Любовь Кузнецова
Конспект ООД Ознакомление с окружающим в логопедической подготовительной группе «Путешествие в пустыню»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД Ознакомление с окружающим в логопедической подготовительной группе
Цель: Создавать условия для открытий новых знаний в творческой исследовательской деятельности.
Программные задачи:
Образовательные.
Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать представление о свойствах песка;
Развивающие.
Повышать уровень развития детей.
Развивать мышление путем создания проблемных ситуаций. Усиливать желание ребенка узнавать что- то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Воспитательная.
Совершенствовать и развивать коммуникативные навыки детей.
Публикация «Конспект ООД Ознакомление с окружающим в логопедической подготовительной группе „Путешествие в пустыню“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Пустыня
- Темочки
Оздоровительная.
Использовать элементы здоровье сберегающих технологий, как психо гимнастика, песочная терапия.
Словарь: Рыхлый, песчинки, мерзлый, сыпучий, барханы, дюны, эксперимент.
Методы и приемы: Иллюстративный, игровой, поисково – исследовательский, творческий.
Предшествующая работа: Чтение Г. Гонейзер : «Желтая земля», «В песках пустыни», «Кто живет в пустыне», рассматривание иллюстраций, «Животные пустыни» «Пейзажи» ,энциклопедий, составление рассказов, игры» Лото», «Выложи картинку», рисование на влажном и сухом песке, игры с пальчиками.
Оборудование: Песок, емкости разных размеров, салфетки, клеенки. палочки, натертый цветной мелок, крышки от бутылок, настольная лампа, значки для поощрения, экран.
Ход:
Восп. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Доброе утро уважаемые гости! (дети здороваются) Мы очень рады видеть вас, таких красивых, таких приветливых и улыбающихся. Наше солнышко тоже заулыбалось. Давайте немного с ним поиграем, я буду говорить начало предложения, а вы конец.
Солнышко улыбается тому…. Кто любит дружить.
Солнышко улыбается тому…. кто не обижает малышей.
Солнышко улыбается тому ….кто слушает родителей.
Солнышко улыбается тому….кто веселый.
Солнышко улыбается тому… кто любит путешествовать.
А давайте отправимся и мы в необычное путешествие. А куда именно вы догадайтесь сами. Совершим мы его с помощью волшебства.
Восп. Подходит к экрану и загадочно произносит: «Покажись, земля, опаленная солнцем, где текучее море песков, зыбкие волны песчаных барханов, страна солнечного огня» (слышен шум пересыпающегося песка и на экране появляется изображение пустыни).
.Куда- же это мы попали? Такой необычный пейзаж!. Чем он отличается от нашего?
Ребята: Все покрыто песком; наверное мы попали в пустыню, потому что лежат горы песка; растений очень мало; только колючие кактусы; обитают верблюды, змеи, скорпионы
.Восп. Совершенно верно по всем признакам – это пустыня. А эти горы песка называются _ дюны или барханы. А знаете как передвигается песок в пустыне? С места на место песок в дюны перемещается с помощью ветра. Что еще песок может делать?
Ребята: Песок нагревается, охлаждается, кружится, несется, двигается, перемещается, лепится. Сыплется.
Восп. Сейчас я с помощью вот этой ленточки подниму жаркий. пустынный суховей, а вы – маленькие песчинки, будете перемещаться от его дуновения, меняя положение тела.
Игра: «Ветер и Дюны».
(Под музыку воспитатель с ленточкой в руке прикасается к детям, а те кого коснулась ленточка, меняет положение тела).
Сколько красивых барханов построил ветер в нашей волшебной пустыне и с какой легкостью перемещал.
А хотите проверить своими руками, какие еще свойства имеет песок?
И кажется я знаю как это сделать! Сейчас мы силой мысли превратимся в ученых – исследователей.
Для этого нужно взяться за руки, закрыть глаза и сильно этого захотеть. Но сделать это надо обязательно всем вместе, иначе ничего не получится.
