Филиппова Ольга
Конспект ООД «Откуда хлеб пришел» по развитию зрительного восприятия детей 5–6 лет с амблиопией и косоглазием
▼ Скачать + Заказать документы
«Как сейчас и как было»
Программное содержание
1. Познакомить с орудиями труда, которые пользовали наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба : сравнить их с современными техническими средствами;
2. Учить целенаправленно, осмысленно рассматривать картинки;
3. Упражнять в умении описывать изображения и находить их по описанию.
Материал картинки по теме хлеборобы в старину, листы с заданиями, карандаши
Организационный момент
Педагог читает стихотворение «Ломоть хлеба»
Публикация «Конспект ООД „Откуда хлеб пришел“ по развитию зрительного восприятия детей 5–6 лет с амблиопией и косоглазием» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Свежего, пшеничного.
Хлеба белого ломоть,
Что в нем необычного?
Дело, может быть, простое
Белый хлебушек испечь.
Тесто замесить густое
И его поставить в печь.
Но сначала, детки, нужно
В поле вырастить зерно,
Летним днем трудиться дружно,
Чтобы налилось оно.
Чтоб поднялся колос спелый,
Полный зерен, золотой,
Чтоб пшеница зазвенела
На ветру тугой струной.
Надо в срок убрать пшеницу,
И зерно в муку смолоть,
Чтобы мог на свет родиться
Хлеба белого ломоть!
Дорогие ребята! Представьте себе, что мы зашли в магазин. Как вкусно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики и слойки. И это всё выпекается из белой пшеничной муки. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба! В каком отделе продаются хлебобулочные изделия?
Ход занятия
Давайте вспомним, кто выращивает хлеб?- Хлебороб.
-Человек, который руководит группой водителей-Бригадир.
-Работник сельского хозяйства, профессиональной деятельностью которого является вождение уборочного комбайна-Комбайнер.
-Водитель трактора, работник сельского хозяйства, обученный и достаточно опытный для ремонта сельскохозяйственной техники-Тракторист.
-Специалист, который работает в сельском хозяйстве и специализируется на выращивании урожая-Агроном.
-Работник сельского хозяйства, работающий на сельхозтехнике- Механизатор.
-Специалист, который обслуживает один или несколько видов техники, следит за ее работоспособностью-Механик.
Д/И «Выбери нужные картинки»
Педагог демонстрирует картинки. Просит детей рассмотреть их. Назвать картинки с изображением сельскохозяйственной техники, профессии сельскохозяйственного труда. Определить последовательность каждой профессии по выращиванию и появлении хлеба на нашем столе. (сначала тракторист вспахивает землю, сеяльщик сеет зерно, агроном контролирует урожай и т. д.) Дети самостоятельно выбирают орудия труда хлебороба.
Молодцы, ребята, знаете профессии людей, которые трудятся в наше время в сельском хозяйстве.
Ребята, а вам интересно как в старину наши предки выращивали хлеб ржаной и пшеничный? Тогда слушайте, смотрите и запоминайте! (Показ картинок)
Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Недаром в народной пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот и веселится». Перед тем как начинать весеннюю пахоту, крестьяне, как учили их отцы и деды, наблюдали за окружающей природой. Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой роще, зазвенели над полями песни жаворонка, заквакали лягушки, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать под посев. «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет», - такую поговорку сложили в русской деревне.
Зрительная гимнастика «Глазкам нужно отдохнуть» 18.4
Д/И «Найди правильный ответ»
- По ходу рассказа педагог демонстрирует картинки с орудиями труда хлеборобов в старину, дети находят соответствующее изображение и номеруют.
Поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадку или соху — один из самых древних на Руси инструментов для обработки земли. В отличие от плуга, соха не переворачивала земляной пласт, а дробила его. С помощью борон, разравнивали землю перед сеяньем. Затем сеяли. Летом хлеба наливаются зрелостью и поспевают. Колосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотисто-желтыми. А народная поговорка гласит: «Хлеб в колосУ – пора жать полосУ». Когда начинается жатва (уборка хлебов с полей, дорога каждая минута. Перезревшие колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян.
В старину в период жатвы колосья срезали острым серпом под корень. Серп, ребята, это ручное орудие труда в виде изогнутого ножа для срезания хлебных колосьев. Важный в сельскохозяйственном труде инструмент вилы. Ими выполнялись многие виды работ. Они незаменимы при заготовке сена. Потом колосья связывали в снопы. Снопы это связка сжатых стеблей с колосьями. В качестве веревки использовали ту же солому. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. С помощью лошадей снопы свозили на двор. Дома во дворе делали ровную утрамбованную площадку из глины. Снопы ровным слоем разбрасывались. Далее шел процесс выколачивания зерен из стеблей.
Физкультурная минутка – в конспекте
Я вам предлагаю стать маленькими зёрнами
В землю зёрнышко попало – присесть
Прорастать на солнце стало – руки вверх
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал – медленно встать
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся – поворот вокруг себя
Бралась палка, на конец которой крепилась цепь, а на цепь крепилась ещё палка.
Семейство становилось по кругу и колотило по пшенице. Зерно из колосьев выбивалось на землю. Солома убиралась, а зерно со всем мусором сгребали в кучу. При погоде с хорошим ветром брали большие лопаты и подбрасывали вверх зерно с шелухой. Шелуху относил ветер в сторону. А вниз падало тяжелое зерно. Это называется провеять зерно.
Часть зерна шла на семена, корм скоту, часть везли на мельницу – мололи муку. Мельник за помол забирал часть зерен себе (за работу). Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть (истереть). В старину для этого на берегах рек строили мельницы. Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку. А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы, в них ветер приводил в движение жернова.
Д/И «Определи последовательность и действия»
Педагог просит рассмотреть картинки. Далее определить, что с начало, что потом. Далее пронумеровать картинки. После с помощью педагога справа напечатать слова –действия (Посеять, связать, перемолоть, затопить, испечь). Что было в начале? В конце?
Ребята, как изменилась деятельность и орудия труда работников сельского хозяйства?
Люди говорят о хлебе с уважением, ласково – хлебушек, наше богатство, всему голова. - А почему? Как надо относиться к хлебу? Хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо. Хлеб обязательно надо доедать. Старые люди говорили, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. Хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно бросали на пол, его поднимали и просили прощения. Хлеб наше богатство и его надо беречь.
Д/И «Найди часть к картинке»
Педагог просит детей рассмотреть картинку. Что на ней изображено? Что делает пекарь? Далее дети подбирают каждую часть к картинке соединяя их линиями. Раскрашивают или обводят одинаково.
Что необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур? Надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба. Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. «Мы будем беречь хлеб сегодня, завтра и всегда» — эта фраза должна стать девизом в нашей группе.
Подведение итогов
О чем сегодня говорили?
Что узнали нового?
Какая фраза должна стать девизом нашей группы?