Приложение МААМ

Конспект ООД по обучению грамоте «Тим и Том — наши друзья. Твердые и мягкие звуки»

Елена Ширяева
Конспект ООД по обучению грамоте «Тим и Том — наши друзья. Твердые и мягкие звуки»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ООД в старшей группе

«Тим и Том – наши друзья»

Тема:

Закрепление знаний детей о твердости и мягкости согласных звуков.

Цель:

- продолжить работу над формированием навыков звукового анализа слова : определением позиции звука в слове.

- закрепить умение отличать согласные и гласные звуки;

- упражнять детей в умении определить твердость и мягкость согласных звуков.

- обогащать словарный запас детей.

Оборудование:

- изображения двух человечков - Тима и Тома

Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте „Тим и Том — наши друзья, Твердые и мягкие звуки“» размещена в разделах

- картинки с изображением предметов: котелок, консервы, ножик, ложки, вилки, веревка, миска, бинокль, компас.

- карта, изображающая маршрут путешествия.

Ход занятия:

1 часть. Игра «Подскажи словечко». Дети определяют первый звук в слове, которое они подсказали. Какой это звук : гласный или согласный? Как они определили?

Всех на свете он добрей

Лечит он больных зверей

И однажды бегемота вытащил

Он из болота.

Он известен, знаменит

Это доктор (Айболит)

Он плывет по простыне,

Как кораблик на волне.

Он хозяйкам добрый друг-

Электрический___(Утюг)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса

Кто же это?___(Лиса)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Это зверь - лесной___(Медведь)

Кто один имеет рог?

Отгадайте___(Носорог)

2 часть. - Воспитатель - Дети, к нам пришли сегодня гости. Они живут в звуковом царстве, во Дворце Согласных звуков. Это два брата Том и Тим.

Это – Том (показывает человечка, одетого во все синее). Послушайте и скажите, какой первый звук вы услышали в его имени? (ТТТ)

Какой это звук - согласный или гласный? (Согласный, потому что при его произношении язычок упирается за зубы, его нельзя спеть)

Правильно! Это согласный звук. А теперь еще раз послушайте, как он звучит. ТТТ. Слышите, как твердо звучит этот звук в имени Тома. ТТТом. Ему очень нравится свое имя, которое начинается с твердого согласного звука Т.

Том любит все, что начинается с твердых согласных звуков. Он не ест т - тефтели, но любит т - томатный сок, носит п-пальто, но никогда не п-пиджак. Он не берет в руки м-мяч, но с удовольствием пускает м-мыльные пузыри.

Том дружит с Тимом, хотя Тим совсем не любит то, что любит Том. Тим мягкий по натуре, и любит все, что начинается также мягко, как первый звук в его имени.

А какой первый звук в его имени? (Т)

-Правильно! Он любит т-тефтели, л-леденцы, п-пирожные. Но несмотря ни на что Том и Тим друзья и очень любят бывать вместе. Когда Тим р-рисует, Том р-раскрашивает. Если Том берет в руки д-дудочку, Тим сразу начинает д-дирижировать. Они никогда не выбирают одни и те же вещи, поэтому не ссорятся.

Ребята, однажды Тим и Том решили отправиться в путешествие. Давайте поможем им собраться. Для этого мы должны разделиться на две команды. Первая команда – это друзья и помощники Тома, вторая команда – друзья и помощники Тима.

Для того чтобы идти в поход, надо быть сильными. А для этого надо заниматься спортом, делать зарядку. Давайте и мы сейчас сделаем ее.

Физкультминутка:

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравиться нам

Делать по порядку

Весело шагать (ходьба по кругу)

Руки поднимать (руки вверх)

Руки опускать

Приседать и вставать (4-6 раз)

Прыгать и скакать (10 прыжков)

Воспитатель - Молодцы! Теперь можно смело собираться в путь. Давайте решать, какие вещи кто понесет. Ребята, когда я буду называть слово, встают друзья Тома, если это его слово, его вещь, то есть если согласный звук в начале слова слышится твердо, а если мягко, то встают друзья Тима, потому что это его вещь, его слово, а остальные остаются на местах. Слушайте внимательно!

Тиму и Тому нужно взять с собой (показывает картинки) : котелок, веревку, консервы, бинокль, сахар, ложки, вилки, карту, компас.

