Майя Гынга
Конспект ООД в подготовительной группе «Овладение речью как средством общения и культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
подготовительной к школе группы
Тема: «Овладение речью как средством общения и культуры»
Выполнила:
Гынга М. Т.
Вос-ль гр. № 11
МБДОУ № 25 «Аленушка»
2014-2015 уч. год
Цель и задачи:
1) усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Овладение речью как средством общения и культуры“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2) развитие всех компонентов устной речи детей, формирование способности высказывать свои суждения и отстаивать точку зрения, обогащение обществоведческого словаря воспитанников;
3) воспитание интереса к национальной культуре, формирование эстетического вкуса, стимулирование творческих проявлений детей во всех видах музыкально-художественной деятельности.
При разработке данного конспекта автор руководствовался следующими педагогическими принципами:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип доступности, последовательности и систематичности излагаемого учебного материала;
- принцип педагогической поддержки воспитанников в поиске адекватного решения проблемных ситуаций;
- принцип критериального отбора музыкальных и литературных произведений, видеоматериалов, интернет ресурсов;
- принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе музыкально-художественной деятельности (свобода реакций и высказываний ребенка, совместное высказывание оценок и суждений педагога и ребенка на основе равноправных, партнерских отношений) .
Средства реализации : :
- мультимедийный комплекс;
- музыкальный центр с usb-входом;
- флеш-карта с музыкальным и видео материалами;
- театральная ширма;
- мини-декорации, атрибуты и элементы костюмов для инсценирования;
- воздушный шар в форме сердца;
- гусиное перо для письма (выполнено мастером-профессионалом, возглавляющим кружок декоративно-прикладного искусства, родителем одного из воспитанников) .
Предварительная работа:
- чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;
- восприятие и анализ музыкальной темы «Царевна Лебедь» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»;
- инсценирование стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» (индивидуальная работа педагога с детьми) ;
- просмотр мультфильма «День рожденья ослика Иа»;
- разучивание «Песенки о слове», ритмопластики «Песенка о разных языках», «Дошкольного вальса».
Ход:
Дети под музыку входят в зал, останавливаются у центральной стены. Звучит музыкальная распевка. Музыкальный руководитель (далее – М. Р.) и дети приветствуют друг друга.
М. Р. : Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное гусиное перо. Очевидно, что эта удивительная находка сулит встречу с чем-то непознанным, неизведанным. Приглашаю вас в музыкальное путешествие, а путь нам укажет это гусиное перо. Возьмите друг друга за руки, ведь главное в пути – надежная поддержка друга.
(Далее дети двигаются танцевальным шагом змейкой, влево и вправо по кругу, сужая и расширяя круг, по траектории «улитки» и т. д. В процессе выполнения упражнения на ориентирование в пространстве дети перемещаются в следующую зону музыкального зала, где расположены стулья и мультимедийный комплекс. М. Р. предлагает детям присесть.)
М. Р. : Ребята, слышите? Нас встречает очень красивая и очень знакомая мелодия. Если вы правильно назовете это произведение, то музыкальный образ появится на экране.
Дети: Музыкальное произведение называется «Царевна Лебедь».
На экране проектора появляется картина «Царевна Лебедь» М. Врубеля.
М. Р. : Вы совершенно правы. Это музыкальная тема «Царевна Лебедь» из оперы, которую написал русский композитор. Если вы верно назовете имя композитора, то его портрет тоже появится на экране.
Дети: Оперу написал композитор Н. А. Римский-Корсаков.
На экране – портрет Н. А. Римского-Корсакова кисти художника В. А. Серова.
М. Р. : Взгляните, как одухотворено лицо Н. А. Римского-Корсакова. Его можно назвать композитором-сказочником, потому что многие из его опер написаны на сказочный сюжет. Вот и «Царевна Лебедь» является одной из главных героинь замечательной сказки выдающегося русского поэта. Назовите сказку и ее автора.
Дети: «Сказка о царе Салтане». Автор А. С. Пушкин.
На экране появляется портрет А. С. Пушкина кисти художника Ю. В. Иванова.
М. Р. : Вы, наверное, не узнали Александра Сергеевича Пушкина. Он изображен совсем юным, в годы учебы в лицее. Обратите внимание на то, что он держит в руке. (Ответы детей) .
М. Р. : Действительно, он держит в руке гусиное перышко. Оказывается, в эпоху великого поэта гусиные перья служили для письма. Их заостряли особым способом, затем обмакивали в чернила и выводили буквы и слова. Именно таким пером были написаны все произведения поэта, в том числе и «Сказка о царе Салтане». Предлагаю вернуться к предыдущему слайду, более пристально рассмотреть картину «Царевна Лебедь» и попытаться описать ее словами А. С. Пушкина. Я начну, а вы продолжайте. «А сама-то величава…».
(Дети продолжают. Один из детей произносит ключевую фразу: «Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит».)
М. Р. : По мнению А. С. Пушкина, одним из главных достоинств человека является его способность красиво говорить, обладание выразительной речью. А как вы думаете, для чего человеку нужна речь?
(М. Р. применяет игровой прием: предлагает детям, желающим участвовать в дискуссии, брать в руки микрофон для создания имиджа взрослого человека, участвующего в ток-шоу. Педагог стимулирует и поощряет суждения детей, выступает равноправным партнером в диалоге с детьми. Резюме педагога: речь – средство общения и культуры.)
