Елена Ербаева
Познавательно-исследовательская деятельность через проект «Огород на подоконнике» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ознавательно-исследовательская деятельность для детей 3-4 лет включает в себя непосредственно познавательно-исследовательскую деятельность, сенсорное развитие и дидактические игры.
Познавательно-исследовательская деятельность предполагает включение детей в совместные с взрослыми практические действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта. Предполагает выполнение действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность через проект „Огород на подоконнике“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Огород. Конспекты занятий
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В связи с этим был взят педагогический проект познавательно-исследовательского характера «Огород на подоконнике».
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о выращивании растений и необходимых условиях для их роста. Интерес к познавательно – исследовательской деятельности недостаточно сформирован, нет практических навыков.
Актуальность проекта : Проект ориентирован на формирование у детей навыка познавательно исследовательской деятельности. «Огород на подоконнике» - это возможность живого общения детей с растительным миром.
По календарю зима, а в группе, на подоконнике уже весна. Совместными усилиями организуется мини - огород, доставляющий радость всем: детям, воспитателям, родителям и гостям группы.
Родители нашей группы оказали помощь в приобретении посадочного материала и инвентаря (контейнеры, пластиковые стаканчики, для родителей была проведена консультация на тему «Огород на подоконнике».
Как для педагога по этому проекту я выдвинула несколько:
- овладеть методом «проектов», как технологией и как деятельностью по самоорганизации;
- сформировать предметно-пространственную среду для проекта;
- пополнить центры деятельности материалом на тему проекта (помогающие детям добыть знания).
Предметно-практическая среда: грунт, дренаж, лейки, лопатки, фартуки с нарукавниками, марлечка, схемы посадки, алгоритмы, дневник наблюдений.
Цель педагогического проекта : Формирование у детей навыка к познавательно-исследовательской деятельности в процессе выращивания растений в комнатных условиях.
Задачи:
Обучающие:
- расширять представления об особенностях строения растений и условиях их роста;
- систематизировать знания о значении воды, света, тепла в жизни растений.
Развивающие:
- развивать творческие способности, поисковую деятельность, познавательную активность, устойчивое внимание, наглядно-действенное мышление, мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие, ответственность, экологическую культуру.
Планируемый результат:
- сформированы представления о выращивании растений, правила ухода за ними, уважительное отношение к труду;
- имеют представления о том, что для роста и развития растениям необходим солнечный свет, тепло, вода, своевременный уход;
- проявляют стремление быть полезными и добиваться результата своей деятельности.
Конечный результат: Создание мини огорода на подоконнике в группе.
Как любой педагогический проект имеет несколько этапов реализации:
I. Подготовительный – 1 неделя
- сбор информации, составление плана по организации деятельности;
- приобретение посадочного и семенного материала, инвентаря;
- творческое оформление мини – огорода в стиле маленького сельского дворика, где живут бабушка «Аука» и дедушка «Ау». Они выращивают овощи, зелень, цветы, разводят живность. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, с орудием труда, наблюдают за ростом растений;
- пополнение центров активности дополнительным материалом (иллюстрационный материал, сказки, загадки, пословицы, рассказы, раскраски, трафареты, образцы).
II. Основной – 6 недель
- исследование посадочного материала: лук, фасоль, горох, пшено,. Семян: петрушка, укроп, огурцы, помидоры, цветы;
- поочередно вместе с детьми высаживаем семена, фиксируем дату посадки;
- наблюдаем за всходом и ростом растений;
- проводим исследовательскую деятельность : посадка лука в грунт и воду;
- экспериментируем: посадка сухих и проросших семян;
- устанавливаем связь: растение – земля, растение – вода, растение – человек.
III. Заключительный – 2 недели
- анализируем и обобщаем, подводим результаты, полученные в процессе познавательно – исследовательской деятельности – это составление фотоотчета.
Итог проекта :
- в процессе реализации проекта дети сравнивали, анализировали, делали выводы;
- сформирован навык опытно-исследовательской деятельности;
- углубились знания о пользе витаминов, содержащихся в растениях, для здоровья человека;
- собрали урожай (лука, петрушки, укропа) и с удовольствием это все поедали.
Непосредственно – образовательная деятельность.
Познавательно- исследовательская деятельность :
- беседы: «Всё начинается с семечка», «Растения вокруг нас», «Лагоритм роста растений», «У бабушки на огороде».
- Опыт: «Посадка лука в грунт и воду», «Посадка семян овощей и цветов (проросших и сухих)», «Угадай на вкус, что выросло у нас»;
- Дидактические игры: «Корзинка», «Где что растет?», «Четвертый лишний», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «От какого овоща часть?».
Изобразительная деятельность :
- рисование: с натуры «Лучок», «Цветы»;
- лепка: «Большие и маленькие морковки»;
- аппликация: «Цветы для мамы».
- игра – драматизация сказки «Репка».
Двигательная:
- подвижные игры: «Соберём урожай», «Есть у нас город».