НАТАЛИЯ КЛЕВИНА
Конспект занятия по патриотическому воспитанию через ознакомление с окружающим в подготовительной группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи: Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена; с творчеством русского народа; активизировать речь детей, пополнить словарь новыми словами: печь, прялка, бабий кут, кочерга, ухват, чугунок, самовар, сито, крынка. Обогатить знания детей народными пословицами, поговорками, загадками. Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию через ознакомление с окружающим в подготовительной группе „Русская изба“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: Знакомство с некоторыми предметами быта, утварью, одеждой русского народа. Рисование девушки в национальном костюме. Беседа-развлечение о бытовой культуре и традициях русского народа. Чтение художественных произведений.
Ход занятия.
Дети одеты в элементы русских народных костюмов. Воспитатель (хозяйка) предлагает детям отправиться в гости, в русскую избу. Хозяйка избы встречает детей у входа.
Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие. Прошу в избу, присаживайтесь. Сядем рядком да поговорим ладком. Гость на порог - хозяину радость.
В стародавние времена, как и в наше время, у каждого человека был дом. Как вы думаете, для чего человеку нужен дом? (Ответы детей)
Воспитатель : Как мы себя чувствуем дома? (Ответы детей)
Воспитатель : Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше»? (Ответы детей).
Воспитатель : Люди строили себе жилища, чтоб укрыться от непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. А из чего люди раньше могли построить себе дом? (Ответы детей)
Воспитатель : Правильно, ребята. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Потому и Русь называют деревянной. А дом назывался изба. Избу строили всем селом или улицей. На Руси было правило: хозяин шел к соседям и просил их прийти на помощь. Соседи не отказывали в помощи, наутро приходило много мужиков и вместе с хозяином начинали «рубить избу». Рубить - значит строить. Строили, или как говорили в старину, рубили с помощью строительных инструментов. А какие это инструменты, отгадайте. 1. Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (топор) 2. Весь мир кормит, а сама не ест. (пила) 3. Сам деревянный, а голова железная. (молоток) (Дети отгадывают загадки)
Воспитатель : Самой нарядной и красивой комнатой в русской избе была горница, куда мы и пришли, в ней принимали гостей. Скажите, какой предмет занимает больше всего места в горнице? Послушайте да отгадайте загадку: «Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают - глотает?»
Дети: Печка.
Воспитатель : Да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Как говорили в народе про печь?
Дети: Про нее в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка-мать родная». «Когда в печи жарко – тогда и варко». «Что есть в печи – все на стол мечи».
Воспитатель : Печь была самой главной вещью в доме. Это сердце дома. Для чего же была нужна в избе печь?
Дети: В ней готовили еду, она обогревала дом. На печи спали, в печке мылись, как в бане. Воспитатель : Давайте рассмотрим, как устроена печь? Дети: У печки есть труба, заслонка, лежанка, шесток, полати. Воспитатель : А как вы думаете, чем топили печь? Дети: Дровами. Сначала растопят, а когда станет жарко в печи, начинают готовить еду. Воспитатель : Чем же могла печь накормить своих хозяев? Дети: В русской печи готовили щи, кашу. Пекли хлеб, пироги. Воспитатель : А в какой посуде готовили еду русские хозяйки? Отгадайте загадку. 1.»Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?» (Чугунок). Дети: В горшках, в чугунках. Это посуда, в которой варили щи да кашу. Еда, приготовленная в такой посуде, была очень вкусной.
Воспитатель предлагает детям показать чугунок, ставит его на шесток. «Ой, а как же его поставить, в печке то горячо?» И снова загадка. 1. «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватил, отдает, а сам в угол идет» (Ухват)
Дети: Ухват. Рассматривают ухват, пробуют брать чугунок ухватом.
Воспитатель предлагает посмотреть на пол. Скажите, а чем покрывали пол и для чего? Дети: Пол покрывали ковриками и половиками для тепла. Воспитатель : А из чего же их изготавливали хозяйки? Дети: Их вязали из разноцветных лоскутков, из старой одежды. Воспитатель : Посмотрите, как чисто вокруг, это хозяюшка постаралась, навела порядок. Давайте поиграем в игру «Что было и что стало» В. Самовар Д. Чайник В. Изба Д. Дом В. Люлька Д. Кроватка
И, наоборот, «Что стало и что было» В. Кастрюля Д. Чугунок В. Комната Д. Горница В. Шкаф Д. Сундук
Воспитатель : Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток, его отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашей избе тоже есть красный угол. Красный, это значит красивый, главный. В красном углу висят иконы, стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. А кто из вас знает поговорки про самовар? Дети: «Сверху пар, снизу пар – шипит наш русский самовар. Милости просим на чашку чая!» «Вот так мы живем: пряники жуем, чаем запиваем, всех в гости приглашаем».
Воспитатель : Обратите внимание на стол. Почему стол большой?
Дети: Потому что семьи в старину были большие, за стол рассаживались на лавки, на лавках спали ночью, так как места всем не хватало.
Воспитатель : Ребята, посмотрите и скажите, из чего сделаны большинство предметов домашнего обихода? И почему?
Дети: Из дерева. Стол, скамейка, колыбелька, прялка, сундучок, ложки. Потому что других подходящих материалов не было, а дерево легкое, прочное, хорошо сохраняет тепло, из него можно сделать красивые вещи.
Воспитатель : Правильно, ребята. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости всегда ходили тоже со своей ложкой. Говорили: «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть. Давайте и мы попробуем поиграть да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения.
Воспитатель : А сейчас я хочу обратить внимание на вашу одежду. Как красиво вы одеты. Какой это костюм? (Ответы детей)
Воспитатель : Правильно. Это русский народный костюм. Девушки носили рубашку, сарафан, кокошник, а парни носили косоворотки, порты, картузы, пояс. И вы сегодня нарядились как на праздник. А на празднике принято в народные игры играть. Еще в народе говорили «Делу время, потехе час». Приглашаю всех в кружок, а я расскажу вам, как играть.
Игра называется «Жмурки Машеньки и Ивашеньки».
До чего ж веселая и премудрая она. Потому что мальчик здесь будет говорить тоненьким голоском, а девочка должна говорить грубым баском. Сейчас мы выберем Машеньку и Ивашеньку (выбирает детей). Круг пошире развернись, а Машеньке и Ивашеньке нужно в разные стороны по кругу разойтись (разводит их в разные стороны). Чтобы снова в круг вам встать, тебе, Ивашка, нужно Машеньку поймать. Вытянув руки вперед, Ивашка тоненьким голоском будет звать Машеньку: «Маша, где ты?», а Маша грубым голосом отвечать: «Ивашка, я тут!», стараясь не попасть в руки Ивашки. А глаза мы вам завяжем. Всем понятна игра? Тогда давайте завяжем водящим глаза и начнется наша игра.
Воспитатель : Ну вот, наигрались, пора и прощаться с хозяюшкой. Но сначала скажите, понравилось вам в гостях? Что нового вы узнали? А игры понравились? Давайте поблагодарим Хозяюшку за гостеприимство.
Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и уводит в группу