М. Р. : Еще один ответ на заданный мной вопрос – необычный, музыкальный. Это «Песенка о слове». Предлагаю исполнить песню с солистами.
Исполняется «Песенка о слове» (сл. и муз. О. Труфановой) .
М. Р. : Речь дана только человеку. Он произносит тысячи разных слов, но есть среди них самые нужные, самые важные, самые главные – слова приветствия, прощения, внимания, милосердия, благодарности и любви. Приглашаю вас в театр, чтобы вы могли узнать о том, что может случиться, если такие слова забывают.
Дети перемещаются в следующую зону зала. Проводится чтение стихотворения Эммы Мошковской «Вежливое слово». Дети во время чтения стихотворения смотрят слайды презентации стихзотворения. Слово от автора читает воспитатель.
Э. Мошковская. «Вежливое слово».
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже ежик пожилой
Притащился чуть живой.
Подходите,
Ежик, ежик!
Вам билет в каком ряду?
Мне поближе:
Плохо вижу.
Вот Спасибо! Ну, пойду.
Говорит Овечка:
- Мне - одно местечко!
Вот мое. Благодарю -
Доброе словечко.
Утка: - Кряк! Целый ряд.
Для меня и для ребят!
И достала Утка
Доброе Утро.
А Олень - Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот мое - Пожалуйста!
И вдруг, отпихнув,
Старух, стариков
Петухов, Барсуков:
Вдруг ворвался
Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы.
Стукнул Зайца пожилого:
- Касса, выдай мне билет
- Ваше вежливое слово?
- У меня такого нет.
Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
- Мне - билет!
- Нет и нет.
- Мне билет!
- Нет и нет.
Не стучите - мой ответ
Не рычите - мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушел он со слезами,
И пришел к мохнатой маме.
Мама шлепнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то:
Развернула, и встряхнула,
И чихнула, и вздохнула:
- Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
Изволь! Позволь!
Их давно уж съела моль!
Но Пожалуйста, Прости,
Я могла бы их спасти!
Бедное Пожалуйста,
Что от него осталось-то?
Это слово золотое
Это слово залатаю!
Живо-живо положила
Две заплатки. Все в порядке!
Раз-два! Все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
До Свиданья, До скаканья
И еще До кувырканья,
Уважаю очень Вас
И десяток про запас.
- На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!
Театр открывается!
К началу все готово
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:
- До Свиданья! Здрасте!
Доброй ночи! И Рассвета!
Замечательной зари!
И кассир дает билеты -
Не один, а целых три!
С Новым годом!
С Новосельем!
Разрешите Вас обнять!
И кассир дает билеты -
Не один, а целых пять.
Поздравляю с Днем
Рожденья!
Приглашаю Вас к себе!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
- Благодарен! - Извиняюсь!
- Славный парень!
- Я стараюсь!
- Вот какая умница!
Вот идет Медведица,
И она волнуется,
И от счастья светится!
-Здравствуйте, Медведица!
Знаете Медведица,
Славный мишка, ваш сынишка,
Даже нам не верится!
- Почему не верится?
Говорит Медведица, -
- Мой сыночек-молодец!
- До Свидания! Конец!
Беседа по стихотворению:
В: У нас есть замечательная возможность освоить язык добра. Приглашайте друг друга танцевать.
В качестве динамической паузы проводится ритмопластика, танцевальная композиция под «Песенку о разных языках».
В: Добрые слова, которые сопровождаются добрыми делами, могут сделать счастливыми тех, кто рядом, тех, кто особенно нуждается в нашей любви и заботе. Приглашаю вас заглянуть на день рождения к ослику Иа. (Дети смотрят трехминутный эпизод из мультфильма «День рождения ослика Иа», в котором Пятачок, Винни-Пух и Сова поздравляют именинника с днем рождения и дарят ему подарки) .
В : Ребята, как вы думаете, что позволило грустному и отчаявшемуся ослику Иа стать жизнерадостным и оптимистичным? (Суждения детей) .
В: Совершенно не обязательно ждать, когда наступит день рождения или другой праздник, чтобы подарить друг другу добрые слова. Сказанные от всей души, они уместны в любое время и в любой обстановке. Предлагаю поиграть в игру «Комплименты». У меня в руках воздушный шарик в форме сердечка. Мы будем говорить друг другу комплименты и передавать воздушный шарик, словно дарить частицу своего сердца. Вы согласны? Давайте попробуем. (В. передает воздушный шарик воспитателю со словами: «Людмила Викторовна, Вы замечательный педагог». Затем получает его: «Благодарю, Майя Тамазовна, с Вами приятно работать». В игру включаются дети. Педагоги следят, чтобы в игре приняли участие все дети) .
Анализ деятельности детей
В. : Наша встреча подошла к завершению, но путешествие гусиного перышка не заканчивается. Оно отправится прямо к вам в групповую комнату. Вас ждут замечательные эксперименты с гусиным пером и чернилами. Я уверена, что вы сможете, как когда-то Александр Сергеевич Пушкин, написать на листе бумаги добрые слова и подарить их миру. А вечером мы с вами попробуем изобразить добрые слова в рисунках, согласны?