Екатерина Мартьянова
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Что мы знаем о рыбах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему : «Что мы знаем о рыбах?»
Цель: Познакомить с признаками и разнообразием рыб.
Задачи:
- Образовательная:
-формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания;
-учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах);
-учить выделять признаки различия и сходства между рыбками;
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Что мы знаем о рыбах?“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.
- Развивающая:
-развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление; активизировать и обогащать словарь ребёнка;
-развивать память, умение анализировать, выражать их в речи, развивать эмоциональную сферу детей.
- Воспитательная:
-воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;
-воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.
Предварительная работа:
Беседы о водных ресурсах. Рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей. Дидактические игры по ознакомлению морскими и речными рыбами, растениями и животными. Чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», В. Бианки «Рыбий дом», В. Смирнова «Как рыбы в футбол играли», Е. Чарушина «Медведь – рыбак». Подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука», «Море волнуется», «Ручеек».
Материалы к НОД: Иллюстрации с изображением рыб; видеофильм: «Рыбы».
Ход НОД:
Воспитатель:
Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие на корабле, вы побываете в роли исследователей, узнаете много нового и интересного.
-Ребята, а как вы думаете, где плавает корабль? (по океану, морю, реке).
-Правильно. По водным просторам. Мы будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей.
О ком мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:
«В воде озорница играет,
Резвится, блестит чешуей.
И в воде к себе призывает
Беззвучно: «Поплыли со мной!»
– Кто это?
Дети: Это рыбка!
– Правильно, ребята! Сегодня мы будем говорить с вами о рыбах.
– Где живут рыбы?
– В воде.
– Чем питаются рыбы?
– Другими рыбами, морскими растениями.
– В каких водоемах могут жить рыбы?
– В реке, озере, пруду, море, океане, аквариуме.
– А могут рыбы жить в болоте?
– Нет, там грязная вода.
– Каких вы знаете рыб?
– В море - морские, в реке - речные, в аквариуме - аквариумные.
– Как называется детеныш рыбы?
– Малек.
– Из чего выводятся мальки?
– Из икринок.
– Чем покрыто тело рыбы?
– Чешуей.
– Что помогает рыбам передвигаться в воде?
– Обтекаемая форма, гладкая поверхность, плавники, хвост.
Физкультминутка«1, 2, 3, повернись и в рыбок обернись!» :
Рыбки весело резвятся
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
То замашут плавниками,
То закружатся кругами.
(Дети выполняют действия, согласно текста).
Воспитатель: Ребята, все живое дышит воздухом. А откуда рыбы берут воздух?
- Из воды.
– С помощью чего рыбы дышат?
– При помощи жабр.
– Как ухаживают за рыбами, которые живут в аквариуме?
– Кормят, меняют воду, чистят аквариум.
– Как называют человека, который ловит рыбу?
– Рыболов, рыбак.
– А чем можно ловить рыбу?
– Удочкой, сетью.
(Беседа сопровождается показом иллюстраций).
Пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице» Рыбка плавает в водице Рыбке весело играть (плавные движения руками) Рыбка, рыбка, озорница (погрозить пальчиком) Мы хотим тебя поймать (хлопок ладошками) Рыбка спинку изогнула (выгнуть ладошки пальчиками вниз) Крошку хлебную взяла (имитировать движения пальчиками) Рыбка хвостиком махнула (сложить ладоши вместе, поворачивать и в стороны) Рыбка быстро уплыла (спрятать ручки за спину).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? (Ответы детей.)
Воспитатель: И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а вы любите есть рыбу? (да, нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы. Рыбу ловят рыбаки.
Воспитатель: Прежде, чем приступить к исследованиям в группах (пресноводные, морские, аквариумные, давайте выясним, чем все рыбы похожи. Педагог предлагает детям рассмотреть части тела рыбы, для этого составим модель рыбы и назовем части ее тела: туловище, голова, рот, глаза, жабры, плавники, хвост, чешуя.
Вставьте пропущенное слово:
Речные рыбы живут в) воде, а морские рыбы в) воде.
Воспитатель. А что есть у рыб, чего нет у животных? Животные покрыты шерстью, птицы перьями, а рыбы …) Чем покрыто тело у рыб? Правильно, чешуёй.
Воспитатель детям показывает картинки с изображением рыб и рассказывает о них:
- На зеле много водоемов с пресной водой – реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб: сом, карась, окунь, судак и пр.
Щука - хищница. Живет в реке и озере. Поедает мелких рыбешек, лягушек. Может весить до 12 кг.
Жизнь в морях необычайно разнообразна. Там обитает более 25 тысяч видов рыб: сельдь, треска, скат, камбала пр. Самые красивые и необычные рыбы - это морские. Известно более 200 видов акул. Большинство из них жестокие хищники, они питаются животными и могут нападать на людей. Акула очень быстро плавает.
В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школах, детских садах, офисах. Многие аквариумные рыбки имеют небольшие размеры и яркую расцветку. В аквариуме плавают настоящие домашние животные, за которыми очень познавательно и интересно наблюдать. Заниматься рыбками можно не только взрослым, но и детям. Наибольшей популярностью пользуются золотые рыбки,которые как будто приплыли к нам из знаменитой сказки.
Игра «Найди дом для рыбки».
Воспитатель читает загадки о рыбах, если рыба пресноводная, то дети картинку с изображением рыбы относят к месту ее обитания (река).
Хвостом виляет, зубастая, а не лает (Щука).
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (Сом).
Если рыба морская, то дети картинку с изображением рыбы относят к месту ее обитания (море).
На дне один
Лежит плоский блин (Камбала).
Живу глубоко.
Плыву легко.
Зубастая, большая, я рыба (Акула).
Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать. Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимались?
Дети: поиграли, поговорили о рыбах, определяли, какие рыбы морские, а какие речные.
Воспитатель. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали. Молодцы ребята! Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, выполнили все задания. Наше путешествие на этом не заканчивается, завтра вас ждут новые встречи с морскими и речными жителями.