(Ребята стоят в кругу с закрытыми глазами, воспитатель раскладывает именные бейджики перед каждым ребенком открыв глаза, одевают их на шею.)
Поздравляю! Теперь вы ученые – исследователи. Итак, уважаемые ученые займите свои места в лаборатории под названием «Волшебный песок».
Еще раз обратите внимание на количество песка в пустыне, сколько его там? Ответьте мне уважаемые ученые: «Много песка – это хорошо или плохо?»
Ребята: Я думаю, что хорошо, потому что нет грязи; можно строить песчаные города…
Восп. Я хочу поспорить с вами, и утверждаю, что много песка – это плохо, ведь по нему ходить тяжело, трудно. не удобно. Почему?
Ребята: Потому что он рыхлый, глубокий, ноги проваливаются.
Восп. Дайте подтвердим это опытом. Возьмите себе палочку, представьте, что это нога в туфельках на тонком каблучке и попробуйте пройтись по песку. Ну как, удобно?
Ребята: Тяжело ходить, каблуки проваливаются, так далеко не уйдешь, быстро устанешь.
Восп. А теперь мы будем гулять в высоких ботинках на плоской подошве - в этом эксперименте помогут вам крышки с бутылок, оденьте их на большой палец и прогуляйтесь по нашей песочной стране Что же вы выяснили, уважаемые ученые?
Ребята: В ботинках на широкой подошве ходить гораздо легче, он оставляет след, но не проваливается.
Восп. Так вот почему у самого большого жителя Пустыни – верблюда, такая широкая ступня с большой мозолью, это природа так постаралась, чтобы он мог идтиуверенно, не проваливаясь. Обратите внимание он будто бы плывет,а его так и называют «корабль пустыни» (На экране движется верблюд).
Ну что ж, у нас еще очень много нерешенных вопросов. Теперь я уверена, что много песка – это хорошо. Помогите мне мои маленькие исследователи это доказать.
Ребята: Я знаю, что многие животные прячутся в песок, там днем прохладно, а ночью тепло. В песке удобно прятаться от врагов, в него можно легко зарыться
Восп. Да, не зря вы стали учеными, как быстро разобрались с песком в пустыне. Почему песок – хорошо, почему плохо все объяснили. Но у меня возник новый вопрос: «Нужен ли людям песок или нет?»
Ребята: Люди используют песок в строительстве; Из него делают кирпич, его добавляют в цемент….
Восп. Как вы думаете, песок – это живая или не живая природа? Почему его так часто используют в строительстве? Какими он качествами обладает? Как много вопросов, вы поможете уважаемые ученые в них разобраться? Надо обязательно найти на них ответы.
Тогда я приглашаю вас другую лабораторию, которая называется «Хочу все знать!» где вы станете не только учеными, но и художниками и волшебниками. А вашими помощниками будут пальчики и ручки.
Опыт №1. Восп. Чтобы провести это исследование вам понадобится увеличительное стекло, возьмите его и внимательно рассмотрите из чего состоит песок?
Ребята: Как много в нем зернышек – песчинок; Они такие маленькие; круглые; полупрозрачные; желтые…
Восп. Что же мы узнали?
Ребята: Песок состоит из миллиона маленьких песчинок. Все они одинакового размера и разбегаются в разные стороны.
Опыт №2. Восп. Вы не хотите вытереть руки мокрой салфеткой? А почему они у вас чистые?
Ребята: Песок сухой, поэтому не прилипал к рукам; сухой песок легко оттряхивается…
Восп. А что если нам попробовать напоит песок водой? Будьте внимательны, следите за водой. Миша, ты всю воду вылил? А куда же она делась?
Ребята: Песок пропустил воду. Она растеклась между песчинками; Воды не видно.
Восп. Возьмите песок на ладошку, рассмотрите его под увеличительным стеклом, что изменилось?
