гузь галина
Конспект ОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звук [У] и буква У»
Цели:
Коррекционно- образовательные:
-познакомить детей со звуком У,способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;
-учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;
-познакомить с буквой У (без установки на запоминание буквы).
Коррекционно- развивающие:
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
-развивать дыхание и голос;
-закреплять понятие «слово»;
-развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Публикация «Конспект ОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Звук [У] и буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Коррекционно – воспитательная:
-воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
Оборудование: дудочки на каждого ребёнка; предметные картинки со звуком У в начале слова; картинки для звукоподражания, кукла, схема для характеристики звуков, односюжетные картинки для составления предложений, цветные фишки для обозначения и составления схем, использование презентации к занятию.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед:
-Ребята, нам на почту пришло письмо, хотите узнать про что оно (ответ детей,чтение письма, просмотр слайда)
-Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)
(ответы детей)
Логопед:
- Так это загадка про нашего гостя,который к нам сегодня прийдет, вот она - зовут её Уля. Ей надо попасть в своё королевство Кукол,где правит Красная Королева и живут они в красном замке, но в замок попасть не легко, как же быть (ответы детей)
Логопед:
-Так вы согласны помочь?
(ответы детей)
Логопед:
-Чтобы попасть в замок надо спеть первый звук,с которого начинается имя Уля. Ребята, давайте посмотрим в наши зеркала и споём этот звук. (карточки, на которых нарисованы звуки - У- тихо, У- громко, У-индивидуально, У- хором)
Логопед:
.Молодцы, у вас всё хорошо получилось. Ой слышите,что это гудит (звучит сигнал паровоза (ответы детей)
Логопед:
(появляется картинка)
-Посмотрите, воздушная струя выходит через «Трубочку» свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук У голосом тянуть, петь. Поэтому это звук называется «гласным».
(Чтение логопедом стихотворения) :
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается гласный
Логопед:
-Его обозначим красным кружком, фишкой. Уля на нём зарисовала положение губ, чтобы лучше запомнить произношение звука (у).
Посмотрите, ребята дверь в замок открылась,
(показ слайда с изображением замка. На магнитную доску выставляется двухэтажный Красный Замок.)
Логопед:
-Ребята, у нашей Куклы Ули есть подружка, которую зовут Анна. Анна живёт на первом этаже. Как вы думаете, на каком этаже живёт Уля? (ответы детей) Правильно на втором. Скажите мне пожалуйста, в слове Анна какой первый звук (а). Молодцы. Сколько звуков живёт в замке?
(Ответы детей)
Логопед:
-На первом этаже звук –А
-На втором этаже звук –У. Эти звуки мы будем обозначать каким цветом?
(Ответ детей)
Логопед:
-Правильно, а как мы их назовём, какие они?
(Ответы детей)
Логопед:
- Для пения гласные звуки важны.
Они и напевны и очень нежны.
Летят, как птицы, эти звуки в синеву :
А-У,А-У,А-У.
Игровое упражнение «Подними красный сигнальный кружок»
(У детей на столе красный сигнальный кружок)
Логопед:
-Если услышишь звук У сигнальный круг подними!
(из ряда звуков, слогов, слов)
Логопед:
-Какие вы –молодцы!
Логопед:
-Рбята, Кукла Уля любит играть на фортепиано, давайте вместе с ней поиграем.
Игровое упражнение «Пианино»
Мы будем слоги называть, а пальчики играть.
Логопед:
-Какие вы –молодцы. Красная королева (показ слайда)нам предлагает отгадать загадки и определить первый звук в слове –отгадке.
Палочка в руке,
Ниточка в воде.
На ниточке крючок,
Для рыбки — червячок. (Удочка)
На дорожку вышли рожки.
— Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять. (Улитка)
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой.
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Чёрные змейки,
Жёлтые шейки,
Ползут, извиваются,
Мышками питаются. (Ужи)
Логопед:
-О чем были загадки? В какой части этих слов слышится звук У?
-Ребята, кукла Уля предлагает вам поиграть.
Самомассаж «Ушко»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок
Под названьем «козелок».
Напротив ушко мы помнём
И опять считать начнём.
Раз, два, три, четыре, пять –
Продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять –
Продолжаем мы играть.
Ушкам отдыхать пора,
Вот и кончилась игра.
Логопед :
-Ребята мы с Улей будем называть слова правильно и неправильно. Хлопайте в ладоши когда слово произнесено правильно. (ответы детей)
Логопед :
-Молодцы, ребята,а вы знаете,что есть слова длинные и короткие. Слова в которых мало звуков –короткие, в которых много звуков – длинные. Хотите проверить?
Демонстрируется звуковая линейка.
-Скажем слово – уж и посмотрим сколько окошек открылось?
(Ответы детей)
-Скажем слово улитка, сколько окошек открылось? (ответы детей)
Скажем слово – умывальник, сколько окошек открылось (ответы детей)
-Ребята, но ещё можно определить длинное слово или короткое по количеству хлопков. Давайте с вами прохлопаем слова. (утюг, утята, улица).
Игра «Кукла наряжается»
-Ребята, а ещё сегодня у Красной Королевы праздник. Давайте, поможем Уле подобрать наряды.
(перед детьми раскладываются платья, в каждом платье вставлена картинка, где слышится звук –у- в начале слов, и платья где слышится другой звук).
Логопед:
-Ребята, давайте выложим в честь такого праздника дорожку к замку.
Игра «Волшебная дорожка»
(дети должны к белой пустой дорожке подобрать «плитку» - картинку со звуком –у-) .
Логопед:
-Ребята,Кукла Уля и Королева говорят вам большое спасибо. И хотят чтобы вы раскрасили вот эти картинки дома.
Рефлексия:
-Скажите мне пожалуйста, чем мы сегодня с вами занимались?
- Кто у нас был в гостях?
-Что для вас было трудно выполнить?
-Что понравилось?