Елена Кушманцева
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по образовательной области
"Познавательное развитие
"Космическое путешествие"
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Кушманцева Елена Владимировна
ГБДОУ №76 СПБ
Цель: создание условий для познавательной деятельности и формирования представления детей о строении Солнечной системы.
Задачи:
• Образовательные:
Публикация «Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• 1. Расширять представления детей о космосе, Солнечной системе, планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях, Солнцем (как раскаленном космическим объектом).
• 2. Закреплять и систематизировать знания детей о классификации (расположении) планет солнечной системы;
• 3. Дать новое понятие – Астрономия (серьезная наука, которая изучает космос; «астра-звезда»).
• 4. Закреплять знания детей- о первооткрывателях космоса.
• Активизация словаря: Солнечная система, астроном, астронавт, астрология, астероид, вселенная, космос, планеты Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, комета, звездочет, космодром.
• Развивающие:
• 1. Развивать мыслительную деятельность (сравнения, умозаключения) ;
• 2. Развивать способность эмоционально воспринимать музыкальное произведение (космическую музыку).
• 3. Совершенствовать виды речевого общения;
• 4. Способствовать развитию самостоятельности и инициативности в различных видах деятельности (общение, игра, творчество).
• Воспитательные:
• 1. Воспитывать уважительное отношение к профессии астронома, космонавта;
• 2. Вызвать чувство гордости за страну, первой покорившей космос;
• 3. Воспитывать взаимоуважение к друг другу.
• Методы и приемы:
• Словесные: моделирование игровой ситуации с постановки проблемы и создания мотивации; игровые упражнения; вопросы.
• Наглядные: использование дидактических пособий, наглядного материала (слайды презентации).
• Практические: физкультминутка, динамическая пауза.
• Предварительная работа: беседы о космосе, чтение книг о космосе («О звездах и планетах» Р. Алдонина, «Малышам о звездах и планетах» Е. Левитан, «О чем рассказал телескоп» П. Клушанцев; разучивание стихов, знакомство с планетами Солнечной системы, игры познавательного характера, чтение энциклопедий; просмотр документальных фильмов из цикла «Астрономия». Настольно – печатные игры «Земля и солнечная система»,» Космическое путешествие».
• Предполагаемый результат: дети имеют представления о планетах в целом, знают понятие «Солнечная система», о строении Солнечной системы : все планеты вращаются вокруг Солнца, планеты разного цвета, размера, но все они одинаковой формы (круглые). Дети знают историю развития космонавтики в нашей стране.
• Оборудование: ПК, экран, слайды звездного неба, Солнечной системы, планет, листы бумаги, звезда (пазлы, коробочка с 9 карточками с цифрами и буквами и карта, карта с орбитами, магнитная доска, карточки с изображением солнца.
• Форма работы: подгрупповая.
Ход ООД.
Презентация. Слайд№1 (Космическое небо).
(Дети входят в группу под "космическую "музыку группы "Спейс").
Воспитатель: Ребята, послушайте, какая необычная музыка звучит. Посмотрите, у нас гости. Поприветствуем друг друга.
Воспитатель: Смотрите, коробка. Кто ее здесь оставил, вы не знаете? (ответы). А можно трогать чужие вещи? ( дети: нет). Вот к коробке приложена записка. Давайте прочитаем. Вдруг у нее есть хозяин.
Ребенок читает с воспитателем: " ДЛЯ САМЫХ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ. Откройте и все поймете!"
Воспитатель: -Ребята, здесь шары. Все они разные по цвету, размеру. Что это значит? Зачем они здесь? (предположения детей).
Воспитатель: Прямо, какая- то загадка. Что они нам могут напомнить? Всего девять. С чем мы можем их сравнить? (рассуждения детей).
Воспитатель: А здесь письмо. Узнаем от кого? (да). "Здравствуйте. Пишет вам Астроном.
В-ль: Кто такой астроном, Астрономия?. Астрономия - серьезная наука, которая изучает космос. От слова «астра»-с древнего языка-«звезда».Вот от куда произошло слово- астроном, астронавт, астрология, астролог. астероид.
Если вы держите в руках коробку, значит есть надежда на вашу помощь. Помогите разобраться и все расставить на места. Когда я проводил очередные наблюдения за звездами в космическом пространстве после магнитной бури, заметил, что некоторые планеты Солнечной системы сместились с орбиты и поменялись местами. Наши приборы вышли из строя. Я не могу правильно составить карту Солнечной системы. Нужно все вернуть на прежнее место. Космические шары будут вам полезны. На них есть определенные задания. Необходимо сложить ключевое слово - пароль из букв. Если они встанут на свои орбиты- заработает система управления и все восстановится. Только как все это сделать?. "
Воспитатель. Ребята, что можно сделать для астронома? Как ему помочь?
Дети (ответы)
Воспитатель:- Чтобы помочь астроному, надо отправиться в полет. Согласны? Кем мы с вами будем? ( дети: космонавтами) Да, мы станем космонавтами.
