Ирина Ивановна Детынченко
Конспект. Обучение пересказыванию в старшей группе по сказке К. Ушинского «Умей обождать»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Совершенствовать монологическую речь; развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшое литературное произведение без помощи вопросов воспитателя.
Учить поддерживать живую непринужденную беседу; продолжать использовать в речи простые предложения авторского текста; отрабатывать интонационную выразительность речи.
Расширять и уточнять знания об окружающем, активизировать словарь детей; воспитывать желание пересказывать художественное произведение.
Публикация «Конспект, Обучение пересказыванию в старшей группе по сказке К, Ушинского „Умей обождать“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Методы и приемы:
Вопросы, подсказ слов, предложений; указания; объяснение; отраженный пересказ; поощрение, оценка, побуждение к действию; игра на воображение; пересказ от первого лица; игровой, сюрпризный момент.
Словарная работа:
Клевать, зелехонькая, лихорадка, выздоровел, колотиться, прописал горького лекарства, ледком покрылась, проломился, разогрелся, вспотел.
Материал и оборудование:
Книга с текстом, иллюстрации к произведению.
Ход.
В. – Ребята, я хочу предложить вам отправиться с вами в одно место, а вот в какое, вы отгадаете сами, когда я прочту стихотворение:
Дом наш тут, двор наш тут,
Сена здесь не жуют, только зернышки клюют.
Здесь живут и ты и он,
Не живет лишь только слон.
В. – Какой чудесный птичий двор, дома, как у хороших заботливых хозяев, здесь живут самые разные домашние птицы. Посмотрите, кого вы видите на этом птичьем дворе?
Д. – Уток, гусей, индюков, цыплят и т. д.
А каких домашних птиц не видно?
Д. – Петушка и курочку.
В. – Ай, да зоркие глаза у вас, все заметили. Может они где-то спрятались? А ну-ка посмотрим (ищем, находим курочку).
Ребята, мне кажется, неспроста курочка спряталась, забилась под кустик. Обратите внимание, какая она грустная, у нее видно случилось что-то, а вот петушка мы так и не нашли, пропал петушок. Я знаю, как это произошло, а вы хотите узнать?
Усаживайтесь поудобнее на стульчики и слушайте. Дело в том, что осталась курочка одна без своего братца Пети. Непослушный он был, все торопился. И вот об этом рассказывается в сказке «Умей обождать», которую мы прочтем, и попробуем пересказать, чтобы вы могли рассказать другим ребятам и взрослым. При прослушивании будьте очень внимательны. Это русская народная сказка называется «Умей обождать».
(Читаю первую часть сказки).
В. - Вот вы прослушали первую часть сказки, а теперь попробуйте пересказать.
О ком эта сказка?
Что сделал петушок?
О чем предупреждала его курочка?
Что случилось с Петей?
Как лечила его курочка?
При пересказе вам будет помогать вот эта картинка
(выставляю картинку, выслушиваю несколько рассказов, даю поощрительные призы).
В. – Но Петя был непоседливый, и вот что произошло с ним дальше.
(Читаю вторую часть).
Прослушав, расскажите;
Что сделал петушок после выздоровления?
Почему курочка не разрешила Пете пить холодную воду?
Что случилось с петушком?
Кого позвала курочка на помощь?
(Выставляю картинку и выслушиваю несколько рассказов : анализ с поощрением).
В. – Но и после этой болезни не успокоился петушок, а вот что случилось дальше: (читаю третью часть, выставляю картинку).
В. – Ох, как тяжело было курочке. Давайте попробуем представить себя на месте курочки и будто бы она рассказывает о том, что произошло.
(пересказы детей, анализ с поощрением).
В. – Как жаль, что так случилось, а причина все в том, что непослушный был Петя, не умел обождать. Ваши рассказы были так хороши, что заслушались и гуси с птичьего двора, да и мы засиделись, надо немного размяться:
Наше поле опустело,
Опустел и лес и сад,
Гуси серые летят.
Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели,
Походили, поклевали,
И на месте зашагали.
В. – Очень хорошо. Вот мы из сказки узнали о том, что случается с теми, кто не умеет обождать, кто не слушается старших советов, и что все может закончиться плохим концом. А какие пословицы можно подобрать к этой сказке?
Д. – Поспешишь – людей насмешишь.
Ретивая лошадка недолго живет.
Не клади пальцы волку в рот.
Не играй кошка с углем – лапку обожжешь.
В. – Молодцы, правильно. Я тоже приготовила для вас новую пословицу:
«Кто торопиться, тот весь век колотиться». Объясните, как вы понимаете эту пословицу?
(Ответы, рассуждения детей).
В. – Вот и петушок все торопился и все с ним какие-либо неприятности происходили. Ребята, но я думаю, чтобы курочка не грустила, мы познакомим ее с другим петушком, который будет ей другом.
В. – И вот повеселел птичий двор, и курочка уже не прячется и есть теперь петушок на птичьем дворе, весело стало.
В. – А давайте и вы превратитесь в какую-нибудь домашнюю птицу и под музыку будете изображать, а потом расскажете, кем же вы были.
(Дети изображают, а затем рассказывают).
В. – Очень хорошо вы изображали домашних птиц, особенно важным был гусем Сережа, а курочкой-хохлаткой-Света. (Поощрение детей).
В. – сегодня вы хорошо пересказывали сказку, за что получили в благодарность фотографии курочки, использовали слова и даже выражения из этой сказки. Правильно подбирали пословицы, никто не ошибся. Помогли разобрать новую, предложенную мной пословицу и я думаю, что вы запомните ее.
А нам пора идти уже на прогулку, где ждут нас другие ребята, которым мы расскажем, что случилось с петушком, который все торопился и не умел обождать, и как мы познакомили курочку с новым другом-петушком.