Лучший педагог года

Конспект ОД по познавательно-речевому развитию «Кто в куклы не играл — тот счастья не видал»

Светлана Афиногентова
Конспект ОД по познавательно-речевому развитию «Кто в куклы не играл — тот счастья не видал»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ОД

по познавательно-речевому развитию

«Кто в куклы не играл – тот счастья не видал»

для детей подготовительной к школе

офтальмологической группы №4

Подготовили:

воспитатели высшей кв. категории

Афиногентова С. А.

Николаева А. М.

Сергиев Посад - 2022год

Цель: формирование у детей интереса к истокам русской культуры, истории, через знакомство с народными куклами.

Задачи:

1. Расширять знания детей о традициях, быте, культуре русского народа.

Публикация «Конспект ОД по познавательно-речевому развитию „Кто в куклы не играл — тот счастья не видал“» размещена в разделах

2. Познакомить детей с разными видами кукол, историей их создания,

изготовления и роли в обществе.

3. Прививать любовь к народной игрушке, фольклору, музыке, народным

традициям и обычаям на Руси.

4. Развитие практических навыков при изготовлении кукол: умения подбирать

гармоничные цвета и оттенки для платья кукол.

5. Воспитывать эстетический вкус при изготовлении тряпичных кукол, интерес

и уважение к культуре русского народа.

Ход ОД

Воспитатель: Наш сегодняшний праздник посвящён прекрасному времени года – весне. Она нас каждый день радует чем то новым.

У нас в разгаре весна,

Пробудилась весна ото сна,

Первым март пришёл –

Белый снег сошёл.

А за ним пришёл апрель,

Отворяй окно и дверь.

Птицы звонкие песни запели,

После спячки выходит медведь.

Девицы, парни наряды надели,

Чтобы в игры играть, песни петь.

Воспитатель: - Предлагаю, ребята, завести весенний хоровод.

Весенний хоровод

Воспитатель: - А ещё этот праздник мы с вами посвятим народным играм и вспомним, во что играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими.

Сейчас у вас, современных детей, очень много игрушек. Вы где их берёте? (ответы детей). А где же раньше дети брали игрушки? Или они не играли совсем?

Есть у нас волшебный ларец,

Там заперт на ключ волшебный дворец.

Позвонили в бубенец… и попали во дворец…

Открывается палата

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища?

Есть ли там сокровища?

Из сундука достаём кукол

Воспитатель: Да, игрушки мастерили своими руками из всего, что давала природа.

В народе говорили: «Как птицы из всего строят гнёзда, так и дети из всего мастерили себе кукол». Конечно же, им помогали родители. Кукла – первая среди игрушек. Она была даже в самых бедных крестьянских семьях. В каждую куклу вкладывали частичку души. Поэтому такие куклы не выбрасывались. Их бережно складывали в сундук, а на их месте появлялась новая.

Воспитатель: Какие только куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. В народе говорили: «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал».

И мы с вами познакомились и сделали много кукол из разного материала. Приглашаем всех гостей в наш музей. А наши юные экскурсоводы расскажут о необычных куклах, которые мы смастерили сами.

Русская тряпичная куколка простая,

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, весёлая, немного озорная.

А по нраву – русская, а значит нам родная.

Воспитатель: Тряпичные куклы раньше имелись в каждой семье. Кукол берегли, хранили в корзинах, в сундуках. Куклы были игровые – с ними играли, обрядовые - их делали на праздники и куклы обереговые (берегини) – оберегали от злых сил.

1 экскурсовод (берёт в руки куклу «Пеленашку») - это кукла «Пеленашка», она тряпичная обереговая - самая первая кукла младенца, самый первый его оберег. Куклу укладывали рядом с ребёнком, верили, что такая кукла отгоняет злых духов. Делали ее из куска ношеной одежды.

2 экскурсовод (берёт в руки куклу «Кувадку») – это кукла «Кувадка», она похожа на куклу «Пеленашку», она тряпичная обереговая. Её вешали над колыбелькой младенца, оберегая его от злых сил. Такие куклы были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение малыша.

3 экскурсовод (берёт в руки куклу «Зерновушку», «Крупеничку») - кукла «Зерновушка» или по другому называется «Крупеничка». Делали таких кукол из пшеницы, гречихи, проса. Она была главной куклой в доме. Первые горсти зерна при посеве брали из этой куклы, а собрав новый урожай, вновь наполняли её зерном. Её бережно хранили в «красном» углу и верили, что только тогда год будет сытым, а в семье будет достаток. В голодное время брали зерно из куклы и варили из нее кашу. По такой кукле можно было определить, сыто ли живёт семья. «Если кукла худа, значит в семье - беда».

