Екатерина Ачкасова
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе «Чтение рассказа кубанского автора Г. А. Скребицкого «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:Чтение рассказа кубанского автора Г. А. Скребицкого «Осень».
Цель:формирование у детей навыков составления полных развернутых ответов на вопросы по прослушанному произведению.
Программные задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с рассказом Г. А. Скребицкого «Осень»;
-способствовать формированию у детей активного слухового контроля над содержанием произведения;
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе „Чтение рассказа кубанского автора Г, А, Скребицкого „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скребицкий Г. А.
- Старшая группа
- Темочки
- продолжать формировать навыки составления полных ответов на вопросы по прочитанному произведению.
Развивающие :
- развивать связную речь, логическое мышление, память;
- развивать интерес к художественной литературе.
Воспитательные:
-воспитывать внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи;- воспитывать любовь к природе.
Методы и приемы: словесные (чтение художественного произведения воспитателем, беседа с детьми, вопросы к детям, пояснение, похвала); наглядные (рассматривание картинок, практические (выполнение физкультминутки)
Материалы и оборудование:осенние листочки, презентациякартинок с изображением фрагментов рассказа, портрета Г. А. Скребицкого, книга для прочтения, листики желтого и зеленого цвета.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением фрагментов сказки, рисование на тему: «Осень», отгадывание загадок по теме: «Времена года».
Ход ОД:
1. Мотивация:
Воспитатель:Ребята, сегодня, когда я шла в детский садик, я заметила какая красивая в этом году осень. И мне стало интересно, знаете ли вы, что это за листочки и с какого дерева они упали? (Дети рассматривают листочки на интерактивной доске).
Воспитатель: Листья каких деревьев вы видите?
Дети: Дуба, клена и березы.
Воспитатель: Ребята, пока я вас слушала, вспомнила, что скоро у нас с вами будет праздник на тему «Осень к нам пришла». А что нам нужно, чтобы праздник прошел хорошо?
Дети: Репетировать.
2. Планирование деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Осенняя пора», и познакомится с творчеством кубанского автораГеоргия АлексеевичаСкребицкого и его рассказом «Осень».
3. Реализация замысла:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Давайте вспомним какие изменения происходят в природе, когда наступает осень?
Дети: Становится холоднее, опадают листья, прячутся животные.
Воспитатель: Я с вами согласна. А сейчаспотренируемся по отгадывать загадки про осень. Я вам буду зачитывать загадку, а вы постараетесь ее отгадать. Только при ответе поднимайте руку.
Загадки:
- Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (Осень)
- Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (Листопад)
- Он промочит всех до нитки,
Но беды не принесет,
Рады травка и улитка,
Всех от засухи спасет.
Миллионов капель вождь,
Падает на землю — (Дождь)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы точно знаем, что с этим заданием вы точно справитесь. А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и размяться.
Физкультминутка «Мы листики осенние» :
Мы, листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим. (Садимся на корточки)
Ветер дунул — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Повернул их, покружил
И на землю опустил. (Поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Воспитатель: Молодцы! Сейчас пришла поранам познакомиться с кубанским автором и послушать его рассказ. После того как мы его прочитаем, я задам вам вопросы по его содержанию.
Воспитатель: Ребята, давайте познакомимся с одним из кубанских авторов- Георгием Алексеевичем Скребицким. (Показ детям портрета автора на слайде)
Георгий АлексеевичСкребицкий - кубанский писатель популярных рассказов для детей. Родился в Москве. Ещё в детстве Георгий научился бережно относиться ко всему окружающему. Любимыми увлечениями Скребицкого были чтение книг. В семье, где рос мальчик. Георгий Скребицкий был влюблен в родные поля, леса, горы. В его книгах рассказывается о путешествиях в прекрасный мир природы. ГеоргийСкребицкий писал рассказы для детей о природе, животных, птицах и его рассказы похожи на сказку.
Чтение адаптированного рассказа «Осень»
Воспитатель: Предлагаю вам послушать рассказ «Осень» Слушайте внимательно, не отвлекайтесь.
«Для своей работы Художник - Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый желтый убор».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему : кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иголки, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба. Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелё тных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, шлют прощальный привет родным местам.
Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи.
Осенью каждая птица, каждый зверёк к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.»
Беседа по содержанию рассказа :
Воспитатель: Ребята, а теперь я буду задать вопросы по рассказу, а вам предлагаю на них дать полные ответы.
- Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится (Об осени)
- Вспомните, куда отправилась осень? (В лес)
- Какими красками раскрасила осень деревья : березки, клены, дуб-богатырь? (Осень раскрасила деревья в ярко – жёлтые, красные цвета).
- Чем осень покрыла березы и клены? (Лимонной желтизной)
- На что стали похожи листья осинок? (Листья осинок стали похожи на спелые яблоки).
- А сосны и ели осень в какой цвет красит? (Оставила зелеными, как летом)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Верно ответили на все вопросы.
4. Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и познакомились с кубанским автором Георгием Скребицким, подготовились к конкурсу, теперь мы еще больше знает про осень.
- Скажите, как назывался рассказ, который вы слушали?
- Возникали ли у вас какие-то трудности?
- Что больше всего вам понравилось?
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Маша и Ваня внимательно меня слушали, Ксюша и Милана активно повторяли за мной движения, Ева правильно отвечали на вопросы. У меня для вас приготовлены листики: возьмите желтый листик, если вам все понравилось, и вы не испытывали трудности, и зеленый листик- если трудности испытывали. (Дети выбирают листок и оценивают свои действия)