Воспитатель: А как мы будем собираться в космическое путешествие? (ответы детей).
Задание 1 "(Слайд№3)Что возьмешь с собой в полет начинающий пилот".
Воспитатель: Нам нужно правильно собрать вещи, необходимые в космосе. Будьте внимательны.
Дети (выполнение задания).Детям предлагаются 10 предметов, они выбирают только те, которые имеют отношение к космосу.
Воспитатель- Вы правы, чтобы отправиться в космическое путешествие, необходим? скафандр.
Воспитатель: Ребята, на какой планете мы с вами живем? ( дети: Земля). Значит, мы с вами кто? (ответы- люди, дети, земляне).Я-командир корабля.
Как назовем наш корабль (название) К полету готовы? Начинаем отсчё т: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск).
Слайд №4-музыка «Спейс»(картинка-«Космическая система»)
Физкультминутка"Ракета"
Раз, два, три, четыре, пять
Начнем космос изучать.
В небе Солнце и планеты
Ясные зори и кометы
Мы приветствие послать хотим
Дружно в космос полетим!
Нам не страшно ничего,
Мы - "Один за всех, все - за одного!"
Наш космический корабль пусть летит вперед, но что это? Звезды. Что такое звезды? -Если спросят вас отвечайте смело: раскаленный газ. И самая главная звезда в космосе-Солнце. Остальным звездам давались названия в честь мифических персонажей, животных в честь примечательных объектов.
Первое задание- испытание.
Кто первым запустил спутник и построил ракету? -С. К Королев.
Кто был первым космонавтом, облетевшим мир вокруг Земли. Кто же он?
Дети: Юрий Гагарин. (Фото, слайд№2). Да, именно Ю. А. Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый полет в открытый космос на корабле"Восток-1". Из космоса нашу планету он увидел красивой, голубой, защищенной слоем воздуха. А это цвет чего? (ответ -воды) Цвет жизни.
Как звали первую женщину космонавта (Валентина Терешкова).
Кто первым вышел в открытый космос (Алексей Леонов).
Ребята и вы получаете за этот ответ первый шар-с первой буквой к разгадке пароля. это буква-«К».
Задание 2."Отгадайте загадки, Попробуем их разгадать, ребята. Вы готовы? Начнем.
1. Чтобы глаз вооружить 2. Телескопом сотни лет
И со звездами дружить, Изучают жизнь планет.
Млечный путь увидеть чтоб Нам расскажет обо всем
Нужен мощный (телескоп) Умный дядя. (астроном)
3. Астроном -он звездочет, 4. До луны не может птица
Знает все наперечет! Долететь и прилуниться.
Только лучше звезд видна Но зато умеет это
В небе полная (луна) Делать быстрая (ракета)
5. У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски … (космонавт).
Воспитатель: Быстро вы отгадали загадки. Еще модель одной планеты у нас в руках с буквой «О». Мы продолжаем наш полет по своей космической орбите.
-3. Задание. На сообразительность «Четвертый лишний!- обосновать почему.
1. Солнце, Юпитер, Большая медведица, Африка.
2. Большая медведица, Малая Медведица, Андромеда, Марс.
3. Комета, метеорит, астероид, глобус.
Получаем шар с буквой «С»
Слайд Задание 4. : Ребята, как вы думаете, почему система называется солнечной (Ответы д-й). Правильно, система называется солнечной потому что все движется вокруг самой большой звезды - Солнца: спутники, кометы, астероиды, планеты и даже наша планета Земля. Солнце настолько большое, что притягивает к себе все объекты и не дает им улететь в открытый космос, а планеты и другие жители солнечной системы, пытаясь улететь, все время движутся по кругу.
-Почему планеты не сталкиваются? (Ответы д-й). Правильно, Ребята, запомните, пожалуйста. Каждая планета бежит по своей дорожке-орбите, и дорожки эти не пересекаются, поэтому планеты никогда не сталкиваются между собой. Повторим вместе - ОРБИТА. Каждая планета движется по своей орбите. Она имеет в космическом пространстве свое местоположение.
Планет в солнечной системе –сколько(9). И мы знаем считалку.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас
Меркурий-раз,
Два -Венера,
Три-Земля,
Четыре-Марс,
Пять-Юпитер,
Шесть -Сатурн.
Семь -Уран.
Восьмой -Нептун.
А за ним уже потом,
И, девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: Молодцы и за эту считалку вы получаете еще один шар-4--еще одну модель планеты с буквой «М»
-Итак, начнем собирать нашу «солнечную систему». Нам с вами нужно проверить правильность расположения планет в Солнечной системе, расставить правильно планеты и выслать Астроному. У вас уже четыре честно заработанных планет. Давайте, отгадаем, что это за планеты.
Воспитатель: В середине, в центре Солнечной системы находиться Солнце.
Воспитатель: Наше Солнце - это звезда - огромный раскалённый шар.
