Ирина Бельская
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Эти загадочные дикие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему
«Эти загадочные дикие птицы»
Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц; познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы; продолжать активизировать познавательные способности детей.
Публикация «Конспект ОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Эти загадочные дикие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям выставку познавательной и художественной литературы о птицах и рассказывает, что мир птиц полон загадок и тайн. Птицы всегда, во все времена удивляли людей своей красотой, изяществом, пением.
- Когда мы смотрим на птиц, то всегда задаем себе вопрос: «А как птицы умеют летать по воздуху? Почему птицы умеют летать, а люди не умеют?»
Воспитатель предлагает детям для рассматривания птичьи перья, каждому по два - маховое и пуховое.
- Чем перышки отличаются друг от друга? Какое из них согревает птицу и называется пуховым?
- Где на теле у птицы растут пуховые перья?
- Какое перо помогает летать птице и называется маховым?
- Легкое оно или тяжелое? Почему оно легкое?
- Где на теле у птиц есть маховые перья?
Воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают и садятся. Говорит, что с раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. Взмахами крыльев она от него отталкивается. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу.
Воспитатель рассказывает о том, что человек издавна мечтал летать, как птица, поэтому он изобрел много летательных аппаратов: воздушный шар, самолет, вертолет, парашют, дельтаплан, дирижабль.
- В мире птиц происходят чудесные превращения. Воспитатель загадывает загадки :
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться (Яйцо)
Самое главное чудо - это птичье яйцо.
Без рук, без топора
Построена изба (гнездо)
- Всем известно, что птицы строят гнезда. Гнезда бывают разные. Птицы маскируют их от врагов, выстилают травой, берестой, мхом, пухом. Когда гнезда готовы, самочки, откладывают в них яйца.
Яйца у разных птиц разные. У страуса яйцо очень большое, у перепелки - в крапинку, а у дрозда яйца ярко-голубые. Самка садится на яйца, сохраняет их в тепле, защищая от врагов и непогоды. Ей нельзя отлучаться из гнезда, поэтому самец заботится о ней и приносит еду.
Каждое яйцо находится в твердой скорлупке. Снаружи скорлупа покрыта крошечными отверстиями, через которые проходит воздух.
Внутри каждого яйца находится желток, а в желтке - крошечный зародыш. Скоро он превратится в птенца.
Вокруг желтка находится белок. Он содержит необходимый запас воды для роста птенца.
Птенец растет внутри яйца. Питательные вещества он получает из желтка. Вскоре птенец начинает походить на настоящую птицу : у него вырастают крылья, лапы и клюв.
В положенное время птенец начинает проклевывать скорлупу своего яйца изнутри. Он проклевывает скорлупу все больше и больше, пока, наконец, она не расколется и птенец не выберется наружу.
Вылупившиеся птенцы маленькие и беспомощные. Они должны оставаться в гнезде. Родители приносят им еду. Вскоре у птенцов начинают расти перья. Когда птенцы подрастут, они улетят из родительского гнезда и в один прекрасный момент построят свои собственные гнезда.
Физминутка.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево - вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири - тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Каких только птиц не увидишь на Земле! Не знаешь, какая птица самая лучшая.
В. Бианки поэтому и назвал свой рассказ «Все самые».
Все самые
Самые лучшие певцы у нас: в роще - соловей, в лесу - певчий дрозд.
Самые искусные строители: синица-ремез, иволга, ласточка.
Самые лучшие пловцы и ныряльщики. Гагаре только голову опустить, лапками оттолкнуться, и она уж под водой. Кайра крыльями под водой, как руками, машет и любую рыбку догоняет. Чомга, когда птенцов надо спасать, берет их под крылья и с ними ныряет.
Самые лучшие летуны: проворней всех - ласточки, но сокол-чеглок и их ловит на лету. Дальше всех и выше всех летают орлы и грифы. Быстрей всех — стриж.
