Екатерина Шевелева
Конспект НОД с использованием технологии ТРИЗ «Одежда и материал»
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа
Разработала: Шевелева Екатерина Владимировна
воспитатель БДОУ «Детский сад № 6 г. Тары».
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Тема: «Одежда и материал»
Публикация «Конспект НОД с использованием технологии ТРИЗ „Одежда и материал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Цель: Формировать знания, какие бывают ткани для изготовления одежды с учетом времени года, их свойства. Классифицировать одежду по сезону, по половому признаку и по назначению.
Программные задачи:
1. Расширять и систематизировать знания об одежде : видах одежды, тканях, из которых шьют одежду.
2. Развивать речь, умение анализировать, делать выводы в процессе
исследования тканей для изготовления одежды по сезону. Развивать умение доказать и объяснить в процессе игры «Хорошо, плохо».
3. Воспитывать внимание, умение работать в паре и выслушивать вопросы педагога и ответы детей.
Предварительная работа: рассматривание разных видов тканей, одежды; дидактические игры «Узнай и назови одежду по части», «Подбери ткань к одежде», чтение и заучивание стихотворений об одежде, загадывание загадок об одежде; сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды». Чтение «Как ткани ткут и нитки прядут» М. Константиновского.
Словарная работа: демисезонная одежда, плащевая ткань- «болонья».
Этапы работы Методы и приемы Материалы и оборудование
Мотивация детей к деятельности Сюрпризный момент. Воспитатель вносит сундочок.
- Ребята, посмотрите какой у меня в руках красивый сундучок. Хотите узнать, что в нем лежит? Сундучок с лоскутками ткани.
Постановка детьми цели деятельности Вопросы к детям.
- Давайте поиграем в игру «Да – нет», и вы отгадаете, что там лежит. (Игра «Да – нет»)
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности - Посмотрите, что здесь? Кусочки ткани! Ещё их можно назвать лоскутки ткани. (Выкладывает на стол). Возьмите себе любой лоскуток ткани.
Рассмотрите ткань, расскажите о ней: какая она, что из нее можно сшить. У меня ткань тонкая, холодная на ощупь, это – шелк. Из шелка можно сшить нарядное платье, юбку, блузку.
Дети определяют и называют ткани и что из них можно сшить. (Ситец, лен, шелк, драп, кожа, плащевая ткань: «болонья»; мех).
- Чем ткани отличаются друг от друга?
- Ответы детей.
Ткани отличаются друг от друга: по цвету, по фактуре ( на ощупь: тонкая, толстая, ворсистая, гладкая); по весу (легче – шелк, тяжелее – драп). - Встаньте радом, у кого одинаковая ткань. Дети находят себе пару.
- А теперь представьте, что пошел дождь. Метод экспериментирования.
Воспитатель предлагает каждой паре детей провести опыт: подложить под один из своих лоскутков ткани бумажную салфетку и налить сверху на ткань воды, второй лежит рядом. Дети выполняют задание воспитателя и делают выводы. Если одежда из ситца, то человек под дождем промокнет, из шелка, тоже.
Вопросы к детям.
- Какую нужно взять ткань, чтобы человек остался сухим?
Ответы детей.
- Плащевую ткань, кожу.
- Какую одежду шьют из этой ткани, почему?
- Вода не может промочить плащевую ткань и кожу.
- А что случилось с остальными лоскутками?
- Они намокли.
- В какое время года мы носим куртку, плащ, накидку от дождя, ветровку?
- Осенью или весной.
- Весной и осенью мы носим одинаковую верхнюю одежду. Ее еще называют демисезонной, т. е. эту одежду носят весной и осенью.
- А, какие времена года вы еще знаете? (зима, лето). У меня на столе лежат символы времен года: снежинка – зима, солнышко – лето, лист (одна сторона зеленая, другая оранжевая) - весна, осень. Разложите ткань к символам по временам года. Давайте посмотрим правильно ли вы выполнили задание? Какая ткань? Подходит ли она к этому времени года? Как можно назвать одежду, сшитую из этой ткани?
- Летняя, зимняя, демисезонная.
Воспитатель показывает детям картинки и предлагает назвать виды одежды (зимняя, летняя, демисезонная; мужская, женская, детская).
Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением одежды и предлагает детям разложить одежду к тканям по сезону.
Далее предлагает поиграть: показывает картинку «Что лишнее и почему?». «Чем похожи и чем отличаются». Когда это надевать?» «Назови правильно одежду».
- Ребята, хотите узнать, какая еще бывает одежда? Показ презентации: «Виды одежды». Дети знакомятся с другими видами одежды : одежда для дома, одежда для спорта. Но существует еще и специальная одежда – показ одежды по профессиям.
Диалог с детьми.
- Кто это?
- Пожарный, повар.
- Как вы догадались? Почему у пожарного именно такая рабочая одежда? От чего она защищает?
- Это спецодежда, она защищает от огня, не горит.
- Зачем повару для работы нужен халат?
- Он работает с продуктами и чтобы не запачкать свою одежду, чтобы микробы не попали на продукты, надевает халат.
- Колпак?
- Чтобы волосы не попали в пищу. Дети называют профессии и рассказывают о том, почему, например, у водолаза такая одежда.
Лоскутки ткани. Бумажные салфетки, стаканчики для экспериментирования, вода. Картинки одежды по временам года, по половому признаку, символы времени года. Мультимедиа, презентация: «Какая бывает одежда?»
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Воспитатель приглашает детей к магнитной доске. На доске - бумажная кукла и разные виды одежды.
Дети самостоятельно прикладывают к кукле разные наряды.
- Посмотрите, что за чудо, мы на сказочном балу, Сколько платьев, брюк и шубок - Описать я не могу.
Кукла Таня – модница. У нее много нарядов. Дидактическая игра «Хорошо, плохо».
- Ребята, скажите, хорошо, когда много одежды?
Дети выясняют, что хорошего в том, что много одежды.
- Нарядные платья нужно для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник; теплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице – зимой в шубке, осенью – в пальто. Уточняют, что хорошо иметь много одежды, можно быть всегда модной, нарядной; в разную погоду одеваться по - разному; если не так часто носить одну и ту же вещь, она долго сохранится.
- Скажите ребята, а что плохого в том, когда много одежды?
- Плохо - много денег тратится на покупку одежды; ее негде хранить, она занимает много места; из нее быстро вырастаешь.
- Вот мы с вами узнали, что много одежды иметь – это и хорошо, и плохо.
Магнитная доска, бумажная кукла, иллюстрации разной одежды для куклы.
Подведение итогов Воспитатель задает детям вопросы.
- Ребята, хотите стать модельерами и придумать свою, интересную одежду для кукол. Из чего ее можно изготовить?
-Из ткани, из бумаги, фольги, из фантиков, из цветов, из ваты и т. д.
- У куклы Тани много друзей. Как вы думаете, они будут рады обновкам? В свободное время вы можете это сделать.