Марина Столярова
«В гости к сказочным героям». ОД по обучению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по обучению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «В гости к сказочным героям»
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
ИОО: РР, ПР, С-КР, Х-ЭР, ФР.
Задачи: Познавательное развитие. Развивать у детей интерес к изучению мира экономики и финансов. Расширять кругозор в сфере финансовой грамотности. Познакомить детей с первичными финансовыми и экономическими представлениями. Уточнить, что означают понятия «деньги», «монета», «чеканить», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги. Упражнять в умении правильно обращаться с деньгами. Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление; умение широко использовать в игре полученные знания о финансах.
Речевое развитие. Развивать связную речь. Обогатить словарный запас детей по теме «Деньги». Закреплять умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы.
Социально-коммуникативное развитие. Способствовать формированию основных качеств у детей по умению принятия самостоятельных решений. Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать уважение к своему и чужому труду; бережное отношение к деньгам.
Художественно-эстетическое развитие. Развивать эстетическое отношение к действительности, формировать творчески активную личность ребёнка дошкольника, способности воспринимать, чувствовать.
Физическое развитие. Способствовать формированию потребности в двигательной активности. Развивать у детей мелкую моторику.
Предварительная работа:
- беседа о деньгах с демонстрацией презентации «История денег»;
- беседа с детьми на тему: «Что такое потребности?» (понятие «потребности», потребности как экономическая категория, основные потребности и желания);
- словесные игры «Что мне нужно?», «Кто как работает?»;
- дидактические игры «Построй по алгоритму», «Назови профессии по результатам труда», «Какие бывают доходы», «Что важнее?»;
- настольные игры домино «Русские деньги», пазлы «Сложи денежку»; сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Школа банкиров»;
- знакомство с пословицами и поговорками о труде;
- чтение сказок «Копейка рубль бережёт», «Про доверчивого мышонка и мамину зарплату», «Дружная семья», Т. В. Грековой «Клад», А. Н. Толстого «Приключения Буратино»;
- просмотр мультфильма «Простоквашино».
Оборудование и материал: мяч; кошелёк с набором разных монет и банкнот; пластиковая карта; билеты на маршрутку, презентация ЭОР; колонка с флэш-носителем волшебной мелодии; шоколадные монетки на каждого ребёнка.
Форма проведения: образовательная деятельность.
Педагогические средства: беседа, дидактическая игра.
Ход занятия:
Педагог: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по волшебной стране, где нас ждут приключения с героями сказок и мультфильмов. А на чем можно поехать в волшебную страну? (ответы детей). А отправимся мы с вами на волшебной маршрутке. Можем ли мы просто сесть и поехать, пока не оплатим проезд? Ребята, а чем можно расплатиться за проезд? (предполагаемые ответы детей: пластиковой картой, деньгами).
- А как вы думаете, откуда берутся деньги? (ответы детей)
- Деньгами оплачивают взрослым людям труд на работе. Но у нас с вами нет денег, значит придётся их заработать.
Водитель волшебной маршрутки приготовил загадки. Разгадайте загадки, чтобы мы смогли отправится в путь. Водитель загадывает детям загадки: 1. Что закапывал в землю Буратино в Стране Дураков? (5 золотых монет) 2. Что есть у каждого из Трёх Поросят, напоминающее деньги? (пяточки) 3. Что раскопали в деревне Простоквашино дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик? (клад)
- Ну, здорово ребята, все загадки вы отгадали, а теперь можно отправляться в путь. (водитель раздаёт детям билеты за отгаданные загадки)
- Теперь я приглашаю всех ребят сесть в волшебную маршрутку. (дети садятся в «маршрутку» - заранее приготовленные стульчики в виде автобуса).
- А сейчас закройте глаза. (звучит волшебная мелодия)
- И вот, мы и очутились в волшебной сказочной стране. Первая остановка - «Дом трёх поросят». (слайд презентации ЭОР к сказке «Три поросёнка)
- Ребята, у поросят есть пятаки, но они не знают, для чего они нужны в жизни людям. Расскажите, а для чего же нужны пятаки людям.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны: для оплаты проезда в поезде; для покупки продуктов; для покупки одежды; для покупки игрушек; для оплаты коммунальных услуг; для оплаты парковки; для благотворительности. Педагог опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций. Например, - Если мы едем на автобусе, мы платим? - Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т. д.
- Молодцы ребята, три поросёнка благодарят вас за интересную игру. Итак, путешествие по волшебной стране продолжается.
