Анаит Сарксян
Конспект ООД по математическому развитию «Измерение сыпучих веществ»
Конспект ООД по Математическому развитию «Измерение сыпучих веществ»
(В. П. Новикова, стр. 57, Занятие 19)
Цели Упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 9; называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов.
Материал и оборудование :
Публикация «Конспект ООД по математическому развитию „Измерение сыпучих веществ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
демонстрационный: предметные картинки зимующих птиц – 7 штук, игрушка Петрушка, две прозрачные миски, в одной из них семечки, мерный стакан, счетные палочки;
раздаточный – столовая ложка на каждого ребенка, две прозрачные миски на каждого ребенка, 5 столовых ложек семечек в посуде на каждого ребенка, счетные палочки на каждого ребенка, числовой веер у каждого ребенка, простые карандаши, альбомный лист формата А5.
Предварительная работа: дид. игры «Кто лишний», «Какой по счету», «Слушай хлопки», разучивание физ. минутки, составление предметов из геометрических фигур.
Ход занятия
Организационный момент:
В круг весёлый вижу я
Входят все мои друзья!
Мы сейчас пойдём направо,
А потом пойдём налево;
В центре круга соберёмся
И обратно все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём
И за Петрушкой все пройдём.
- Давайте напомним Петрушке, какое время года сейчас идет? Какой месяц? А день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Посмотрите, перед вами картинки с изображение птиц. Назовите птиц по порядку, слева на право (ворона, синица, снегирь, галка, дятел, сорока, голубь).
- Как можно назвать их одним словом? (зимующие птицы) Почему этих птиц называют зимующими?
- Посчитайте по - порядку, сколько всего птиц? (счет ведем слева на право) – Всего 7 птиц.
-Обозначьте количество птиц соответствующей цифрой.
- Какая по счету галка? (Галка четвертая по счету).
- На котором по счету месте находится снегирь? (Снегирь находится на третьем месте)
- Дятел, какой по счету? (Дятел пятый по счету).
- Назовите 6 птицу (Шестая – сорока).
- Назовите последнюю птицу (Голубь).
Игра «Кто первый назовет?» - «Сейчас я буду ударять молоточком несколько раз, вы должны сосчитать количество ударов, и назвать птицу, которая стоит на этом месте. Кто первый назовет, тот становится ведущим (счет ведем слева на право, играем 3-4 раза).
Физминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре, руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть, на место тихо сесть.
- Продолжаем занятие, сели прямо.
- Петрушка приготовил семечек, чтобы покормить птиц. Посмотрите. Ребята, а как вы думаете, сколько здесь семечек? А можем узнать? Как? Как вы думаете, что для этого надо сделать? (измерить семечки)
- Чем можно измерить?
- В качестве измерения мы будем использовать стакан. Стакан – это условная мерка.
-Чем будет стакан? (условной меркой)
Насыпаю полный стакан семечек, обращаю внимание детей на полноту стакана, затем пересыпаю его в пустую миску. Чтобы не сбиться со счета, выкладываю на столе палочки. Предлагаю детям также выкладывать по одной палочке на каждый полный стакан семечек. Таким образом, надо пересыпать все семечки из одной миски в другую. После чего дети, пересчитав все палочки, говорят, сколько стаканов семечек.
Обращаю внимание на то, что каждый стакан семечек должен быть таким же полным, как и первый. И палочку надо положить только тогда, когда стакан пересыпан.
В третий стакан специально насыпаю семечек меньше и, поднося его к миске, наблюдает за тем, положили ли дети палочку. Обращаю внимание на наполненность стакана и напоминаю ребятам, какой полноты был первый стакан. Только тогда, когда будет выполнено это правило, можно положить палочку.
После того как будут измерены все семечки, отмечаю, сколько семечек было в миске.
- Сколько пересыпано стаканов семечек, столько и палочек будет у вас на столах.
- Сколько я пересыпала стаканов? Сколько палочек у вас на столе?
Чтобы у детей не сформировалось неправильное представление о том, что семечки можно измерять только стаканом, предлагаю попробовать измерить его другими мерками.
- Петрушка и вам принес семечек, чтоб вы тоже могли покормить птиц. Ребята, сколько птиц вы можете накормить, если каждой птице нужна одна ложка семечек? (Нужно измерить семечки ложкой. Сколько ложек получится, столько птиц и сможет накормить каждый) Сейчас вы будите самостоятельно измерять семечки у вас в посуде. Не забывайте правило измерения. Приступаем к работе.
- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.
- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять палочку, чтобы не сбиться со счета.
- Какой должна быть мерка? – полной, ровно по краям.
- Что делаем, когда отмеряем полную мерку? – выставляем палочку.
(Практическое задание – самостоятельное применение детьми приемов измерения)
- Как можно назвать одним словом эти предметы: стакан, ложку? (Мерка.)
- Как узнать, сколько получилось мерок семечек? – (надо сосчитать палочки)
(дети считают количество палочек, обозначают цифрой)
- Я открою вам секрет, у всех в посуде было по 5 ложек семечек. Тот, у кого получилось 5 ложек, измерили правильно
- Почему у вас получились разные ответы? – потому что неправильно измеряли, неправильно заполняли условную мерку. Результат зависит от правильного заполнения мерки.
- Ребята, а теперь подумайте и скажите, сколько птиц может накормить каждый из вас, если одной птице нужна 1 ложка семечек? (5 птиц)
-Ребята, а семечки – это семена какого растения? (подсолнух) Мы с вами знаем стихотворение про подсолнух, давайте его исполним.
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
- А сейчас я предлагаю вам нарисовать птицу из геометрических фигур. Вспомните части тела птицы, их форму, приступаем.
- Какие геометрические фигуры вы использовали? (индивидуальные ответы)
- Сколько кругов? -1.
- Сколько треугольников? – 4.
- Сколько овалов? – 1.
- Молодцы, давайте подарим рисунки Петрушке.
- Чем мы занимались на занятии?
-повторили зимующих птиц,
- закрепили порядковый счет, отвечали на вопросы «Какой по счету?», «На котором по счету месте?»,
- измеряли семечки условной меркой,
- узнали, что такое «условная мерка»,
- результат измерения зависит от полноты мерки,
- закрепили геометрические фигуры.