Анастасия Рыбникова
Конспект образовательной ситуации в средней группе «Секрет сосновой шишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему
«Секрет сосновой шишки»
Образовательные технологии : личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая, исследования, информационно-коммуникативная
Цель: познакомить детей с изменением формы предметов за счёт влияния воды; развивать наблюдательность, смекалку. Развивать творческое воображение.
Материал для каждого ребё нка: две сосновые шишки, ванночка с водой;
Публикация «Конспект образовательной ситуации в средней группе „Секрет сосновой шишки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Шишки. Поделки из шишек, занятия, игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Предварительная работа: Рассматривание на прогулке сосновых шишек. За сутки опустить шишку в ванночку с водой.
Ход образовательной ситуации:
1. Организационный момент: Как же я рада вас видеть, маленькие друзья. Меня зовут. а как зовут вас- я увидела.
(Воспитатель настраивает детей на начало ОД, использование личностно-ориентированной технологии и здоровьесберегающей (психогимнастика)
Воспитатель: Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу и нашим гостям, скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки (здоровается за руку с каждым- здравствуй, Вика. Здравствуйте гости).
- Правда стало теплее? Тебе тепло, Ариша? А тебе, Саша? Классно!
Воспитатель:Скажите, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети:Солнышко!
Воспитатель: Здорово! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вперёд, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть детьми хорошими
Ты нас научи
2. Постановка исследовательской задачи.
Сюрпризный момент: Коробка с шишками. Использование ИКТ
Воспитатель: Спасибо, друзья. Сегодня, когда я шла к вам, по дороге встретила рыжего, пушистого зверька, который ловко прыгал по деревьям. Как вы думаете, кто это?
- Да, это была белка (слайд 1) и пока мы шли, она рассказала мне полезную информацию про своё любимое дерево сосну. Я её подготовила для вас. Посмотрите и послушайте.
(включает презентацию «Сосна - высокое дерево (слайд 2). Растет сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена (слайд 3). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек (слайд 4). Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Семена сосны едят, белки, дятлы, мыши (слайд 5); корой питаются жуки-короеды (слайд 6); древесиной – жуки-усачи, жуки точильщики» (слайд 7).
3. Постановка цели, игровая ситуация.
Воспитатель: Вот сколько интересной информации мы узнали от белочки. Скажем ей спасибо. А ещё она передала необычную коробку и попросила нас исследовать предмет который лежит в ней. Готовы узнать что это за предмет?
Дети: Да!
(предлагает ребёнку опустить руки в коробку)
Воспитатель: Скажи, предмет какой по форме? (круглый)
– Какой на ощупь? (шершавый)
– Имеет запах? (нет или пахнет деревом)
– Кто догадался, что это? (шишка)
– Где растёт шишка? (на дереве, на сосне)
– Значит это сосновая шишка. Повтори, Арина.
– Хотите узнать, почему она раскрылась (проверить?
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
Вправо, влево повернись
Вокруг себя покружись
В лаборатории окажись (технология исследовательской деятельности).
Воспитатель: Проходите в лабораторию, надевайте скорее колпаки. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
- Возьмите исследуемый предмет в руки и рассмотрите внимательно. Что это?
Дети: Сосновая шишка.
Воспитатель: Сосновая шишка. Размести, Даша, наш ответ на «доске открытий» (ребёнок выставляет изображение шишки на доске).
- Возьмите в руку шишку. Сосновая шишка лёгкая или тяжёлая? (лёгкая)
- Как ты думаешь. ?
- Почему она стала такой (созрела).
- Она созрела. Раскрылись чешуйки и семена вылетели и это наше второе открытие. Обозначь, Дима, его на доске (ребёнок выставляет изображение шишки с вылетевшим семечком на доске).
- Попробуйте согнуть чешуйку. Получается? (нет)
- Почему не сгибаются? (они высохли и стали твёрдыми)
- Опустите шишку в воду, что происходит? (плавает, не тонет)
- Шишка плавает на поверхности. Потому что легче воды. Это наше третье открытие. Обозначь, Оля, его на доске (ребёнок выставляет изображение шишки плавающей в тазу).
- Возьмите в руки шишку которая прикрыта салфеткой, какая она? (мокрая, тяжёлая)
- Опустите в воду эту шишку, что произошло? (утонула, опустилась на дно)
- Почему шишка опустилась на дно. ?
- Она тяжёлая потому что была пропитана водой. И это будет ваше новое открытие. Давайте его отметим на доске.
4. Фиксирование результатов эксперимента.
-Мы выяснили, что созревшая шишка легкая, жесткая- не тонет в воде.
Шишка, погружённая в воду, поглащает её. Становится тяжёлой и опускается на дно. Снимайте свои колпаки.
- Вправо, влево повернись
Вокруг себя покружись
В музыкальном зале окажись (использование здоровьесберегающей технологии -физминутка «Белка») :
Белка шишку сорвала (Хлопаем в ладоши);
В ней орешки не нашла (Руки накрест)
Лежит шишка под сосной (присесть)
Очень скучно ей одной (Руки в стороны, махи руками)
Возьми её и поиграй. (Руки на пояс, наклоны)
Много нового узнай (Руки опущены)
Дети садятся на ковер. Дидактическое упражнение «Один-много»
Воспитатель: Давайте поиграем в слова. К предложенным словам добавьте слово «много» и назовите заданное слово во множественном числе:
Сосна – много чего сосен.
Шишка – много шишек.
Ветка – много веток.
Дерево – много деревьев.
Воспитатель: Замечательно, друзья. Посмотрите, а вот и наша белочка. Какое у неё настроение? (радостное, весёлое, улыбчивое) (слайд 8).
-Как вы думаете, почему? (мы исследовали сосновую шишку и узнали много полезной информации).
- Спасибо тебе,. , за старание. (жмёт руку)
-Тебе,. , за улыбку (жмёт руку)
. - за помощь в опытах (жмёт руку)
--- за тепло, которое ты дарила нам всем.
-Ну, а мне пора прощаться.
В путь дорогу собираться.
Вы шишками играйте,
Про меня не забывайте!
А я вас не забуду.
До свидания!