называли их «Стригушки». Когда женщина уходила на работу в поле и брала с собой ребенка. Она делала ему из трав или из соломы куклу, чтобы он мог играть, а мама – работать. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали и лечебные травы. Запах травы оказывал лечебное действие на него.
Д/и «Узнай на ощупь».
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь,
Мы берем этих кукол в руки –
Оживают истории звуки.
5 экскурсовод (берет в руки куклу – мартиничку). Очень интересны куклы-мартинички. Их дарили на счастье друг другу, призывая приход Весны. Весна – это всегда праздник, радость, ожидание солнышка, пения птиц. Весну не только ждали, но и зазывали:
Приди, Весна, Весна – красна,
Приди, погода ясная,
Приди, Солнце Красное.
Солнце землю согревай,
Дай богатый урожай.
6 экскурсовод В марте, в самом начале весны, дети делали из ниток куклы- мартинички. Их развешивали на деревьях в подарок теплому ветру, чтобы он скорее весну приносил.
Кукла Мартиничка выполнялась в двух цветах совсем не потому, что у мастериц закончились нити. В цветах оберегов, как и в форме, было заключено свое значение. Разноцветные фигурки символизировали времена года. Белая – зиму, красная – весну.
Пальчиковая игра
Воспитатель: Во время работы думайте только о хорошем и приятном.
(Изготовление кукол под музыку, развешивание их на дереве)
Ветерок, ветерок, прилети к нам,
Принеси нам Весну - красну,
Красное солнышко,
Теплое летушко.
Воспитатель: Вот ветер услышал нас и прилетел.
Дыхательное упражнение «Ветер»
Воспитатель: Отлично поработали, а сейчас время поиграть в веселую игру.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Рефлексия.