Анна Пярксон
Конспект ООД по обучению грамоте «От звука к слову, от слова к делу» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
1. Развивать речевое внимание и фонематический слух;
2. Продолжать знакомить детей, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные – твердые и мягкие;
3. Закреплять умение делить слова на слоги;
4. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова;
5. Закреплять умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком.
Ход занятия:
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте „От звука к слову, от слова к делу“ для старшей группы» размещена в разделах
Восп. : Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы продолжим изучение букв и звуков. Давайте вспомним, для чего же нужны буквы? (Ответы детей). Действительно, из букв состоят слова. С помощью букв мы можем написать слово. Из слов мы строим предложения. А предложения нужны для того, чтобы люди могли разговаривать между собой, что-то рассказывать, общаться. У букв есть свой домик, он называется алфавит. На какие группы можно разделить все буквы в алфавите? (Гласные и согласные). Чем звук отличается от буквы? Букву мы пишем, а звук произносим. Чем отличаются гласные и согласные звуки? (Гласные можно петь, произнесению этих звуков ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Произнесению согласных мешают губы «м», зубы «с», «з»). Еще давайте вспомним, что согласные звуки бывают твердые и мягкие. Например, в словах рука и река, волк и венок, дом и дерево. С помощью какого квадрата мы обозначаем гласные звуки, когда делаем звуковой анализ слов? Да, красным. Согласные твердые? Синим. Согласные мягкие? Зеленым. Вспомнили?
Первое задание: игра «Кто внимательный».
Я буду называть звуки: гласные, твердые согласные и мягкие согласные. А вам на каждый названный звук надо поднять соответствующий квадратик.
Второе задание: А теперь, предлагаю провести небольшую разминку. Мы поиграем в игру, которая называется «Перекличка». Я буду называть звук гласный, твердый согласный или мягкий согласный. Когда вы услышите звук, с которого начинается ваше имя, надо будет встать. Молодцы, справились и со вторым заданием.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за столы.)
Третье задание - звуковой анализ слов. Для звукового анализа слов нам пригодятся полоски-схемы, разноцветные квадратики, которые будут обозначать звуки.
Дети делают звуковой анализ слова роза.
Воспитатель прикрепляет на доску картинку с изображением рыбы, под ней рисует схему для звукового анализа слова
Дети определяют звуки «Р» твердый согласный, «О» гласный,«З» твердый согласный, «А» гласный
Восп. : Сколько звуков в слове роза? Сколько гласных? Сколько согласных? Назовите согласные звуки. Назовите гласные звуки. Сколько слогов? (Два, сколько и гласных звуков).
Аналогично проводится звуковой анализ слов
небо, паук, лиса, слон
Физкультминутка для глаз
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
Восп. : А сейчас мы поиграем в игру «Поймай конец и продолжай». Вам надо будет назвать цепочку слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего слова. Например: солнце-енот-тарелка и т. д.
Последнее задание: обвести буквы по точкам карандашом.