-Хорошо ребята. Мы распределили с вами вещи. А давайте вместе подумаем, что может Тим и Том еще что-нибудь захотят взять с собой. Что еще может Том взять с собой, подскажите ему ребята.

Ответы детей (кастрюлю, спички и т. д.)

-А что еще может взять с собой Тим?

Ответы детей (кеды, нитки и т. д.)

Ну вот. Все вещи собраны. Можно отправляться в путь, но по какой дороге? (На доске план) Вот их маршрут. Посмотрите, ребята, одна дорога ведет в л-лес, другая – на л-луг. По какой дороге захочет пойти Том, а по какой Тим? Почему?

-Ответы детей (Том – на луг (л)твердый согласный, Тим – в лес (л)мягкий согласный)

Воспитатель - Вы правильно решили. Но ведь Тим и Том друзья, они не хотят расставаться, поэтому чтобы держаться вместе они решили, что пойдут по самой опушке леса (показывает наглядно). Никто не догадался почему друзья так решили? (Если дети не догадались, то воспитатель задает вопрос: «Какой первый звук в слове опушка? Звук о гласный или согласный?» выясняют, что о – гласный звук) Вот поэтому, чтобы ни одному из них не было обидно они и выбрали этот путь!

Ой, ребята, а сколько грибов они здесь видели! Друзья были очень довольны. Каждый собирал свои любимые грибы. Здесь были и лисички, и маслята, и белые, и сыроежки, свинушки. Какие грибы собирал Том?

Дети: сыроежки, свинушки, маслята, белые.

Какие грибы достались Тиму?

Дети: лисички.

Воспитатель - Так незаметно друзья пришли к р-речке. Как вы думаете, кто ее первый заметил, чье это слово?

Дети: Тим. Речка начинается с мягкого согласного (р)

Воспитатель - Как хорошо! Можно половить р-рыбу! Чьи это слова?

Дети: Это слова Тома. Слово р-речка начинается с твердого согласного (р)

Воспитатель - В р-речке водятся сом и л-лещь. Кого поймает Том? А кого Тим?

Дети: Том поймает сома. Тим поймает леща.

Пора нашим друзьям отдохнуть. Том и Тим разводят костер и делают шалаш. Кто принесет ветки для костра? А кто валежник для шалаша?

Ответы детей.

Обед готов. Кому придется по вкусу рис, а кому рыба? Кто буде пить компот, а кто кисель?

Ответы детей.

Теперь, когда Том и Тим отдохнули, поели, им захотелось поиграть в любимую игру «Твердое – мягкое». В этой игре Том называет слово с первым твердым звуком, а Тим, заменяя твердый звук на мягкий, отвечает Тому похожим словом. Вот так:

-Том: нос

-Тим: нес

-Том: лук

-Тим: люк

-Том: тук

-Тим: тюк

и т. д.

Давайте и мы с вами поиграем. Друзья Тома встают в ряд. Друзья Тима встают напротив. ( Воспитатель объясняет дополнительное правило игры: называя слово, одновременно бросается мячик)

Игра «Твердый-мягкий»

Воспитатель - Ну ребята, пора нашим друзьям Тиму и Тому домой возвращаться. Они прощаются с вами, но ненадолго. Теперь мы часто с ними будем встречаться. Друзья обещают приходить к нам в гости.

Итог.

Воспитатель - С кем мы познакомились с вами сегодня? Кто такой Тим? Кто такой Том?

-Ребята, я сейчас назову слова, а вы скажите, какие слова начинаются с твердых согласных звуков, какие – с мягких : пух, вата, кирпич, подушка, дерево.

-Молодцы. Тим и Том будут довольны вами, когда еще раз придут к вам в гости.

Литература:

1. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. «Учимся читать и писать».

- М: «Знание» 1994г.

2. Волина В. В. «Праздники букваря» - М: АСТ-ПРЕСС 1996г.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки»Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]»Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]» Вид деятельности: Занятие по подготовке к обучению грамоте Тема: «Звуки [С] и [Ш]» Цель: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах,.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по обучению грамоте «Тим и Том — наши друзья. Твердые и мягкие звуки»
Опубликовано: 18 сентября 2022 в 22:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по обучению грамоте «Тим и Том — наши друзья. Твердые и мягкие звуки»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ширяева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД