Ирина Жилиховская
Конспект интегрированного занятия «Лекарственные растения Краснодарского края» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Задачи:
Образовательные:
- расширить и обогатить словарь детей новыми словами, названиями, учить употреблять их в речи
- расширить знания о пользе и применении лекарственных
растений.
- закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.
Развивающие:
- развивать любознательность;
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Лекарственные растения Краснодарского края“ в старшей группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краснодарский край, Краснодар
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Природа Краснодарского края. Животные и растения
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- развивать ценностное отношение к природе родного края;
- развивать связную речь детей;
- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
Воспитательная:
- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Цель: - познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями Краснодарского края
Словарная работа: лекарственные растения, подорожник, ромашка, одуванчик, шиповник, ландыш, сироп, отвар, плоды, витамины.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбома о лекарственных растениях, чтение стихов, рассказов, изготовление атрибутов к играм, разучивание физ. минутки.
Методические приё мы: «тропинка» (полоска ткани, «лужок» (кусок ткани, «растения» одуванчик, ромашка, подорожник, шиповник, ландыш, мак, гвоздика, колокольчик, шапочки цветов, лес (панно, бутылочка сиропа одуванчика и шиповника, плоды шиповника, костюм Красной Шапочки, корзинка, угощение.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим о лекарственных растениях нашего края. Ребята, а как называется наш край?
Дети: Наш край называется Краснодарским.
Воспитатель: А как ещё называют наш край? Ещё наш край называют Кубань.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Ребята, а вы знаете, как называют такие растения?
Дети: Такие растения называют лекарственными.
Воспитатель: Да, травы, цветы собирают, сушат, делают из них сиропы, настойки, капли, мази. Давайте и мы с вами больше узнаем о некоторых лекарственных растениях нашего края. Для этого мы отправимся в путешествие. Ребята, а вот и дорожка по которой мы пойдём. Посмотрите, какое растение растёт у дороги и тут, и там. Что же это за растение, послушайте про него загадку.
Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог,
Но однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник)
Воспитатель: Правильно ребята, это- подорожник - лекарственное растение. Если вы упадёте, разобьёте коленки надо приложить к ранке лист подорожника. Как называется это растение?
Дети: Подорожник.
Воспитатель: Чем оно помогает людям?
Дети: Лечит ранки.
Воспитатель: Путешествие продолжается. Смотрите, куда привела нас тропинка?
На луг. Вы ощущаете аромат (по группе распространяется аромат ромашки и календулы? Мы с вами оказались в царстве растений. Посмотрите как красиво кругом! Отгадайте загадку:
Стоит в поле кудряшка, белая рубашка
Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка)
Воспитатель: Ребята найдите на нашем лугу ромашки. Ромашка это не просто цветок, а лекарственное растение. Что лечит ромашка?
Дети: Ромашка лечит горло.
Воспитатель: Вспомните, что мы делали зимой из отвара ромашки?
Дети: Мы отваром ромашки полоскали горло.
Воспитатель: А для чего мы это делали?
Дети: Чтобы меньше болеть.
Воспитатель: Никита знает стихотворение про ромашку, расскажи нам его!
Никита: Маленькое солнце на моей ладошке
Белая ромашка на зелёной ножке
С белым ободочком жёлтые сердечки,
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Он - заметный золотой, постарел и стал седой.
И как только поседел — вместе с ветром улетел. (Одуванчик)
Найдите на нашем лугу одуванчики. Это тоже лекарственное растение. Чем полезен одуванчик?
Дети: Одуванчик лечит кашель.
Воспитатель: Правильно, а ещё в листиках одуванчика много витаминов, их добавляют в салат. А из корней одуванчика делают вот такой сироп, который не только помогает при кашле, но и оздоравливает организм. Настя расскажет нам стихотворение про одуванчик!
Настя: Носит одуванчик жёлтый сарафанчик
Вырастет, нарядится в беленькое платьице.
Белое, воздушное, ветерку послушное.
Воспитатель: Так как называется это растение?
Настя: Это растение - одуванчик.
Воспитатель: Чем оно полезно?
Дети: Одуванчик помогает при кашле.
Воспитатель: Ребята поиграем в игру «Одуванчики»
-Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут - (дети встают).
- Ветер налетел, стал дуть на одуванчик - (дети раскачивают поднятыми вверх руками).
- Ветер подул ещё сильнее - (дети разбегаются в разные стороны на носочках).
- Вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики (дети приседают).
- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики - (дети встают).
(можно повторить 2-3р.)
Воспитатель: А теперь ребята поиграем в игру «Четвёртый лишний».
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Посмотрите, какой красивый куст встретился на нашем пути.
Я на розу так похож, разве что не так хорош,
Но зато мои плоды всем пригодны для еды. (Шиповник)
Воспитатель: В плодах шиповника много витаминов.
В детском саду по утрам мы пьём отвар шиповника. Для чего?
Дети: Чтобы не болеть!
Воспитатель: А ещё из плодов шиповника делают сироп. После занятия мы попьём чай с этим сиропом. Ребята, а у меня есть загадка, послушайте.
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
Ландыш- не просто красивый цветок, но ещё и лекарственное растение. Капли из ландыша помогают при болезнях сердца. Катя, расскажи нам стихотворение о ландыше!
Катя: Родился ландыш в майский день и лес его хранит.
Мне кажется, его задень, он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг и птицы, и цветы вокруг.
Воспитатель: Как называется это растение?
Это растение называется ландыш. Чем полезен ландыш?
Дети: Ландыш лечит сердце.
Воспитатель: А сейчас ребята, представьте, что вы цветочки и мы с вами отдохнём (дети одевают шапочки цветов).
ФИЗМИНУТКА
На лугу весною выросли цветочки
(дети сидят на корточках в кругу, медленно встают)
К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись
(тянутся на носочках, руки вверх, в стороны)
Солнышку цветочки открыли лепесточки
(ладони вверх, вниз)
На лужайке, по утру, цветы затеяли игру
(берутся за руки, идут по кругу)
1, 2, 3, 4 раздвигайте круг пошире
(остановились, отходят назад).
Воспитатель: Ребята, слышите, кто- то плачет. Кто же это может быть? Давайте посмотрим (на стуле сидит Красная Шапочка и плачет). Ребята, кто это?
Дети: Это Красная Шапочка.
Воспитатель: Красная Шапочка, что случилось, почему ты плачешь?
Красная Шапочка : Вы знаете, у меня заболела бабушка, а лекарств в лесу - нет. Я не знаю, что делать?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что надо сделать?
Дети: Надо найти лекарственное растение.
Красная Шапочка : А я не знаю какие растения нужны.
Воспитатель: А мы тебе поможем. Чем заболела твоя бабушка?
Красная Шапочка : У моей бабушки болит горло, она кашляет, а еще у неё заболело сердце.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое растение лечит горло?
Дети: Горло лечит ромашка.
Кто-то из детей находит ромашку и даёт Красной Шапочке.
Воспитатель: Какое растение помогает при кашле?
Дети: При кашле помогает одуванчик.
Кто-то из детей находит одуванчик и даёт Красной Шапочке.
Воспитатель: Какое растение помогает при болях в сердце?
Если болит сердце, нужен ландыш.
Кто-то из детей находит ландыш и даёт Красной Шапочке.
Воспитатель: Ребята, а какое растение мы посоветуем бабушке для укрепления организма.
Дети: Для укрепления организма нужны плоды шиповника.
Воспитатель: Красная Шапочка, возьми эти плоды шиповника для бабушки.
Красная Шапочка : А чем можно полоскать горло?
Дети: Ромашкой.
Воспитатель: Лето пройдёт, цветы отцветут, а мы болеем – то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно.
Запомните правила сбора лекарственных растений :
1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.
2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.
3. После сбора лекарственных растений тщательно вымыть руки с мылом, т. к. на руках много пыльцы и пыли.
Красная Шапочка : До свидания, ребята. Я буду помнить о нашем разговоре и вы не забудьте про него, помните о растениях – они вам в жизни пригодятся и расскажите об этом родителям.
Воспитатель: Растения мы знаем, бережем и охраняем,
В книгу Красную они, уж давно занесены.
Люди рвут их не на потеху, отнесут их все в аптеку.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Красной Шапочке и соберём ей в дорогу растения, которые мы знаем. Обратите внимание: у одних длинный гибкий стебель, увенчанный соцветием, у других – листья широкие с прожилками, стебель низкий, и кажется, что листья растут из земли, а у третьих – цветы похожи на круглые, белые или розовые шапочки. Одна трава отличается от другой и мы сейчас внимательно будем сортировать травы по их названию. (Воспитатель берет из коробки растения, показывает их детям, дети их называют). Предлагает, обследовать и сравнить свежесобранную и засушенную траву методом растирания в руках сухих и свежих листочков, по запаху искать идентичную. Дать возможность почувствовать, какие они душистые и ароматные. Сравнивать форму листьев и цветов. Подумать, в чем можно найти различия и сходство между травами?
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови и расскажи».
(Воспитатель показывает растение, дети рассказывают, где оно растет, когда его собирают, в каких целях, при каких заболеваниях используют).
Воспитатель: Ребята, многие лекарственные растения занесены в Красную книгу. Что такое Красная книга?
(Ответы детей).
Воспитатель: А теперь нам Соня расскажет стихотворение о Красной книге.
Соня: Растения мы знаем, бережем и охраняем,
В книгу Красную они, уж давно занесены.
Люди рвут их не на потеху, отнесут их все в аптеку.
Воспитатель: Правильно, в эту книгу заносятся редкие исчезающие виды. Поэтому давайте вспомним правила поведения при сборе лекарственных трав.
Дети: - Нельзя рвать много растений.
- Нельзя пробовать плоды, корневища.
- После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Найди по описанию».
(Воспитатель описывает, дети находят на картинках и показывают лекарственные растения).
Например, листья узорные, головка белая с желтой серединкой. Используется в виде отвара, когда болит горло (ромашка).
Красная Шапочка : Дети, я прошу вас на память о нашей встрече, нарисуйте понравившийся цветок. (Рисование)
Воспитатель: Ребята, назовите нашей гостье еще раз растения, которые она собрала. Скажите, почему они называются лекарственными.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как хранятся травы?
Дети: В брикетах, в пакетах, в коробках.
Воспитатель: Что можно приготовить из сухих растений?
Дети: Настойки, отвары.
Воспитатель: Правильно, засушенные растения упаковывают в пакеты, коробки, прессуют в брикеты. Потом их помещают на склады, в аптеки, где они хранятся в хорошо проветриваемом помещении, дома их нужно держать в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.
Воспитатель: А это что за травка?
Дети: Крапива.
Красная Шапочка : Ой, боюсь, ужалит. От неё-то какая польза?
Дети: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.
Воспитатель: А ещё из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.
Красная Шапочка : Спасибо ребята за помощь. Теперь я знаю, чем лечить бабушку. Примите от меня в подарок вот это печение, которое я испекла сама. Мне пора идти. До свиданья ребята.
Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается. О чём вы сегодня узнали?
Дети: Мы узнали о лекарственных растениях нашего края.
Воспитатель: Назовите лекарственные растения нашего края, о которых вы сегодня узнали.
Дети: Подорожник, ромашка, одуванчик, ландыш, шиповник, крапива.
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня вы хорошо поработали, хорошо отвечали. А сейчас мы с вами помоем руки и будем пить чай с печеньем и сиропом шиповника.