ЕЛЕНА ГЕТЬМАН
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Зимующие птицы»выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год. Принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения о оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими чудесными, звонкими песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи. И мы, педагоги, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни. Поэтому необходимо уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, развивать интерес к их образу жизни. Организация НОД, бесед, наблюдений за птицами, чтение рассказов, просмотр мультфильмов, слайдовых презентаций о них, разучивание стихотворений, игр, загадок, позволит привлечь внимание дошкольников к данной теме, расширить и систематизировать их знания.
Публикация «Краткосрочный познавательно-исследовательский проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Они несомненно, откроют для себя много нового и интересного и вместе с тем проникнуться любовью к миру птиц, чувством щадящего, оберегающего от ответственного отношения к ним. Таким образом, задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен- человек птицам или птицы человеку? Но выживает ли человек, если на Земле не останется птиц». Э. Н. Голованова.
Срок реализации проекта: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Участники проекта: дети средней, старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: краткосрочный.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Актуальность: В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время - это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые - развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель проекта: - расширять и обобщать представления детей о зимующих птицах (особенности внешнего вида, место обитания, пища) через организацию познавательной и продуктивной деятельности; - формировать у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека в природе.
Задачи проекта: - расширять знание детей о жизни птиц зимой, об их
внешним виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.
- формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ с опорой на схему, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.
- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах.
-уметь оказывать необходимую посильную помощь зимующим птицам, помощь, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса, изготовить кормушки, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.
Ожидаемые результаты:
Для детей- расширится кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
-У них формировать любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки.
Для родителей : повысится активность родителей в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Для педагогов: развивающая среда группы пополнится: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
План мероприятий по реализации проекта:
I этап – подготовительный
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап - основной (практический)
• Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах. Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т. д.).сравнение
• Совместно с детьми подобрать корм, развивать словарный запас.
• Выучить стихотворение о зимующих птицах.
• Подобрать загадки о зимующих птицах.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
• Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.
• Предложить родителям изготовить совместно с ребенком кормушку.
III этап- заключительный
- Подведение итогов проекта.
-Оформление результата проекта в виде презентации.
-Организация и участие родителей в мероприятии «Кормушка для птиц»
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».
Н/и «Разрезные картинки». «Лабиринт «Зимующие птицы».
Сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор».
Театрализация:
«Где обедал воробей».
Подвижные игры
«Совушка».
«Воробушки и автомобиль».
«Воробушки икот».
«Перелет птиц»
Познавательная деятельность Формирование целостной картины мира:
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: формирование знаний у детей о зимующих птицах, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие, воспитание заботливого отношения к птицам.
ФЭМП:
Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Цель: обучение порядковому и количественному счету в пределах 10, закрепление знаний о последовательности дней недели.
Рисование
- учить детей рисовать птичку, передавая в рисунке форму тела (овальная, частей, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками, кистью.
Аппликация
- учить передавать несложную композицию, составлять целый образ из деталей.
Лепка:
-Цель: лепить птицу скульптурным способом.
Подвижные игры:
- развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умение действовать по сигналу, в координации движений и речи.
Беседы:
«Как живут наши пернатые друзья зимой». «Кто заботится о птицах».
«Пользу или вред приносят птицы?». «Меню птиц».
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Развитие речи
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона».
Сухомлинского «О чем плачет синичка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".
Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Работа с родителями:
Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц. Участие родителей в мероприятии «Кормушка для птиц»
Не дадим птичкам замерзнуть!
Чтобы птицы пели летом, надо накормить их зимой!
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — И не страшна
Будет им зима.
А. Яшин