МААМ-картинки

«Из прошлого ложки». Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Ольга Климова
«Из прошлого ложки». Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

на тему: «Из прошлого ложки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Развивать устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете — ложке, развивать самостоятельность, инициативу и творчество в художественной деятельности.

Задачи:

Темочки:

1. Познакомить детей с историей возникновения ложки, с процессом ее преобразования человеком; дать представления о разнообразии ложек (разные по размеру, форме, цвету, материалам);

2. Учить самостоятельно высказывать свои суждения; учить детей в словообразовании, обогащать словарный запас детей (резьба по дереву, алюминий, ложкари)

3. развивать диалогическую речь; развивать умение самостоятельно рассуждать, высказывать свое мнение.

4. воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывать навыки сотрудничества, ответственности, аккуратности, воспитывать умение слушать других.

Словарная работа: изба, печь, ложка деревянная, ложка, заготовка, расписная, деревянная, металлическая, музыкальный инструмент, ложкари, сувенир.

Планируемые результаты:

Дети проявляют познавательный интерес к особенностям жилищ наших предков, традициям строительства избы; используют в речи новые слова, с удовольствием просматривают презентацию «Русь деревянная», свободно поддерживают диалог со взрослыми и сверстниками.

Материалы и оборудование: макет «Русская изба» с предметами быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т. д.); русские народные костюмы (для воспитателя и воспитанников); музыкальное сопровождение, презентация «Из прошлого ложки», заготовки бумажных плоскостных изображений ложки, краски, кисточки, вода, разные виды ложек (иллюстрации).

Предшествующая работа воспитателя при подготовке к ООД: написание конспекта по ООД, рассматривание макета «Русская изба» и оснащение ее предметами русского быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т. д.); оформление презентации «Из прошлого ложки», запись русской народной песни «Ложки деревянные», подготовка русских народных костюмов (стирка, глажка и т. д., подборка загадок, потешек, песенок, иллюстраций по теме.

Предварительная работа с детьми: рассматривание разных ложек, применяемых в быту; подбор стихов, загадок, пословиц, посвященных ложкам, разучивание песни «Ложки деревенские», разучивание русской народной игры «Картошка».

Методы и приё мы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);

Практические (самостоятельная творческая деятельность по рисованию «Украсим ложки», оформление стенда «Ложки расписные».)

Содержание организационной образовательной деятельности :

Бабушка Арина (воспитатель) открывает бабушкин сундук и загадочно говорит.

• Бабушка Арина (воспитатель) Кто догадается, отгадав мою загадку из сундучка, о чем сегодня будет разговор? Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка.)

• Бабушка Арина (воспитатель) Каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берете в руку ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное, ни разу не задумывались, когда впервые люди начали есть жидкую пишу ложкой.

А ведь какому-то гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать пищу из горшка гораздо удобнее, чем пить через край и доставать руками то, что осталось на дне.

Ложка гораздо старше вилки.

• Бабушка Арина (воспитатель) Первую ложку древний человек вытесал из камня. Она была тяжелая и неровная. Затем человек придумал сделать ложку из кости животного. Она была более гладкая и легкая. К тому же не обжигала губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.

-А какие ложки знаете вы? (Металлические, деревянные, серебряные.)

• Бабушка Арина (воспитатель) Прошло много лет, и человек решил, что деревянная ложка будет удобнее. Он знал, что самое подходящее дерево для этого - липа. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.

Простые русские люди с незапамятных времен ели щи и кашу деревянными ложками.

• Бабушка Арина (воспитатель) На Руси знатные и богатые люди - князья и бояре - садились за стол с серебряными ложками, так как серебряная ложка была дорогой и служила очень долго, а у деревянной ложки быстро стачивались края, которыми задевали о дно тарелки или какой-то посуды.

Бабушка Арина (воспитатель) -А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам - уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперед него ложку опустит - тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!» Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению.

Рассматривание серебряной ложки и старой деревянной, сточенной по краям. Сравнение этих ложек детьми.

• Бабушка Арина (воспитатель) В старину русские люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом пришел гость, то хозяин ему ложки не давал, а ждал, когда тот достанет свою из-за пояса. Даже царь Петр I, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку. Петр I не кичился своей знатностью и, как простые люди, ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.

Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлиненный и плоский. Загнутая вниз ручка украшалась резьбой. На круглых хох- ломских ложках рисовали красными, черными, золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды. Глаз не отвести от таких ярких ложек!

Рассматривание ложек (иллюстраций).

• Бабушка Арина (воспитатель) Позднее появились более практичные ложки - алюминиевые (показывает ложку, но они тоже гнулись и ломались, а от горячего-темнели. (Показывает ложку.)

Бабушка Арина (воспитатель) -Современные люди придумали делать ложки из металла более прочного и блестящего - нержавейки (показывает ложку).

Бабушка Арина (воспитатель) -Но деревянные ложки до сих пор живут у нас дома - украшают его, и некоторые хозяйки даже пользуются ими. Это ложки для компота (с дыркой посредине, для ухи - черпак, для муки и т. д. (Рассматривают все ложки.)

• Бабушка Арина (воспитатель) А для чего еще можно использовать деревянную ложку?

Бабушка Арина (воспитатель) -Правильно, как музыкальный инструмент. В России, например, музыканты-ложечники играют, постукивая ими друг о друга, и звучит мелодия - задорная, плясовая.

Дети пробуют играть на ложках.

Исполнение песни «Ложки деревянные».

Деревянной ложкой есть

Просто наслаждение,

Славим прадеда Семена

За изобретение.

Расписная, легкая –

Нет ее нужней,

В ней и щи отменные,

И кисель вкусней.

При царе да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан.

Бубен потеряли.

В ложки ударяли!

Ой, жги-говори,

Заиграли ложкари.

Исполняется русская народная песня «Во кузнице» (на ложках).

Поскорей возьмите ложку,

Соберите всю картошку!

Народная игра «Картошка».

Участвуют 5-6 детей. На пол из корзины высыпается картошка. Дети должны собрать ее с пола большой столовой ложкой. Побеждает тот, кто соберет больше клубней. Дети постарше поднимают картошку с пола только ложкой, дети помладше помогают себе рукой.

Наша ложка хоть куда, Ею можно без труда Кашу есть и в ложки бить. Подарю вам, так и быть!

Бабушка Арина (воспитатель) -Ребята, хотите быть художниками и расписать деревянную ложку?

Да.

(дети садятся за столы и расписывают ложки (бумажные заготовки) Дети работают под русскую народную мелодию.

Бабушка Арина дарит расписные ложки детям для украшения их группы.

Публикации по теме:

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» во второй младшей группы АННОТАЦИЯ Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является компонентом содержательного раздела.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки»Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки» Задачи: повышать интерес к занятиям по оригами через игру; учить делать из квадрата цветной бумаги дом; воспитывать аккуратность,.

Конспект НОД социально-коммуникативное развитие по нравственному воспитанию «Путешествие в сказку» в старшей группе Задачи: Образовательные: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг", "дружба", "честность", "справедливость". Активизировать.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2)Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2) Уважаемые коллеги, продолжаю освещать работу над пособием «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для обогащения развивающей среды.

Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек» Тема: «Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Из прошлого ложки». Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Опубликовано: 6 ноября 2020 в 14:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Из прошлого ложки». Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Климова (УИ 400752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД