Татьяна Скрягина
Конспект ОД по аппликации в технологии «Ситуация» в старшей группе «Бумажная одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип ОД: открытие нового знания
Тема ОД: «Бумажная одежда».
Цель: научить делать двустороннюю одежду из бумаги для кукол
Задачи:
- познакомить детей с приёмом двойного вырезания;
- побуждать детей к анализу результатов своей работы и работ других детей;
- закрепить понятие «двойное вырезание», двусторонние предметы, линия сгиба;
- создать условия для формирования ориентиров: – проявления любознательности, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения выражать свои мысли; способности к волевым усилиям и следованию социальным нормам поведения;
Публикация «Конспект ОД по аппликации в технологии „Ситуация“ в старшей группе „Бумажная одежда“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Поделки из бумаги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- способствовать развитию воображения, сравнения, анализа;
- развивать умение вырезать, обращаться с ножницами;
- содействовать развитию умения учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других, адекватного проявления своих чувств, в том числе чувства веры в себя, умения действовать в коллективе.
Материалы:
- демонстрационный: картонные человечки без одежды (мальчики в брюках без рубашек, девочки в купальниках без платьев, картинки с изображением, одинаковых с двух сторон от линии сгиба предметов: бабочка, снежинка, листья, цветы, звезда и не одинаковых с двух сторон от линии сгиба предметов: разводной гаечный ключ, серп, саксофон, раковины моллюсков.
- раздаточный: на каждого ножницы, квадраты цветной бумаги, трафареты рубашки и платья по числу человечков из картона, клей, простой карандаш.
Предполагаемый результат:
Дети умеют вырезать двусторонние предметы приёмом двойного вырезания.
Ход ОД:
1. Ведение в ситуацию.
Этапные задачи: Создать условия для возникновения у детей мотивации включения в игровую деятельность; сформировать и зафиксировать "детскую" цель – помочь жителям бумажной страны.
Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки?
- Хотите послушать сказку о Бумажной стране?
В одной сказочной стране было всё из бумаги : деревья, цветы, дома, птицы. Даже жители были из бумаги.
И была в этой Бумажной стране одна интересная особенность: всё было двойное. Все предметы имели 2 совершенно одинаковые стороны, одна сторона похожа на другую, как отражение в зеркале ( воспитатель прикрепляет к доске двойные предметы с линией сгиба по центру: дерево с двойной кроной; двойной дом, у которого 2 трубы и 2 крыльца; двусторонний флажок).
Но однажды налетел на эту страну сильный ураган. Ураган принёс много чужих предметов из соседней страны, где все предметы были не двойные ( воспитатель размещает на доске одинарные предметы: ель с разной кроной; ворота с разными сторонами; воздушный шар, неодинаковый с двух сторон.)
Затем воспитатель открывает на доске человечков из картона без одежды, картинки с изображением двойных и одинарных предметов.
- Смотрите, какой беспорядок устроил ураган. Теперь человечки не могут жить в этой стране, как прежде.
- Ребята, вы хотите помочь жителям страны навести порядок?
- А что для этого нужно сделать? (Убрать все чужие предметы.)
- Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний.
Этапные задачи: актуализировать мыслительные операции - сравнения, анализа, а также знания о симметрии предметов, необходимые для построения нового способа действия.
Воспитатель:
- Обратите внимание, что есть у всех двусторонних предметов в этой необычной Бумажной стране? (У двусторонних предметов посередине есть линия (или можно провести линию, которая разделяет предмет на две одинаковые половинки.)
- А какие предметы в этой стране чужие?
- Чем они отличаются от двусторонних предметов?
Дети рассматривают, сравнивают, делают вывод: эти предметы не имеют одинаковых половинок, стороны не похожи друг на друга, как в зеркале.
- Давайте выберем все не двусторонние предметы и уберем их из этой Бумажной страны.
Дети выбирают асимметричные предметы и убирают их с доски.
Воспитатель:
- А теперь давайте проверим, все ли чужие предметы мы убрали из Бумажной страны и почему вы выбрали именно эти предметы?
(Дети объясняют свой выбор)
Дети:
- Я хочу убрать - серп, ключ, ракушку, так как они не одинаковые с двух сторон, они не двусторонние.
3. Затруднение в ситуации.
Этапные задачи: формировать у детей опыт фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины.
Воспитатель:
- Ребята, а вы больше ничего не замечаете необычного в этой Бумажной стране? (Человечки в этой стране без одежды.)
- Куда пропала одежда жителей? (Унес ураган.)
- Как же им можно помочь? (Нужно найти им одежду.)
- Где нам достать одежду для жителей Бумажной страны? (Вырезать из бумаги.)
Воспитатель:
- Действительно, мы можем вырезать из бумаги. Какую одежду нам надо вырезать?
Дети:
-Платья для девочек, рубашка для мальчиков.
Воспитатель:
- Давайте вырежем платья девочкам и рубашки мальчикам. Как вы думаете, какие платья и рубашки должны быть у жителей Бумажной страны?
Дети:
-Платья и рубашки должны быть у жителей Бумажной страны двухсторонние.
(Дети подходят к столам, на которых стоят тарелочки с квадратами цветной бумаги, ножницами, простыми карандашами, клеем (дети выполняют пробное действие).
Воспитатель:
- Вы сможете вырезать такую одежду?
- Давайте попробуем.
- Смогли вы вырезать двусторонние платья и рубашки? (Нет.)
- Почему не смогли? (Мы не умеем вырезать двустороннюю одежду.)
4. Открытие нового знания или способа действий
Этапные задачи: познакомить детей с приёмом двойного вырезывания; формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в деятельности способом "Если не знаем, спросим у того, кто знает"; развивать умение
фиксировать новое знание (алгоритм действия) в речи.
Воспитатель:
- Как можно узнать то, чего не знаешь?
У кого будете спрашивать?
Дети:
- "Если чего-то не знаю, то можно спросить у того, кто знает и др. "
- Спросим у воспитателя.
Воспитатель:
- Чтобы вырезать двусторонний предмет, нужно сложить бумагу - заготовку пополам. Одной рукой держим за сгиб, а другой вырезываем (показывает).
- Ребята, как вы думаете, где у этого двустороннего предмета будет линия, которая разделяет его на две одинаковые половинки?
- Верно, это линия сгиба заготовки.
- Также в изготовлении одежды вам помогут вот эти трафареты - выкройки.
- А как нам поможет выкройка?
Дети:
- Выкройку надо обвести, она будет нашим трафаретом
Воспитатель:
- К какой линии на заготовке нам нужно её приложить?
Дети:
- К линии сгиба.
Воспитатель:
- Ребята, теперь вам понятно, как можно вырезывать двусторонние предметы?
- Теперь вы сможете вырезать двусторонние рубашки и платья?
Дети:
- Да, научились!
5. Введение новых знаний в систему знаний
Этапные задачи: использовать новый способ действия совместно с освоенными ранее с проговариванием вслух.
Воспитатель:
- Давайте вырежем двухстороннюю одежду для жителей Бумажной страны.
- Что нам нужно сделать сначала?
Дети:
- Сложить квадрат пополам.
Воспитатель:
- Что будем делать потом?
Дети:
- Прикладывать трафарет к линии сгиба и обводить его карандашом.
Воспитатель:
- Выберете для себя трафарет.
(Часть детей обводят трафарет рубашки, часть детей - трафарет платья.)
Затем дети вырезают «одежду».
Воспитатель:
- А как же нам теперь сделать, чтобы ураган больше не сорвал одежду с жителей Бумажной страны?
Дети:
- Можно её приклеить!
Воспитатель:
- Ну, тогда выбирайте себе человечка и приклеивайте ему одежду.
- Ребята, одежда, которую вы изготовили, такая красивая! Как вы думаете, она понравится жителям Бумажной страны?
Дети:
- Мы думаем понравится.
Воспитатель:
- А почему?
Дети:
-Она красивая, двусторонняя, подходит жителям страны, человечки любят такую одежду.
Воспитатель:
- Вы такие молодцы.
6. Осмысление (итог)
Воспитатель собирает детей около себя.
-Ребята, где вы побывали сегодня и кому помогли?
Дети:
- Мы побывали в Бумажной стране и помогли ее жителям.
Воспитатель:
- Чем вы им помогли?
Дети:
- Изготовили для них одежду.
Воспитатель:
- А почему вы смогли это сделать?
Дети:
- Мы узнали способ вырезывания двусторонних предметов.
Воспитатель:
- Что ещё вы сможете вырезать таким же способом, как и двустороннюю одежду?
Дети:
- Все двусторонние предметы, например, бабочек, цветы и т. д.
Воспитатель:
- Ребята, а почему еще вы смогли помочь жителям Бумажной страны?
Дети:
- Мы очень отзывчивые, дружные, старательные, знаем, как и у кого можно спросить совета, если мы чего-то пока не знаем.
Воспитатель:
- Молодцы!