Светлана Утимишева
Конспект ООД для детей подготовительной логопедической группы «Узоры татарстана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Образовательные:
• продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорам;
• учить детей на силуэтах, составлять узор из элементов татарского орнамента : листочки, тюльпан, веточки;
• познакомить детей с разновидностями татарского орнамента (цветочно-растительный, геометрический, зооморфный) и его особенностям.
• закрепить и обобщить знания детей о государственной символике России (герб, флаг, гимн).
2. Развивающие:
Публикация «Конспект ООД для детей подготовительной логопедической группы „Узоры татарстана“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Орнамент и узоры
- Подготовительная группа
- Республика Татарстан
- Темочки
• развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное;
• развивать чувство цвета, формы и композиции;
• развивать связную речь, память, внимание мышления.
3. Воспитательные:
• побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества;
• формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих;
• воспитание у детей гражданственности, патриотизма, чувство гордости за свой край.
Оборудование:
Иллюстрации, рисунки, альбомы, куклы в национальных костюмах (девочка, магнитофон, диски с татарской национальной музыкой, мультимедийное сопровождение.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о малой и большой Родине. Чтение и заучивание стихов о Родине, заучивание пословиц и поговорок. Рассматривание иллюстраций с изображением флага и герба России и Татарстана. Слушание гимна России. Рассматривание кукол в татарских национальных костюмах. Беседа о праздниках.
Рассматривание наборов открыток, иллюстраций книг с изображением достопримечательностей Татарстана. Прослушивание избранных музыкальных произведений Р. Яхина, Н. Жиганова и С. Сайдашева. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.
Дети входят в группу, здороваются с гостями
Дети: Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
и выстраиваются в большой круг.
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить. Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами. Как мы с вами дружим, так же дружат все люди в нашей огромной многонациональной стране. Но у каждого человека есть самый любимый, самый родной уголок. Как вы думаете что это? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это наша Родина, наш родной город, где вы родились. Родина - это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, страна, в которой вы живёте.
Слайд 1. Карта России.
Воспитатель:
На карте мира не найдешь,
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите» (с мячом)
1. Наша страна называется …
2. Наша страна очень …
3. В ней много …
4. Люди, которые живут в нашей стране, называются…
5. Столица России…
6. Основные символы страны…
Воспитатель: Молодцы. Давайте займём свои места.
Дети садятся на стульчики
- Внимательно посмотрим на герб и флаг России.
Слайд 2. Герб, флаг, кремль.
Слайд 3. Герб.
Дети рассказывают о гербе:
Герб — это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаков.
У России величавой,
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Орел — символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
Слайд 4. Флаг.
Флаг. Белый цвет - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей. Красный цвет - это символ силы. Наша страна сильная.
Воспитатель:
А что такое гимн? И что вы знаете о нем? (Ответы детей).
Гимн — торжественная песня, символ государства. Гимн исполняют и слушают стоя.
Слайд 5.
Воспитатель: Наша страна великая сильная и красивая. Но страна - это не только леса, поля, реки и города. Страна - это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов её населяющих.
Слайд 6.
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
Воспитатель: Люди, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей : русские, чуваши, башкиры, чукчи, татары и др.)
Воспитатель: Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Недавно мы с вами побывали в гостях у нашей знакомой девочки татарочки Алсу, которая живёт в республике Татарстан и узнали о татарских традициях и обычаях. Познакомились с гербом и флагом Татарстана.
Слайд 7. Символика Татарстана.
Воспитатель:
Что изображено на гербе Татарстана? (Ответы детей).
Какие цвета на татарском флаге и что они обозначают?
Как называется столица Татарстана?
Воспитатель.
Предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра: «Россия и Татарстан»
Дети делятся на две команды. Первая команда отбирает иллюстрации, относящиеся к России, вторая к Татарстану.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня утром я получила письмо от Алсу, она приглашает нас к себе в гости в Казань. На чём мы можем добраться до Казани?
Дети: (самолётом, поездом, автобусом).
Воспитатель: Молодцы, конечно, мы можем доехать на поезде или автобусе, долететь на самолёте, но предлагаю вам «волшебный» способ. Произносите волшебные слова вместе со мной:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы хотим в Казань попасть.
Влево, вправо повернись
И в Казани очутись.
(Дети повторяют слова)
Слайд 8. Город Казань.
Воспитатель:
Ребята посмотрите, мы с вами попали в Казань и нас встречает Алсу. (кукла Алсу).
Алсу: Здравствуйте, мои друзья. Исанмесез. Предлагаю отдохнуть с дороги и поиграть в татарскую национальную игру «Тимербай».
Играющие, взявшись за руки, встают в круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга.
Водящий:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Воспитатель: Алсу приготовила для нас фильм, рассказывающий об одежде, которую носили ее прабабушка и прадедушка.
Слайд 9. Татарский женский национальный костюм состоит из платья, затем одевают камзол или фартук, сапоги - ичиги. Слайд 10.
Слайд 11. Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаровары- штаны, сапоги-ичеги.
Слайд 12. Женщины одевали калфак, мужчины тюбетейку.
Слайд. 13, 14, 15. Все расшито орнаментом, который включает элементы узора (цветы-тюльпаны, листья, гвоздика, шиповник, тысячелистник) - это цветочно - растительный орнамент. Таким орнаментом украшали концы полотенец, занавески, коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли, головные уборы (калфак, тюбетейки, платки).
Каждый элемент в орнаменте имеет своё значение. Например :
Горизонтальные, прямые линии – поверхность земли, волнистые линии – вода, кружок, квадрат, ромб – луна.
Цветок роза – признак красоты и любви.
Шиповник, рябина считались растениями приносящими счастье.
Астры считаются символом долгой жизни.
Тюльпан означает изменение, обновление.
Букет цветов – символ жизненного источника.
Воспитатель: Алсу приглашает нас в Художественную мастерскую, где мы украсим цветочно- растительным орнаментом калфак и тюбетейку.
Дети проходят к столам и выполняют аппликацию из готовых элементов под татарскую мелодию.
Воспитатель: Ребята, молодцы, какие красивые получились поделки. Все очень постарались, у всех работы получились разные и интересные.
Воспитатель: (берет в руки куклу Алсу). Ребята, Алсу благодарит нас за то, что мы приехали к ней в гости. На прощание предлагает поиграть в татарскую национальную игру «Тюбетейка».
Дети под быструю татарскую мелодию одевают на голову тюбетейку и передают ее следующему. На ком музыка остановится - выполняет задание.
Воспитатель: Ребятки, нам пора возвращаться домой. Давайте поблагодарим Алсу за интересный рассказ, за веселые игры и попрощаемся с ней. До свидания! Саубул. (Дети прощаются).
Воспитатель: Что бы вернуться домой надо произнести «волшебные слова» :
Раз, два, три, четыре, пять
Мы хотим домой попасть.
Влево, вправо повернись
И в детсаде очутись.
Дети произносят слова.
Воспитатель: Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).