Светлана Семушина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Исследователи древней эпохи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности
Семушина Светлана Валерьевна,
воспитатель I кв. категории
МБДОУ детский сад «Красная шапочка»
Цель: Развитие мыслительных операций через поисково-исследовательскую деятельность
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умения детей обобщать, сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Исследователи древней эпохи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
2. Формировать у детей познавательную, исследовательскую, творческую активность;
3. Познакомить детей с наукой палеонтология, с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через практическую деятельность;
4. Расширять знания детей о динозаврах;
5. Обогащать пассивный и активный словарь новой лексикой: палеонтология, палеонтолог, раскопки, кратер, извержение.
Развивающие:
1. Развивать умение строить умозаключения;
2. Развивать память, воображение, зрительное восприятие и внимание;
3. Развивать инициативу, самостоятельность.
Воспитательные:
1. Воспитывать ответственность, дисциплинированность, умение работать в команде;
2. Воспитывать интерес к древней эпохе;
3. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: макет яйца, 4 лотка с песком, 4 скелета динозавров, 8 широких кисточек, игрушки динозавров (травоядные и хищники) для оформления острова, 8 макетов вулкана с приготовленной жидкостью (лимонная кислота, жидкое мыло, красный пищевой краситель, 8 чайных ложек, 8 пиалок с содой, схема таблица с техникой безопасности на каждого ребенка, макет земного шара для эксперимента «падение метеорита», интерактивная панель «Колибри».
Ход занятия
Организационный этап:
Воспитатель: Здравствуйте! Меня зовут Светлана Валерьевна.
- Посмотрите, что я вам принесла.
- Что это такое? (Яйцо)
- Правильно, а как вы думаете чье оно? (динозавра)
- Это яйцо окаменелое, потому что оно древнее и ему много миллионов лет. Есть наука, которая изучает останки давно вымерших животных и растений, и я ей увлекаюсь – она называется палеонтология, А человек, занимающийся этой наукой – палеонтолог.
- У меня есть дневник в нем очень много интересной информации об эпохе динозавров. Вот посмотрите! (не полностью заполнен)
- В моем дневнике часть информации потерялось?
- Ребята! А откуда люди узнают информацию, и откуда мы можем что-нибудь узнать о динозаврах? чтобы восстановить дневник? ( ответы детей: из интернета, у мамы, у папы.).
Существует много разных источников для нахождения информации
- Но здесь нет интернета, нет мамы, папы. Но есть ребята 2 центра, где мы можем восстановить всю информацию с дневника
- Вы мне поможете? (ответы детей?
Воспитатель: - Смотрите есть литературный центр, где мы можем взять информацию из книг, энциклопедий.
- И есть Центр науки и естествознания где мы можем не только узнать, но и поучаствовать в раскопках, как настоящие палеонтологи и провести эксперименты.
- Куда бы вы хотели пойти? (ответы) (центр науки и естествознания)
Основная часть.
Ну что тогда проходите к столу. Мы с вами будем участвовать на раскопках динозавра. Перед вами лежат старые участки земли, которые еще не исследованы палеонтологами.
- Палеонтологи работают в парах, и я вам предлагаю тоже разбиться на пары. (Дети делятся на пары)
Они работают специальным инструментом, но самый главный инструмент – это кисть, они шаг за шагом, откапывают, и изучают останки животных.
- Перед работой наденем головные уборы палеонтологов, возьмем кисти приступим к раскопкам.
Пока раскапывают, проговариваю правила
. (слежу за раскопками)
- Ребята что мы с вами нашли? (Скелеты)
- Давайте внимательно рассмотрим скелеты, и изучим их. (подхожу к крылатому)
- Что есть у вашего динозавра? (крылья)
- Значит, он был какой? (летающий)
- У всех есть крылья?
Подхожу к плавающему
- Что есть у вашего? (плавники)
- Если были плавники, значит он какой? (плавающий)
- А как вы думаете, у ваших какая была среда обитания? (наземные).
- Давайте определим внешний вид, каждого динозавра, и найдем среди этих динозавров наших, которых мы раскопали.
- Ну что, пойдем, занесем полученную информацию в наш дневник.
Мы с вами узнали, что динозавры жили в разной среде обитания. В какой? Ответы детей: динозавры юыли летающие, плавающие и наземные.)
