светлана кутлуева
Конспект ООД «Драматизация башкирской сказки «Петух-батыр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.
Задачи.
Образовательные:
• учить различным эмоциям и умениям их проявлять;
• учить голосом и характерными движениями передавать образы героев сказки;
• активизировать словарь детей: речка Улаклы, бай, батый, агай;
• формировать социально- коммуникативные навыки- сотрудничества и доброжелательности, навыки работы в коллективе.
Развивающие:
• развивать умение ориентироваться в пространстве;
• развивать навыки согласовывать свои действия со сверстниками;
Публикация «Конспект ООД „Драматизация башкирской сказки „Петух-батыр“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
• развивать творческие способности, желание участвовать в драматизации.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к Родине, уважение к жителям Башкортостана;
• воспитывать желание преодолевать трудности;
• воспитывать волю к победе;
• воспитывать желание делать приятные вещи, помогать нуждающимся.
Приоритетное направление: художественно- эстетическое.
Предварительная работа: чтение сказки «Петух- батыр», рассматривание иллюстраций к сказке, разучивание слов героев сказки, движений, подбор атрибутов.
Активизация словаря: использовать в речи: речка Улаклы, бай, батыр, агай, милостыня.
Используемое оборудование: домик, костюмы, музыкальный центр, лодка.
Форма организации деятельности: групповая.
Место проведения: музыкальный зал.
Мы с вами живем в Башкортостане. Наша республика очень красивая, в ней много гор, рек, животных, птиц; очень богатая: здесь добывают нефть и газ.
Коренные жители- башкиры. Сегодня мы покажем сказку башкирского народа «Петух- батыр». Это башкирская сказка, потому что ее сочинил башкирский народ.
Кто такой батыр? Правильно- смелый, ловкий, защитник слабых.
Наш петушок- батыр. Его мы нарядили в жилет и тюбетейку- в национальный башкирский костюм. Его уважительно назвали агай- дядя, старший.
А вот бай- богатый, зажиточный башкир в сказках сам не работал, а заставлял работать других. Был он жадным, плохим. Бедным людям приходилось просить милостыню- подаяние, покушать.
Наша сказка начинается… Петух-батыр.
В давние-давние времена на берегу речки Улаклы жили, говорят, старик со старухой. Старик всю свою жизнь трудился до седьмого пота, спину гнул, а старуха для байских жен чесала шерсть, шила одежду. Когда начали они терять здоровье, бай выгнал их из дома. Тогда старик со старухой вырыли землянку у реки на краю одной деревушки и. стали там жить. Один сердобольный человек из деревни подарил им курицу и петуха. Стали они жить вчетвером.
(Занавес открывается. Возле домика сидят старик и старуха. Старуха вяжет носки. Старик приколачивает каблук на сапоге. Звучит башкирская мелодия. Старуха и старик поют песню «Тола- тола».
Выходят курица и петух. Исполняют танец «Чип- чип- чучаляри»).
Однажды весенним днем старик закинул за плечо свою котомку и отправился просить милостыню. Старуха осталась дома. Накормив курицу и петуха, она выпустила их на улицу, а сама принялась за домашнюю работу. Петух и курица расхаживали на высоком берегу, ковыряясь в поисках корма в земле и в мусорных ямах. Некоторое время спустя курица вдруг закудахтала: «куд-кудах, куд-кудах» и пошла нести яйца. Петух остался один.
Ковыряясь на свалке, он раскопал довольно-таки большую деревянную ложку без ручки и отшвырнул ее. Ложка, скатившись с яра, шлепнулась в воду. «Должно быть, это - хлебная корка,- подумал петух. - Вот выйдет курица, скушаем вместе»,- и слетел с яра на ложку. От резкого толчка ложка тронулась и поплыла к середине реки. Петух уже не мог выбраться на берег. «Будь что будет. Рано или поздно меня снесет к берегу, тогда и выберусь»,- думал он и уплывал все дальше и дальше. Мало того, он еще и заважничал:
- Ку-ка-ре-ку! Посмотрите-ка, плыву! Я - Петух- хвост в дугу! Кто со мною, подвезу!
(Под музыку петух двигает веслом. Выбегает гусь, машет крыльями, поет «Гуси- гуси, га-га-га. Есть хотите? Да-да-да. Петух машет ему рукой и зовет «Ну, летите же сюда»).
Гусаку, прогуливавшемуся на берегу, хватило этого приглашения. Он взял и перелетел на ложку. И вот петух с гусаком поплыли вместе. Петух сделал гусака гребцом. (Отдает ему весло).
Проплыв немного, они увидели козла. Тот пришел к реке на водопой.
(Важно выходит козел. Читает стихотворение Козел Мефодий
- Кто там бродит в огороде?
- Это я, козел Мефодий.
- По каким таким делам?
- Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю,
каждый лист оберегаю.
- Почему ж капусту вдруг,
А не редьку и не лук?
Как же так, скажи, Мефодий!
Ты забыл о них, выходит!
