Мария Мустафина
Конспект ООД по окружающему миру (ФЦКМ) «Бумага и ее свойства» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по окружающему миру (ФЦКМ)
тема: «Бумага и ее свойства»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследова-тельская, чтение и восприятие художественной литературы, игровая, двигательная.
Публикация «Конспект ООД по окружающему миру (ФЦКМ) „Бумага и ее свойства“ подготовительная группа» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цели: продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности; формировать представления о производственных процессах, о предметах и механизмах, облегчающих труд человека на производстве; закреплять умение применять разнообразные способы обследования предметов; познакомить детей с процессом производства бумаги из древесины; закрепить названия пород деревьев; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: рассмотреть породы деревьев на участке; провести экскурсию по экологической тропе детского сада.
Материалы: спилы стволов различных пород деревьев. Книги, журналы, газеты, картонные коробки, проспекты, открытки, фотобумага и др. Шаблоны деревьев, фланелеграф; иллюстрации пейзажей лесных массивов, видов машин для посадки и уборки леса; иллюстрации с изображением процесса изготовления бумаги; средства защиты органов дыхания; отходы древесины; увеличительные стекла; различные виды бумаги.
Ход занятия:
1. Беседа.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает?
Дети: Книга.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на выставку, где представлены: книги, журналы, газеты, картонные коробки, проспекты, открытки, фотобумага и др.
Воспитатель: Из чего сделаны эти предметы?
Дети: Из бумаги.
Воспитатель: А из чего сама бумага?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Для изготовления бумаги используют определенные сорта древесины. Рассмотрите породы деревьев. На какие группы можно классифицировать породы деревьев?
Дети: Лиственные, хвойные.
2. Рассказ воспитателя.
Воспитатель: В давние времена бумаги не было, и люди писали на коре, глине, коже, камне. Это было неудобно, поэтому люди научились изготавливать бумагу. Первую бумагу делали в Древнем Египте, из папируса. Это гигантское многолетнее травянистое растение, высотой до 5м, а стебли у него достигают 7 см в диаметре. Папирус растет в тропической Африке, вдоль берегов рек и озер. Чтобы изготовить такую бумагу, требовалось много времени и большие затраты рабочей силы.
Прошли годы, люди начали изготавливать бумагу из древесины. Не все породы деревьев пригодны для этого. Вы знаете, какие из них человек использует для производства бумаги?
Дети: Предположения детей.
Воспитатель: Это береза, сосна, ель. Их древесина состоит из множества тон-чайших растительных волокон, тесно сплетенных между собой. На ваших столах лежат спилы этих деревьев. Возьмите увеличительные стекла и рассмотрите их.
Дети рассматривают.
Воспитатель: На заводе такие спилы пропускают через дробильные машины, превращают в щепу, варят и получают целлюлозу.
Показ иллюстраций, готовой продукции.
Воспитатель: Люди, которые работают на таких заводах, подвергают свое здоровье опасности, так как при изготовлении целлюлозы появляется ядовитый пар. Он пропитывает тело, волосы, одежду, кожу, поэтому рабочие носят защитную форму, закрывают органы дыхания респираторами.
Показ респираторов и спецодежды, иллюстраций с изображением процесса работы.
Воспитатель: Готовая продукция по конвейеру движется на резательные ма-шины, нарезается на куски определенного размера.
Показ иллюстраций.
Воспитатель: Роботом – двигателем складывают ее на площадку, где заворачивают в бумагу, перетягивают стальной проволокой.
Другая установка скручивает бумагу в большие рулоны – бобины – и упаковывает в целлофан. Бумагу везут в разные города нашей страны и в другие страны.
Мы ежедневно пользуемся бумагой, поэтому ее надо много. Много надо и древесины для ее изготовления. Если такими темпами мы будем уничтожать деревья, то скоро их на Земле не останется. Что же придумал человек?
Дети: Сажать деревья.
Воспитатель: Люди решили выращивать лес в специальных питомниках.
Физкультминутка:
Это легкая забава
Это легкая забава –
Повороты влево – вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно.
(Повороты туловища вправо и влево)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
(Приседания)
А теперь ходьба на месте,
Это делаем все вместе.
(Ходьба на месте).
Воспитатель: А сейчас мы создадим свой питомник. Используя шаблоны де-ревьев, покажите, какими сначала бывают саженцы, молодые деревца, и какими они становятся к тому времени, когда их древесина созревает и ее можно вырубать для производства бумаги.
Дети выбирают нужные шаблоны из общего числа шаблонов деревьев, выкла-дывают их по возрастанию высоты и толщины.
Воспитатель: Непросто вырастить лес: насекомые – вредители, пожары губят его; браконьеры спиливают раньше времени деревья. Но люди преодолевают эти трудности, и вот среди молодняка вырастают новые березки, осинки. Под их кронами растут грибы, ягоды, селятся птицы, звери. Как важно все это сберечь!
Дети прочитайте стихотворение о любом породе дерева.
Дети: Чтение стихотворений.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течении года
Ясной стояла погода.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
Дуб дождя и ветра не боится.
Кто сказал, что дубу можно простудиться?
До глубокой осени дуб стоит зеленый,
Значит он выносливый, значит закаленный!
Гроздья рябины на солнце горят,
Рябит от рябины в глазах у ребят.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в дидактическую игру «Что можно сде-лать из бумаги».
Дети закрытыми глазами выбирают любой вид бумаги, определяют ее качество, предполагают, что можно сделать из такой бумаги.
3. Итог занятия.
Воспитатель: Что мы с вами узнали и закрепили на этом занятии?
Дети: Деревья надо сажать, беречь, охранять, потому что они очищают воздух.
Древесина используется в промышленности и в быту.
Необходимо бережно относиться к бумаге, экономно ее расходовать.