- Чем еще отличались динозавры, кроме среды обитания? (размером) Да, но еще были хищные и травоядные)
- Посмотрите, у нас есть остров динозавров, и он разделен на две половины, на одной половине острова находятся травоядные, а на другой хищные динозавры.
РАБОТА В ГРУППАХ
- Подойдите к той половине, какие динозавры вам больше нравятся.
Обсудите в свое группе, по каким характерным признакам можно отличить, хищников от травоядных. Посовещайтесь со своими напарниками.
- Чем они отличаются? Что есть у травоядных? Ответы детей: рога, панцирь, шипы. Для чего им нужны рога, панцирь и шипы травоядным? Ответы детей: чтобы защищаться
- Что есть у хищников? Ответы детей: у хищников есть зубы, сильные задние лапы, острые когти. Как вы думаете для чего они им нужны были сильные задние ного? Ответы детей: догонять бобычу.
- Полученную информацию занесем в наш дневник. (заносим)
Ребят, я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка. Динозарядка
- Ребята, а как вы думаете, почему закончилась эпоха динозавров? (ответы детей)
- А почему они вымерли? Ответы детей (метеорит, вулкан)
- Ученые до сих пор не могут найти ответ.
- По одной версии: падение огромного метеорита на Землю.
- По другой версии: было большое количество извержения вулканов.
- Какую версию будем рассматривать первой? (дети выбирают)
- Присаживайтесь на стульчики
1. Проведем эксперимент «Падение огромного метеорита»
- Это макет земного шара. Вокруг земли космос, вот солнце. Метеорит летит на землю (звук падения)
- Что произошло после падения метеорита? Ответы детей: взрыв
- Что поднялось вверх, когда упал метеорит? Ответы детей: пыль
- Большое облако дыма, пыли поднялось вверх, как вы думаете, что произошло с солнцем? (закрыло) НАКРЫВАЮ
- Если солнце закрылось, что могло бы произойти на земле? (темно, холодно)
- Если на земле стало темно, холодно. Что происходит с растениями? (погибают)
- Если растения погибли, что стало с травоядными? (им нечего стало кушать, и они погибли)
- Что стало с хищниками, когда погибли травоядные динозавры? (им нечего стало кушать, и они погибли)
- Могла ли версия падения метеорита стать причиной гибели динозавров?
- Пойдем рассмотрим следующую версию.
2. Проведем эксперимент «Извержение большого количества вулканов»
Прежде чем начнем эксперимент, вспомним технику безопасности (четко по схеме)
- Посмотрите на схему техники безопасности, все понятно?
- Наденьте защитные очки.
- Высыпаем одну чайную ложку белого порошка в кратер вулкана. (демонстрация вулкана).
- Что вы наблюдаете? Ответы детей: Происходит извержение вулкана, раскаленная лава стекает по склону.
- Что происходит с окружающей средой (она погибает, лава все сжигает на своем пути)
-А эта версия могла быть причиной гибели динозавров? (да)
Давайте вернемся к нашему дневнику.
- К чему могло привезти падение метеорита? Ответы детей: большое облако дыма закрывает солнце, становится тесно и холодно и все погибает. Вы согласны? (да)
- К чему могло привести извержение вулкана? Ответы детей: раскаленная лава все сжигает и все растения погибают.
А еще ребята настоящий вулкан во время извержения тоже выбрасывает большое облако дыма и пепла в вверх и закрывает солнце, становится темно и холодно. Вы согласны? (да)
ИТОГ
- Какая наука изучает вымерших животных и растений? (палеонтология, давайте вместе повторим, Катя, повтор какая наука изучает вымерших животных, Антон повтори и ты.
- Каких животных мы сегодня изучили? (динозавров)
- Что вы про них узнали?
- Вам понравилось? А что вам больше всего понравилось?
- За то, что вы мне помогли восстановить дневник, я вам приготовила подарок. Это яйца динозавра, вы дома с родителями понаблюдаете, как вылупляются маленькие динозаврики. (инструкция прилагается)
А еще я хочу вам подарить дневник палеонтолога, и вы в литературном центре сможете его дополнить.
Воспитатель: Спасибо вам большое.