Ребята: Песок стал липнуть к рукам, теперь трудно отделить песчинку от песчинки, они как будто бы взялись за руки и прилипли друг к другу, потому,что он стал мокрый.
Восп. Какими свойствами стал обладать мокрый песок?
Ребята: Липнет, склеивается, не рассыпается, лепится….
Восп. Мы должны закрепить свой эксперимент хороводом наших ладошек на песке. На каком песке они оставят свой след?
А на сухом?. Ну докажите.
(Оставляют следы ладошек на мокром песке).
В каком дружном хороводе ваши ладошки, а почему на сухом песке нет отпечаток?.
Опыт №3. Восп. Уважаемые ученые мы с вами выяснили, что сухой и мокрый песок имеют разные свойства, но меня все время мучает мысль, а можно ли песок заморозить? И мы как настоящие ученые следующий опыт подготовили еще вчера.
Кто напомнит как мы его готовили?
Ребята: Мы в контейнеры наложили мокрого песка и насыпали сухого. Все это поставили в холодильник.
Восп. Марина Борисовна вы принесли результаты нашего опыта? Очень интересно, что же получилось? По внешнему виду можно ли определить где был мокрый, а где сухой?
Ребята: Песок, который мы замораживали темнее по цвету и он похож на кирпичик….
Восп. А теперь возьмите палочки и проверьте степень замерзания. Что можете сказать?
Ребята: Замороженный песок твердый, не проткнешь…
Восп. Вы, уважаемые заметили, что главными помощниками сегодня являются ладошки и пальчики. Приготовьте указательный палец, дотроньтесь им до мерзлого песка, а мизинчиком сухого коснитесь. Что вы почувствовали? Как себя чувствуют ваши пальчики? Уютно ли им? Комфортно?.
Что ощущает твой указательный пальчик (холод, а мизинчик (сухо, тепло).
Миша надави указательным пальцем на мерзлый песок. Какой он (твердый, мерзлый. холодный).
Настя, а я твоего мизинчика не вижу, где же он? (Он у меня в песок провалился, потому что песок сухой, рассыпчатый).
Опыт №4. Восп. То, что песок замерзает мы исследовали. А вот интересно, как быстро песок нагревается? Возьметесь выяснить
этот вопрос? В нашей лаборатории есть солнышко, вот такое (настольная лампа,поставьте под нее контейнер с песком. Засечем время песочными часам, которые отмеряют 2 мин. Время истекло и мы можем проверить результат эксперимента.
Вы, уважаемые ученые почувствуете разницу в температуре песка, помогут вам в этом ваши ладошки
Ребята: Песок, который стоял под лампой теплый, я это чувствую рукой; песок, который стоял в стороне от лампы, остался холодным.
Восп. Уважаемые ученые я благодарю вас за участие в исследованиях. Вы выяснили о самых разных свойствах песка. Я хочу напомнить вам об одном необычном свойстве – на нем можно рисовать. Как на сухом так и на мокром.
Я предлагаю вам стать, непросто учеными, а учеными художниками, и нарисовать необычные песчаные картины.
Выбирайте необходимые для творчества предметы и любое песчаное полотно: сухое или мокрое. (Палочки, натертый цветной мелок, ватные палочки)
(Играет музыка). А музыка поможет вам создать интересные песчаные шедевры.
(Ребята рисуют. Воспитатель обращает внимание на интересные композиции, приемы, используемые в рисовании.).
Восп. Арина, я увидела в твоем рисунке необыкновенный сюжет, расскажи о нем.
Саша, я удивилась, глядя на твой рисунок, ты нарисовала необычных животных, назови их.
Даша, опиши нам свою песчаную картину.
Я убедилась,что вы, не только знающие ученые, но и замечательные художники.
Благодарю вас за участие в научных экспериментах, за художественное творчество.
Хочу каждому из вас вручить значок юного ученого.
Прикрепляя значок, воспитатель говорит: «За выдержку; За интересные идеи; За умение сотрудничать; За умение красиво говорить; за умение создавать песчаные шедевры».