Ничего я не забыл,
Но на всех не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
- Мэ-э-э, Петух-агай, куда путь держите? - закричал козел.
- Идем с нами,- пригласил его петух.
Козел согласился. Уселся на ложку и начал знакомиться:
- Мэ-э-э, я - Козел, мэ-э-э, я - Козел. Забавный способ путешествий я нашел.
Гусак ему в ответ:
- Кый-гак, кый-гак-га-га-га! Я тебе - ага-га. Нас ведет Петух-ага,- представился сам и представил петуха.
Петух, не довольствуясь этим, закричал:
- Ку-ка-ре-ку! Я - Петух-хвост в дугу!
С берега эту плывущую троицу увидел огромный бык:
- Петух-агай! Не возьмете ли и меня с собой? Я вам пригожусь,- стал проситься бык.
Петух ему :
- Ку-ка-ре-ку! Ты пригодишься нам! Возьму. Гребец-гусак направил ложку к берегу, на котором
стоял бык. Тот встал на ложку. Проплыли еще немного. Повстречался им кот, подстерегавший речных ласточек.
(Кот поет песню).
- Куда плывете, Петух-агай? Заберите и меня с собой, пожалуйста. - попросил кот.
Великодушный петух, разумеется, не противился, согласился взять и кота. Кот сел и поплыли дальше. Петух - на носу ложки; гусак - гребец, ведет ложку; бык - рулевой, куда надо повернуть руль, туда и поворачивает. Кот и козел сидят посередке, смотрят по сторонам и природой любуются.
Плыли они так, плыли и очень далеко уплыли. Проплыли и леса, и горы, и озера, и поля. Наконец, сильно проголодались. Остановились они у леса, привязали ложку-лодку к берегу и вошли в лес. Там каждый по-своему утолил свой голод. Решили тут же заночевать. Петух забрался на дерево, остальные устроились на земле. После полуночи петух вдруг закричал на всю округу:
- Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!
Петушиный крик услышала лисица.
(Выбегает лисица, танцует).
Обрадовавшись своей ночной находке, она побежала на крик. Но на месте все оказалось не так-то просто: петух - слишком высоко на дереве, гусак - между быком и козлом. Не добраться до них никак. Лиса побоялась подходить к быку и козлу и убежала.
И вот надумала она привести лесных зверей, поделить меж ними быка с козлом, а петуха с гусаком себе забрать. Угадав коварные замыслы лисы, петух слез с дерева и говорит товарищам:
- Вот что, друзья! Я очень хорошо знаю эту лису. Немало она птичьего племени сгубила за свою жизнь. Я это говорю не только потому, что это опасно для жизни. Теперь над всеми нами нависла смертельная опасность. Кот, ты ступай, готовь лодку. А мы сейчас тебя догоним.
Когда они собирались тронуться в путь, прибежал запыхавшийся кот.
- Петух-агай! Петух-агай! Дела плохи! Перед самым моим приходом лиса отвязала нашу ложку-лодку и пустила ее по течению. А сама, громко смеясь, скрылась в лесу,- рассказал кот.
- Петух-агай! - говорит гусак. - Я хорошо плаваю. Может, я остановлю лодку, а вы пока идите к берегу. Как пригоню лодку,все уплывем.
- Нет,- говорит петух,- в такую темень ты не сможешь найти плывущую лодку. Кот и я, мы хоть на дерево можем забраться, а ведь бык и козел никак спастись не смогут. Что бы ни было, надо держаться рядом и вместе одолеть опасность.
Тогда решили они построить избу.
(Носят модули, строят дом).
Бык начал валить толстые-претолстые деревья и готовить бревна. Кот эти бревна таскал, цепляя к хвосту. Козел ставил избу. Гусак рвал мох и конопатил стены. Петух принес с берега камни, глину и стал класть печь. Наконец, изба готова. Все расположились, кто где: петух - на полке, бык и козел - на нарах, гусак - под нарами, кот - на печке. Только заснули крепким сном, стук в дверь. Кот проснулся и спрашивает:
- Кто там?
Оказалось, это опять та самая лиса.
- Это я - лиса. Открой, пожалуйста, я тебя не трону. Я кошачьего мяса не ем,- ласково-ласково говорит лиса.
Но кот не открыл дверь. Тогда все хищные звери, что были на улице, прильнули к окну. Увидав их, кот начал будить своих товарищей. Проснувшись, бык заревел, козел заблеял, гусак загоготал, кот заурчал, петух закукарекал. Услышав такое многоголосие, лиса, волк и медведь испугались и разбежались в разные стороны.
Вот и сказке конец! Понравилась вам сказка?
Каким был петух? Как его звали? Кто с ним путешествовал? Почему они спаслись от диких зверей? (Были вместе, дружно работали).
А показали вам сказку наши артисты : Бабушка-; Дедушка-; Курочка-; Петух-; Гусь-; Козел-; Бык-; Кот-; Лиса-; Волк-; Медведь-.