4 экскурсовод (берёт в руки куклу «Травницу») – эта кукла называется «Травница», она наполнена лекарственной травой. Летом траву собирали, соединяли и помещали в такую куклу. Если ребёнок заболел – куколку доставали из сундука и давали ребёнку играть. Возьмёт больной куколку в руки, обнимет, и по всей избе запахнет цветущим лугом: чабрецом, липой, мятой, ромашкой. Заснёт с куколкой в руках и вдоволь надышится полезными ароматами лекарственных трав.

Воспитатель: С давних пор на Руси любили играть в разные игры. Предлагаем вам поиграть в игру «У Маланьи, у старушки».

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (любое движение)

Воспитатель: Игровые куклы также мастерили из стриженой травы и называли их «Стригушки». Когда женщина уходила на работу в поле и брала с собой ребенка. Она делала ему из трав или из соломы куклу, чтобы он мог играть, а мама – работать. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали и лечебные травы. Запах травы оказывал лечебное действие на него.

Д/и «Узнай на ощупь».

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь,

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки.

5 экскурсовод (берет в руки куклу – мартиничку). Очень интересны куклы-мартинички. Их дарили на счастье друг другу, призывая приход Весны. Весна – это всегда праздник, радость, ожидание солнышка, пения птиц. Весну не только ждали, но и зазывали:

Приди, Весна, Весна – красна,

Приди, погода ясная,

Приди, Солнце Красное.

Солнце землю согревай,

Дай богатый урожай.

6 экскурсовод В марте, в самом начале весны, дети делали из ниток куклы- мартинички. Их развешивали на деревьях в подарок теплому ветру, чтобы он скорее весну приносил.

Кукла Мартиничка выполнялась в двух цветах совсем не потому, что у мастериц закончились нити. В цветах оберегов, как и в форме, было заключено свое значение. Разноцветные фигурки символизировали времена года. Белая – зиму, красная – весну.

Пальчиковая игра

Воспитатель: Во время работы думайте только о хорошем и приятном.

(Изготовление кукол под музыку, развешивание их на дереве)

Ветерок, ветерок, прилети к нам,

Принеси нам Весну - красну,

Красное солнышко,

Теплое летушко.

Воспитатель: Вот ветер услышал нас и прилетел.

Дыхательное упражнение «Ветер»

Воспитатель: Отлично поработали, а сейчас время поиграть в веселую игру.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Рефлексия.

Публикации по теме:

Фотоочерк «Кто в куклы не играл — тот счастья не видал»Фотоочерк «Кто в куклы не играл — тот счастья не видал» . Л. Рыбакова Фотоочерк «Кто в куклы не играл - тот счастья не видал» (Фото сделаны мною в день посещения выставки, с разрешения Администрации.

Конспект интегрированной ОД по познавательно-речевому развитию «Детский сад и семья — наши верные друзья»Конспект интегрированной ОД по познавательно-речевому развитию «Детский сад и семья — наши верные друзья» Цель: формирование у детей понятие «дом», «семья», «детский сад», «новоселье». Задачи: Образовательные • Расширять знания о ближнем окружении,.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 6–7 лет «Путешествие в зоопарк»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 6–7 лет «Путешествие в зоопарк» Интеграция областей: - Речевое развитие - Познавательное развитие - Художественно-эстетическое развитие - Социально-коммуникативное развитие.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества «Волшебные узоры»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества «Волшебные узоры» Уважаемы коллеги и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД "Волшебные узоры" Цель: обобщить и систематизировать знания.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Марсик» в гостях у ребят»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Марсик» в гостях у ребят» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Марсик» в гостях у ребят» Цель: Закрепление знаний детей о ПДД через.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию «Бал цветов» Цель. Закрепить знания, полученные на занятиях, в обстановке радостного праздничного события. Задачи. Закреплять знания о цветах (луговых.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию «Цветы бывают разные» в старшей группе Цель. Формировать представления о разновидностях цветов, об их классификации; закрепить знание названий полевых и садовых цветов. Задачи.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Конспект занятия по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Фёдорова Инесса.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательно-речевому развитию «Кто в куклы не играл — тот счастья не видал»
Опубликовано: 16 ноября 2022 в 23:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по познавательно-речевому развитию «Кто в куклы не играл — тот счастья не видал»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Афиногентова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД