Татьяна Телегина
Конспект ОД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста в форме игры «Путешествие в страну Финансов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста (игра) «Путешествие в страну Финансов».
Основная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Публикация «Конспект ОД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста в форме игры „Путешествие в страну Финансов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста :
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк», потребность», «зарплата», «карта» и др. ;
2. Расширять знания детей об истории возникновения денег;
3. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;
4. Учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, соотносить потребности и возможности.
Развивающие:
1. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
2. Расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги;
3. Способствовать развитию внимания, логического мышления
Воспитательные:
1. Воспитывать основы финансовой культуры;
2. Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
3. Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.
Предварительная работа:
1. Беседы:
- «Зачем человеку деньги?».
- «Как складывается стоимость товара?»
- «Что лучше - копить или тратить?»
2. Чтение художественной литературы:
- А. Толстой «Приключения Буратино», «Как старик корову продавал», Попова Т; «Волшебный банкомат», «Что такое деньги?»; Стрельцов Р. В, Щегольков А. В., Мухамедянов Р. Р. «Финансовая грамотность для детей».
- Чтение пословиц и поговорок,
- отгадывание загадок.
3. Дидактические и сюжетно - ролевые игры :
- Дидактические игры «Монополия», «Шаги к успеху», «Размен», «Можно и нельзя купить», «Разложите товар», «Услуги и товары».
- Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Строительная компания», «Бюро добрых услуг», «Салон красоты», «Парикмахерская», «Банк».
4. Просмотр мультфильмов: «Как старик корову продавал», «Азбука денег тетушки Совы», Фиксики «Деньги», «Смешарики» и др.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска (презентации и мультфильмы, дидактические игры, атрибуты к с/р играм, детские деньги «Монетка», макет «Магазин игрушек».
Ход:
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера!
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
(ответ детей)
Звучит музыка из мультфильма «Незнайка», в группу заходит Незнайка.
- Ребята, я путешествовал и пришел к вам в группу «Садко» и понял, что многого не знаю. Слышал, что вы отправляетесь в незнакомую мне страну «Финансов». Я хотел бы вместе с вами отправиться в путешествие и узнать, что такое финансы. Возьмёте?
Дети приглашают Незнайку, путешествие начинается.
- Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в необычную страну – «Страну Финансов». Там вы узнаете много нового и интересного! Вы согласны отправиться в увлекательное путешествие? (Ответы детей)Всем понадобится смекалка, внимание и сообразительность.
Воспитатель:
- Во время путешествий встречаются препятствия, трудности, задания, преодолев которые вы заработаете детские деньги «Монетки», готовы? (Ответы детей) Тогда, в путь не забудьте взять с собой Незнайку. Давайте закроем глаза и скажем: 1,2,3, покружись в стране Финансов окажись! (На экране картинка страны Финансов)
Звучит музыка, дети отправляются в путешествие.
Первое задание:
На экране появляется здание Банка.
- Дети, перед нами здание, где хранятся деньги. Кто может сказать, как оно называется? (Банк).
- Как называются металлические деньги? (Монеты)
- Как называются российские деньги? (Рубли)
- Зарплата ваших родителей, пенсия бабушек и дедушек - это (Доходы)
- Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие наши потребности называются (Расходы)
- Кто знает, каким словом называются все иностранные деньги? (валюта).
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на вопросы. И получили по 1 монетки.
Второе задание. Предлагаю поиграть в игру «Третий лишний».
- Из ряда слов нужно назвать то, которое не имеет отношение к остальным. Цена правильного ответа 1 монета.
1. Доллар, рубль, Россия;
2. Зарплата, квартплата, пенсия;
3. Банкир, продавец, инкассатор;
4. Купюра, монета, конфета.
- Незнайке понравилась игра, и то, как вы справились с заданием, за него вы тоже получите по монетке.
Следующее 3 задание «Закончи предложение».
1. В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в. (в банке)
2. И врачу, и акробату выдают за труд … (зарплату).
3. Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине (копилка)
4. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
5. На товаре быть должна
Обязательно (цена)
За каждый правильный ответ дети получают 1монета.
Задание 4.
Ситуация первая.
В магазин завезли новую игру, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у семьи нет на нее денег, и нужно подождать до зарплаты. Как правильно поступить? Послушайте варианты:
- начать плакать и уговаривать маму;
- попросить денег на игру у бабушки;
- подождать, когда мама получит зарплату.
Ситуация вторая.
Мама или папа получили зарплату. Как правильно нужно ею распорядиться? Послушайте варианты ответов:
- купить много сладостей;
- купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить;
- поехать всей семьей в путешествие.
Дети предлагают ответы и объясняют свой выбор.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы верно ответили и получаете по 2 монетке, так как рассмотрели две игровые ситуации.
Следующее задание 5. «Доход, расход».
- Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются (доход, а то, что мы тратим на определённые нужды, называется (расход).
- Я начну говорить, а вы мне отвечайте: доход или расход
1. Родители получили зарплату. (доход)
2. Бабушка заболела (расход).
3. Выиграли в лотерею (доход).
4. Потеряли кошелёк… (расход).
5. Продали часть урожая картофеля (доход).
6. Нашли клад (доход).
7. Купили новую игрушку (расход).
8. Заплатили за воду… (расход).
9. Получили вознаграждение (доход).
10. Отправились в путешествие (расход)
Молодцы! заработали еще «Монетку». Но прежде, чем перейти к выполнению следующего задания, предлагаю отдохнуть. Для этого нам нужно пройти в «Центр Театрализованной деятельности» (Дети надевают шапочки Монеток).
3. Физминутка «Монетки»
«Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки. (Наклоны в стороны.)
Звонко катимся по кругу, (Идут по кругу)
Радуемся мы друг к другу. (Повороты к соседу.)
Дружно скачем: скок, скок, скок… (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек. (Монетки-дети запрыгивают в круг.)
И последнее 6 задание:
У людей имеются различные потребности. Они бывают обязательные и необязательные. Перед вами на стол и картинки, с изображением потребностей. Распределите потребности в нужные колонки ( Дети выполняют задание: жильё, продукты питания, одежда, лекарства, средства личной гигиены; планшеты, смартфоны, развлечения, игрушки, украшения, кино).Расскажите, какие потребности вы определили к обязательным, а какие к необязательным? (Ответы 2 детей).
Молодцы! заработали еще «Монетку».
Путешествуя по Стране Финансов, вы все замечательно потрудились, заработали монеты своими знаниями, своим трудом. Давайте посчитаем сколько? (Семь)
- Молодцы, вижу вы научились приумножать свои финансы.
- Юные финансисты, а все ли можно купить? (Ответы детей)
- Все ли заработанные деньги нужно тратить? (Ответы детей)
Предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.
Трудовые деньги век кормят.
Трудовая денежка всегда крепка.
Деньгам счет, а хлебу мера.
Копейка копейку родит.
Свой грош - строй, что хошь.
Не легко деньги нажить, а легко прожить.
Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.
Сегодня густо,а завтра -пусто.
Запасливый лучше богатого.
Без копейки рубля не бывает.
- Вот и подошло наше путешествие к концу.
- Незнайка тоже благодарен вам. Он много нового узнал и понял для чего нужны деньги и как ими нужно распоряжаться.