Самые лучшие бегуны и скороходы. В лугах дергач удирает от собаки и ни травинки не заденет. В степи бегунок мчится быстрее зайца. В пустыне саксаульная сойка мастерица бегать по пескам. В полях - перепел первый скороход.
Самые лучшие лазуны. Цапелька малая, выпь - очень ловко лазают по качающимся камышам, стенолазка - по отвесным скалам, а поползень - по стволам деревьев вниз головой.
Самые дружные: чайки-береговушки, скворцы, - тронь одного, все за него горой.
Самые большие и сильные птицы : орел-беркут, бородач, лебедь-кликун и дрофы.
Самые маленькие у нас птички: крапивник-задерихвост и королек.
Самые яркие: иволга, сизоворонка, щурка, фазаны, султанская курица, утка-мандаринка.
Самые пушистые - совенышки.
Самые смешные: ходулочник, весь-то он, как клубочек на спицах; пеликан - нос мешком; колпик - нос ложкой-поварешкой; топорик - нос расписным колпачком.
- Чем больше узнаешь о птицах, тем больше удивляешься.
Воспитатель предлагает отгадать загадки и каждую отгадку сопровождает показом картинки с изображением птицы.
Кто-то скачет вдоль дорожки,
Семечки клюет и крошки.
«Здесь не страшно, не робей!»
— Крикнул другу. (воробей)
Птица пестрая стрекочет,
Замолчать на миг не хочет.
С ней у нас одна морока.
Птицу как зовут? (Сорока)
Кто глядит на тротуар
И кричит нам с ветки: «Карр!»?
Покроши кусок батона —
Прилетит поесть. (ворона)
Прилетели стайкой гулкой
Птицы с ярко-красной грудкой.
За окошко посмотри —
Там на ветках. (снегири)
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут ее. (синичка)
На головке — хохолок,
Хвост — как желтый лоскуток.
Зимовать к нам прилетели
Что за птицы? (Свиристели)
Что за птица на суку
В рощице поет: «Ку-ку»?
Неприметная пеструшка,
А зовут ее. (кукушка)
Догадайтесь, что за птица :
Ночью ей совсем не спится,
Не поможет сон-трава,
Только днем заснет. (сова)
Эта птица не поет,
Лишь в Австралии живет.
Перья белые, как парус.
Быстро бегать может. (страус)
Не в лесу поет на ветке,
А слова кричит из клетки.
Ты его скорей узнай.
Эта птица —. (попугай)
Эти птицы не летают,
А живут, где льды не тают.
Ни простуды, ни ангины
Не пугаются. (пингвины)
Птица — признанный рыбак,
Рыбку ей поймать — пустяк.
В клюв положит, как в карман,
Весь улов свой. (пеликан)
Нет, летать он не умеет.
Хвост его похож на веер.
Он такой средь птиц один —
Гордый, царственный. (павлин)
Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде. (Клёст)
Над вешним привольем,
Над широким полем
Раздаются его трели,
Словно нежный звук свирели. (Жаворонок)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
Рыбку поймай-ка,
Быстрая. (чайка)
Птицы красивые,
Будто из сказки,
Перышки их
Черно-белой окраски. (Гагары)
Он похож на петуха,
Песенка его громка. (Глухарь)
На нем красный берет,
И крупнее дятла нет.
Он, присев на толстый сук,
Целый день стучит: тук-тук. (Дятел-желна)
Кедровые орешки добывает ловко
И зовут ее. (кедровкой).
- Наблюдая за птицами, народ придумал много поговорок и пословиц.
Воспитатель предлагает детям подумать: почему в народе так говорится.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица своим клювом сыта.
Сорока весть на хвосте принесла.
Кукушка кукует - по дому горюет.
У каждой пташки - свои замашки.
Вороне соколом не быть.
Мала синичка, да коготок остер.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
В конце занятия воспитатель предлагает детям нарисовать птицу которую они запомнили и организовать выставку диких птиц.