Татьяна Дурихина
Конспект ООД для детей старшей группы по познавательному развитию «Удивительный мир земноводных»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование интереса детей к живой природе, в частности к животным класса земноводные.
Задачи:
Образовательные: дать детям первоначальные знания о животных класса земноводные, о среде их обитания, внешнем виде, образе жизни.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за живые существа; умение внимательно слушать педагога и сверстников.
Публикация «Конспект ООД для детей старшей группы по познавательному развитию „Удивительный мир земноводных“» размещена в разделах
Развивающие : развивать любознательность, зрительное внимание, восприятие, память, связную грамматически правильную речь, мышление, общую и мелкую моторику, интерес к родной природе, творческую активность детей.
Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов: «Лягушка путешественница» В. Гаршин, «Царевна Лягушка» рус. нар., «Две лягушки» Л. Пантелеев.
Словарная работа: земноводные, амфибии, перепонки.
Демонстрационный материал: разрезные картинки с изображением лягушки и саламандры, презентация «Из жизни земноводных», карточки с изображением грустных и улыбающихся лягушат, конверты с заданиями для выполнения детьми в свободное время.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Организационно-мотивационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Анатольевна. Мне очень приятно с вами познакомиться. Предлагаю поприветствовать друг друга коллективным рукопожатием, для этого давайте встанем в круг и пожмем друг другу ладони.
Совсем недавно я получила приглашение от вашего детского сада, и сегодня приехала в гости. Как известно в гости не принято ходить с пустыми руками, и дети нашего детского сада, когда узнали, что скоро я поеду к вам, подготовили видео-письмо. Вам интересно узнать, что в этом письме? (ответы детей)
Просмотр видео-письма педагога совместно с детьми
2. Решение проблемной ситуации
Педагог: Ребята попробуем отгадать загадки? (ответы детей)
Летом в болоте
Ее вы найдете.
Зеленая квакушка –
Кто это? (Лягушка)
Педагог: Ребята, давайте проверим, правильно ли мы ответили? (ответ детей) В этом конверте лежит отгадка, вам нужно всего лишь правильно сложить картинку (дети собирают разрезную картинку с изображением лягушки).
Он в пруду под ряской пышной
Под раскидистым кустом,
Как всегда, свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом (Саламандра)
Педагог: Ребята, давайте проверим, правильно ли мы ответили? (ответ детей) В этом конверте лежит отгадка, вам нужно правильно сложить картинку (дети собирают разрезную картинку с изображением саламандры).
Педагог: Ребята, а что вы знаете об этих удивительных животных? (ответы детей)
Педагог: Умнички, а хотели бы вы узнать о них еще больше? (ответы детей)
Просмотр презентации педагога совместно с детьми
СЛАЙД 1
Титульный лист.
СЛАЙД 2
Земноводными (амфибиями) - называют животных, которые часть жизни живут в воде, а часть на суше. Слово «амфибия» означает «двойная жизнь»
Существует три основных типа (отряда) амфибий:
- бесхвостые (лягушки и жабы);
- хвостатые (тритоны и саламандры);
- безногие (червяги).
СЛАЙД 3
На территории нашей страны проживает два отряда:
- Бесхвостые (жабы, лягушки) – проживающие по всей планете, кроме Антарктиды и Австралии.
- Хвостатые (тритоны, саламандры) - все особи характеризуются наличием развитого хвостового отдела.
СЛАЙД 4
Строение лягушки: глаза, ноздри, рот, барабанные перепонки, передние ноги, задние ноги, туловище, голова.
СЛАЙД 5
Основные характеристики земноводных :
- можно выделить ряд основных характеристик, присущих практически всем представителям этого рода:
- тело имеет слегка приплюснутую форму;
- лапы имеют пять пальцев;
- кожный покров влажный, тонкий;
- все животные этого класса являются хищниками;
- взрослые особи имеют два органа дыхания – легкие и кожу.
СЛАЙД 6
Земноводные, как и рыбы, появляются на свет из икринок
СЛАЙД 7
Кожа земноводных обладает антибактериальными и обеззараживающими свойствами, поэтому на Руси было принято бросать лягушек в молоко, чтобы оно не скисало.
СЛАЙД 8
У жаб более сухая кожа, чем у лягушек, покрыта бородавками и может быть ядовитой.
СЛАЙД 9
Все лягушки обладают уникальным зрением, умея одновременно обоими глазами смотреть в разные стороны. Не закрывают глаза эти земноводные надолго, даже когда спят.
СЛАЙД 10
Все лягушки – попрыгушки. Мощные задние лапы лягушки помогают ей далеко и высоко прыгать. Жабы менее подвижны, чем лягушки и обычно ходят, а не прыгают.
Педагог: Ребята, сейчас я предлагаю вам на минутку превратиться в лягушат? Думаю, вам будет очень интересно (ответы детей)
На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались.
Полотенцем растирались
Ножками топали
Ручками хлопали
Вправо наклонялись
Влево наклонялись
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям – физкультпривет!
СЛАЙД 11
Тритоны и саламандры по строению и образу жизни схожи с лягушками. Самцы многих тритонов очень красивы.
СЛАЙД 12
Тритоны и саламандры похожи на ящериц. Их жизнь начинается, и обычно почти вся проходит в воде.
СЛАЙД 13
Берегите природу! Любите земноводных!
Педагог: Ребята, надеюсь, вы по-новому взглянули на удивительный мир этих животных?
- С какими животными мы сегодня познакомились? (земноводные)
- А почему их так называют? (ответы детей)
- Что вы можете рассказать о них? (ответы детей)
- Какие особенности земноводных вы запомнили (ответы детей)
4. Рефлексия
- Если занятие вам понравилось возьмите улыбающегося лягушонка.
- Если занятие не понравилось возьмите грустного лягушонка.
Педагог: Ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями, узнали много нового и интересного я вам хочу подарить подарки. Эти замечательные картинки вы сможете дорисовать в свободное время.