Перед нами маленькая планета, которая ближе всего находится к солнцу. Как она называется (ответ).Правильно, Меркурий -ближайшая к Солнцу планета-
Меркурий- самая маленькая и самая раскаленная-ближе всех к солнцу-красная планета.
-Почему Меркурий называют планетой жары и холода? (Потому что он все время повернут к Солнцу одним боком и там всегда день, а на другой половине - холод и ночь).
-Мы приближаемся к следующей планете. Это. (Венера).
-Почему Венеру называют утренней звездой? (Венеру видно с Земли рано-рано утром и она кажется серебристым блестящим шаром).Ребята, Венера жаркая, фиолетовая планета, сплошь затянутая облаками.
Земля:
И только милая Земля
Во всем пригодна для жилья.
Так и летим на шарике
Без крыльев и руля,
На нашем теплом шарике
По имени Земля.
-Почему Землю сравнивают с воздушным шариком? (Земля имеет форму шара). Почему на Земле возможна жизнь? (Есть вода, кислород, тепло). Молодцы, Получаете модель с буквой «О»
Физкультминутка «Земля, воздух, вода»
«Земля»-дети маршируют.
«Вода»- дети имитируют, будто плывут.
«Воздух»- машут руками как крыльями.
Молодцы и получаете 5 модель планеты с буквой «Д»
Следующая планета-четвертая, красноватая планета.
-Чем схожи условия на планете Марс и Земля? (Есть кислород, зима и лето).
Юпитер:
Юпитер огромен,
Он всех перерос
И вертится,
Словно ужаленный пес.
Захочешь на нем “приземлиться” -
Там не на что
Даже садиться!
-А почему на Юпитер нельзя приземлиться? (Юпитер состоит из густого газа).
Самый большой шар-это и есть модель Юпитера.
Отгадайте, что это за планета (Слайд№)
Сатурн: Правильно,
Сатурн непременно
Узнаешь в лицо:
Его окружает большое кольцо.
-Мы продолжаем наше путешествие и следующие три планеты, которые распложены далеко от солнца и на них очень холодно. Седьмая из газа и льда - Уран.
Уран:
Уран – голубая
Метановой дымкой одета.
Свалилась на бок.
-За Ураном следует. темно-синего цвета (Нептун).
Нептун:
Последний из этих
Гигантских шаров -
Нептун в синей шубе
Своих облаков.
Весь плотно в прозрачные
Льдины одет.
Сквозь лед в глубину
Пробирается свет.
-У Сатурна, Урана и Нептуна много спутников. Их так много, что они похожи на кольца, состоящие из камней и космической пыли.
Мы достигли самой дальней планеты (Плутон).
Плутон-серая планета.
Плутон невелик,
Он поменьше Луны.
От Солнца вдали, И от нашей Земли.
Тело планеты -
И камень и лед,
А солнышко еле
Туда достает.
-Ребята, а сколько всего планет в Солнечной системе? (9).А у нас расставлено сколько(6).Молодцы. Вот и седьмая модель планеты с буквой «Р»
Сколько нам надо получить(2).
И выполнив следующее задание -мы получим недостающие модели, а с ними и заветные буквы - пароль.
Задание "Космический словарь " .
Воспитатель: Необходимо назвать как можно больше слов, связанных с космосом. Вы мне поможете? (ответы детей). Я передаю вам солнце, вы называете слово (ракета, спутник, инопланетяне, скафандр, планета, луна, метеор, комета, космонавт, астероид, вселенная,телескоп,звезда, солнце)
Воспитатель :Спасибо, много вы вспомнили космических слов. Молодцы! Корабль движется дальше по своей орбите. И получаем следующую букву «О»
Может уже кто угадает кодовое слово? Какая буква осталась «М».и получаем слово»? Правильно, КОСМОДРОМ.
Вот построились все в ряд,
Ярко в небе ночном горят.
А на них буквы алфавитные.
буквы слово говорят.
Воспитатель: Ребята, помогите прочитать пароль. (читают-"КОСМОДРОМ).
Что такое космодром?
Звучит песня "Звездопад" муз. А. Пахмутовой - сл. Добронравого
Воспитатель: -Ребята, вот составили мы Солнечную систему.
Что такое космодром?
Это для ракеты. дом. !
Я напишу Астроному пароль для его приборов по интернету. Вот и ответ:
Запись: Спасибо, ребята, вы правильный прислали мне пароль. Все в порядке. Система управления восстановилась, карта солнечной системы составлена правильно.
Вот и заканчивается наш полет.
Чтобы вернуться обратно на нашу планету Земля, надо ответить на вопросы:
Рефлексия:
-Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)
-Название летательного аппарата, в котором совершают полет в космос (ракета).
-Самая большая и горячая звезда во Вселенной (Солнце).
-Нам жизнь подарила планета (Земля).
-Когда луну видно не всю, то ее называют (месяц).Молодцы.
-Понравилось вам наше космическое путешествие (ответ).
Пристегнем скорей ремни,
Будем вмиг мы у Земли.
1,2,3 ракета в группу»Радуга лети» лети.