- Следующая остановка «Страна Дураков». (слайд презентации ЭОР к сказке «Приключения Буратино»)
Проводится физкультминутка:
«Буратино потянулся, (дети потягиваются)
Раз - нагнулся, два - прогнулся, (выполняются наклоны вперёд)
Руки в стороны развел, (руки развести в стороны)
Видно, ключик не нашел. (поднять плечи)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (подняться на носки ног, руки поднять вверх)
А потом бегом, бегом, (лёгкий бег на месте)
Мы за ключиком пойдем». (ходьба на месте)
Педагог: - Ребята, в «Стране Дураков» Буратино закапывал монеты в землю. А зачем он это делал? (ответы детей).
- Сейчас я расскажу вам о том, как появились монеты.
- В Древнем Мире, когда человечество еще не знало, что такое деньги, люди обменивались необходимыми полезными для них вещами. Деньги заменяли кольца, ракушки, фигурки из слоновой кости, бусинки, камешки, шкуры животных. Земледельцы – зерно, масло, скотоводы – мех, шерсть животных, гончары менялись кувшинами и горшками. (слайд презентации ЭОР) Таким образом люди менялись различными предметами – орудиями своего труда. Обмениваться товарами было неудобно. Они занимали много места и были тяжёлыми, да и в карман их не положишь, как деньги. Предметы приходилось носить с собой. Затем в Древнем Египте изобрели первые в мире деньги, и они были каменные в виде монет разной формы: квадратной, овальной, круглой. Их можно было носить на шее и держать в кошельке. Монетки изготавливались из драгоценных металлов серебра, золота, меди и бронзы. (слайд презентации ЭОР) Рисунок был разный. Так появились первые деньги – монетки. Когда в Российской империи начали чеканить монеты, то на них выдавливали точки – три, пять. Ведь население было неграмотным и люди не могли прочитать, какая это монетка. (слайд презентации ЭОР)
- Со временем монеты изменялись, люди стали более грамотными и появились современные монеты. Давайте их рассмотрим. (на столе лежат монеты, каждый ребёнок берёт монету)
- Ребята, какие отличительные признаки монет вы можете видите? Какие они? Назовите их. (предполагаемые ответы детей: круглые, белые и желтые, звенят, металлические)
- А какие монеты вы знаете? (педагог показывает детям монеты разного достоинства, дети их называют).
- Ребята, а какими ещё бывают деньги? (ответы детей)
- Верно, ещё деньги бывают бумажные, их называют банкнотами. (педагог демонстрирует детям банкноты разного достоинства)
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дополни предложение». Я назову признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты, т. е. наоборот. Педагог проводит с детьми словесную игру:
- монеты звенят, а банкноты (шуршат,
- банкнота бумажная, а монета (металлическая,
- монета круглая, а банкнота (прямоугольная,
- банкнота легкая, а монета (тяжёлая).
- Молодцы, ребята! Мы с вами отправляемся в волшебное путешествие дальше. Следующая остановка «Простоквашино». (слайд презентации ЭОР к мультфильму «Простоквашино»)
- Ребята, вот Буратино носил монеты в кармане, а где же хранил деньги Дядя Фёдор? (ответы детей). Дядя Фёдор складывал деньги в кошелёк. Такие деньги называют «наличные деньги». А ещё деньги можно хранить на пластиковой карте. Такие деньги называют «безналичные деньги». (педагог демонстрирует детям пластиковые карты) Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат). Как родители пользуются картой в магазине? Расплачиваются ей за купленные товары. (демонстрация видеоролика о работе магазинов). Но для этого им нужно знать код (пароль) карты, который состоит из цифр. Иначе они не смогут расплатиться. А что удобнее носить с собой наличные деньги или пластиковую карту? (ответы детей)
- Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой. Присаживайтесь все в нашу волшебную маршрутку и закройте глаза. Мы едем. (звучит волшебная мелодия) Откройте глаза. Мы с вами очутились в нашей любимой группе.
Рефлексия. - Какие вы молодцы, ребята! Сегодня мы с вами путешествовали по волшебной стране со сказочными героями, разговаривали о деньгах. Теперь вы знаете какие бывают деньги, зачем они нам нужны, чем отличается банкнота от монеты, что такое «наличные деньги», «безналичные деньги» и многое другое. Вы отлично потрудились. И я хочу вам выдать зарплату в виде золотых сладких монеток. (педагог раздаёт детям шоколадки в виде монеток).