Ольга Климова
«Из прошлого ложки». Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
на тему: «Из прошлого ложки» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развивать устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете — ложке, развивать самостоятельность, инициативу и творчество в художественной деятельности.
Задачи:
Публикация «„Из прошлого ложки“, Конспект ООД по образовательной области „Социально-коммуникативное развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. Познакомить детей с историей возникновения ложки, с процессом ее преобразования человеком; дать представления о разнообразии ложек (разные по размеру, форме, цвету, материалам);
2. Учить самостоятельно высказывать свои суждения; учить детей в словообразовании, обогащать словарный запас детей (резьба по дереву, алюминий, ложкари)
3. развивать диалогическую речь; развивать умение самостоятельно рассуждать, высказывать свое мнение.
4. воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывать навыки сотрудничества, ответственности, аккуратности, воспитывать умение слушать других.
Словарная работа: изба, печь, ложка деревянная, ложка, заготовка, расписная, деревянная, металлическая, музыкальный инструмент, ложкари, сувенир.
Планируемые результаты:
Дети проявляют познавательный интерес к особенностям жилищ наших предков, традициям строительства избы; используют в речи новые слова, с удовольствием просматривают презентацию «Русь деревянная», свободно поддерживают диалог со взрослыми и сверстниками.
Материалы и оборудование: макет «Русская изба» с предметами быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т. д.); русские народные костюмы (для воспитателя и воспитанников); музыкальное сопровождение, презентация «Из прошлого ложки», заготовки бумажных плоскостных изображений ложки, краски, кисточки, вода, разные виды ложек (иллюстрации).
Предшествующая работа воспитателя при подготовке к ООД: написание конспекта по ООД, рассматривание макета «Русская изба» и оснащение ее предметами русского быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т. д.); оформление презентации «Из прошлого ложки», запись русской народной песни «Ложки деревянные», подготовка русских народных костюмов (стирка, глажка и т. д., подборка загадок, потешек, песенок, иллюстраций по теме.
Предварительная работа с детьми: рассматривание разных ложек, применяемых в быту; подбор стихов, загадок, пословиц, посвященных ложкам, разучивание песни «Ложки деревенские», разучивание русской народной игры «Картошка».
Методы и приё мы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);
Практические (самостоятельная творческая деятельность по рисованию «Украсим ложки», оформление стенда «Ложки расписные».)
Содержание организационной образовательной деятельности :
Бабушка Арина (воспитатель) открывает бабушкин сундук и загадочно говорит.
• Бабушка Арина (воспитатель) Кто догадается, отгадав мою загадку из сундучка, о чем сегодня будет разговор? Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка.)
• Бабушка Арина (воспитатель) Каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берете в руку ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное, ни разу не задумывались, когда впервые люди начали есть жидкую пишу ложкой.
А ведь какому-то гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать пищу из горшка гораздо удобнее, чем пить через край и доставать руками то, что осталось на дне.
Ложка гораздо старше вилки.
• Бабушка Арина (воспитатель) Первую ложку древний человек вытесал из камня. Она была тяжелая и неровная. Затем человек придумал сделать ложку из кости животного. Она была более гладкая и легкая. К тому же не обжигала губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.
-А какие ложки знаете вы? (Металлические, деревянные, серебряные.)
• Бабушка Арина (воспитатель) Прошло много лет, и человек решил, что деревянная ложка будет удобнее. Он знал, что самое подходящее дерево для этого - липа. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.
Простые русские люди с незапамятных времен ели щи и кашу деревянными ложками.
• Бабушка Арина (воспитатель) На Руси знатные и богатые люди - князья и бояре - садились за стол с серебряными ложками, так как серебряная ложка была дорогой и служила очень долго, а у деревянной ложки быстро стачивались края, которыми задевали о дно тарелки или какой-то посуды.
Бабушка Арина (воспитатель) -А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам - уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперед него ложку опустит - тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!» Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению.
Рассматривание серебряной ложки и старой деревянной, сточенной по краям. Сравнение этих ложек детьми.
• Бабушка Арина (воспитатель) В старину русские люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом пришел гость, то хозяин ему ложки не давал, а ждал, когда тот достанет свою из-за пояса. Даже царь Петр I, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку. Петр I не кичился своей знатностью и, как простые люди, ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.
Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлиненный и плоский. Загнутая вниз ручка украшалась резьбой. На круглых хох- ломских ложках рисовали красными, черными, золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды. Глаз не отвести от таких ярких ложек!
Рассматривание ложек (иллюстраций).
• Бабушка Арина (воспитатель) Позднее появились более практичные ложки - алюминиевые (показывает ложку, но они тоже гнулись и ломались, а от горячего-темнели. (Показывает ложку.)
Бабушка Арина (воспитатель) -Современные люди придумали делать ложки из металла более прочного и блестящего - нержавейки (показывает ложку).
Бабушка Арина (воспитатель) -Но деревянные ложки до сих пор живут у нас дома - украшают его, и некоторые хозяйки даже пользуются ими. Это ложки для компота (с дыркой посредине, для ухи - черпак, для муки и т. д. (Рассматривают все ложки.)
• Бабушка Арина (воспитатель) А для чего еще можно использовать деревянную ложку?
Бабушка Арина (воспитатель) -Правильно, как музыкальный инструмент. В России, например, музыканты-ложечники играют, постукивая ими друг о друга, и звучит мелодия - задорная, плясовая.
Дети пробуют играть на ложках.
Исполнение песни «Ложки деревянные».
Деревянной ложкой есть
Просто наслаждение,
Славим прадеда Семена
За изобретение.
Расписная, легкая –
Нет ее нужней,
В ней и щи отменные,
И кисель вкусней.
При царе да при Горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан.
Бубен потеряли.
В ложки ударяли!
Ой, жги-говори,
Заиграли ложкари.
Исполняется русская народная песня «Во кузнице» (на ложках).
Поскорей возьмите ложку,
Соберите всю картошку!
Народная игра «Картошка».
Участвуют 5-6 детей. На пол из корзины высыпается картошка. Дети должны собрать ее с пола большой столовой ложкой. Побеждает тот, кто соберет больше клубней. Дети постарше поднимают картошку с пола только ложкой, дети помладше помогают себе рукой.
Наша ложка хоть куда, Ею можно без труда Кашу есть и в ложки бить. Подарю вам, так и быть!
Бабушка Арина (воспитатель) -Ребята, хотите быть художниками и расписать деревянную ложку?
Да.
(дети садятся за столы и расписывают ложки (бумажные заготовки) Дети работают под русскую народную мелодию.
Бабушка Арина дарит расписные ложки детям для украшения их группы.