Инна Мартынова
Конспект ОД по ФЦКМ в группе компенсирующей направленности «Идёт волшебница зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Идёт волшебница зима
Цель: Расширять кругозор детей, знания о неживой природе. Познакомить с физическими свойствами льда.
Задачи: Формировать умение детей выдвигать гипотезы, предположения, содействовать попыткам аргументировать эти предположения. Продолжать развивать способность детей делать самостоятельные выводы, умозаключения. Закреплять представления детей о свойствах льда, расширять и активизировать словарь по теме «Зима». Продолжать развивать умение детей описывать сезонные изменения в природе и жизни детей с опорой на наглядность. Закреплять умение правильно строить предложения, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Развивать способность рассуждать, решать проблемные ситуации, делать выводы, предположения. Воспитывать познавательный интерес к явлениям неживой природы, дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, умение работать в команде, любовь к родной природе. Совершенствовать навыки сотрудничества, инициативности.
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Ход ОД:
Приветствие: Дети заходят в группу, встают в круг.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Подарим улыбки друг другу.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром!
- О какой царице говорится в загадке?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Почему Зиму называют царицей?
Дети: Она царствует три месяца, она главная зимой.
Воспитатель: Подходят Зиме такие слова: «белокожа», «светлолица»? Почему?
Дети: Да.
Воспитатель: На чем прилетела к нам Зима?
Дети: На тройке.
Воспитатель: Что за скакуны в этой тройке?
Дети: Зимние месяцы - Декабрь, Январь, Февраль.
Воспитатель: Да, ребята, это зимние месяцы. Давайте сядем на стульчики.
Воспитатель: Какой первый месяц зимы?
Дети: Декабрь
Воспитатель: Правильно. В старину этот месяц называли лютень, студень, стужайло.
Воспитатель: Что означают эти названия? (ответы детей) В этом месяце начиналась зима, становилось холодно, студёно. В декабре лютует матушка-зима.
Воспитатель: Люди говорили: «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит белые мосты». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы)
Воспитатель: Какой второй месяц у зимы?
Воспитатель: Правильно. В народе январь называли просинец. Как вы думаете почему? ( ответ: В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо)
Воспитатель: Январь считается самым холодным месяцем года.
Воспитатель: А какие вы знаете пословицы о зиме? (ответы детей)
Январь-батюшка год начинает, зиму величает
Мороз не велик, и стоять не велит
Январь — году начало, зиме — середина
Год кончается, а зима начинается
Воспитатель: Какой третий месяц у зимы?
Дети: Февраль
Воспитатель: Правильно. В старину февраль называли ветродуй, вьюгонец, бокогрей. Что бы это значило? ( ответ: в феврале ещё стоят морозы, дуют сильные ветры, но уже мы чувствуем приближение весны) Бокогрей - уже выходит солнце и он греет бока. Сечень - отсекает зиму. Ветродуй - самые сильные ветра в феврале.
Воспитатель: В народе говорят: «В феврале зима с весной встречается»
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром вы одевались в детский сад, мамы и папы собирались на работу, и всем хотелось узнать, как надо одеваться, какая сегодня погода.
Воспитатель: Где мы можем это узнать? (ответ)
Воспитатель: Да, нас знакомят с погодой по радио, телевизору, можно посмотреть в компьютере.
А вы хотите узнать прогноз на завтра? Давайте присядем у экрана нашего «телевизора» и послушаем.
Кто хочет познакомить нас с прогнозом погоды на завтра? (Желающий ребенок рассказывает о погоде с помощью воспитателя) : «Здравствуйте, дорогие телезрители. Прослушайте прогноз погоды на завтра: Ночью будет сильный мороз и ветер. Утром выпадет пушистый снег, деревья будут покрыты инеем. Днем выглянет солнышко, ветер утихнет. Вечером ожидается гололёд. Будьте осторожны во время гололеда»
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка «Мороз»
Я мороза не боюсь (пружинка)
С ним я крепко подружусь (пружинка)
Тронет руку (потирают одну руку)
Тронет нос (потирают нос)
Значит надо не зевать (хлопки)
Прыгать, бегать и играть (прыжки на месте)
Воспитатель: Нас предупредили, что будет гололед. Что такое гололёд? Это опасно? Давайте вспомним о правилах поведения на льду.
Дети: Нельзя ходить по льду водоёмов.
Когда на тротуаре сплошной лёд надо ходить маленькими шажками наступая на всю подошву.
Нельзя ходить под крышами, где висят огромные сосульки.
Нельзя ходить по обледенелым дорожкам.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Хорошо – плохо». Я буду показывать картинки, а вы должны поднять красный кружок, когда это опасно, и зеленый, когда так делать можно.
Когда лёд – это хорошо? (когда мы катаемся на катке, лед покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу)
Когда лед – это плохо? (когда скользко – можно упасть, нельзя ходить под сосульками).
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, что такое лед? (лед – это вода).
Воспитатель: Что происходит с водой, когда на улице холодно? Правильно, вода замерзает. А ещё со льдом может происходить много интересного. Хотите узнать секреты льда?
Тогда давайте отправимся в лабораторию научных экспериментов и превратимся в исследователей. Надевайте свои фартуки.
У вас на столах лежат кусочки льда. Возьмите в руки лёд, опишите какой он? (гладкий, холодный, мокрый, твёрдый) Проведите пальчиком по льду, какой он? (Лёд - скользкий).
Воспитатель:
Опыт «Тонет ли лед в воде»
Давайте это проверим. Возьмите по льдинке и опустите в воду.
Что мы видим? (лед не тонет, он плавает).
Почему? (потому что он легче воды, вода его выталкивает на поверхность).
Если лед оставить в воде, что с ним произойдет? (постепенно он растает).
Опыт «Лед и соль»
Материалы: миски, кубики льда, рис, соль, перец.
Ход: Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет каждый кубик: рисом, солью, перцем. Пусть дети наблюдают, как влияют рис, перец, соль на лёд. Какой из кубиков тает быстрее других?
Опыт «Освобождение пуговицы из ледяного плена»
Материал: лёд, пуговица.
Дети выдвигают предположения.
После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо» :
- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут)
- можно отогреть в варежках (варежки намокнут)
- можно положить на батарею
- разбить лед молотком (сломаешь пуговицу)
- можно отковырнуть ножом (можно пораниться)
- можно положить в теплую воду
- можно просто оставить в стакане (долго ждать)
Итог: Положили замороженную во льду пуговицу в теплую воду.
Заключительная часть. Рефлексия.
Понравилось ли вам наше занятие
Что вам больше всего понравилось?
Что нового и интересного вы узнали для себя?