Ирина Иванова
Проект «Секрет матрёшки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад «Ромашка»
Проект «Секрет матрешки»
Для детей второй младшей группы №2
Воспитатель: Иванова И. Б.
Г. Урень
«Детство - каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект „Секрет матрёшки“ в средней группе» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Изучив наследие педагогов-классиков (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Вернадский) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.
Использование данного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта :
• педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
• родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
• дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Вид проекта : групповой, семейный.
Тип проекта : творческий, информационно- исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный
Срок проведения: январь 2016.
Участники проекта : воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители.
Проблема:
Целенаправленное ознакомление детей с игрушкой Русская Матрешка – это одна из частей формирования у детей патриотизма, приобщение к русской народной культуре. Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект :
• Почему русская матрешка является символом России?
• Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?
• Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?
• Как появилась матрешка?
• Из чего можно изготовить матрешку?
• Для чего человек создает матрешку?
Актуальность реализации проекта :
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра : какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и её использования.
Цель:
• Формирование навыков планирования и проведения исследовательской деятельности;
• Знакомство с историей появления Матрёшки;
• Знакомство с различными видами Матрёшки (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская);
• Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной Матрёшки.
Задачи:
Познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла.
Дать знания о различных видах Матрёшки.
Развивать сенсорные навыки, творческую фантазию.
Дать представления о цветовой гармонии.
Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
Учить получать радость от узнавания нового.
Освоить некоторые классические художественные элементы.
содействовать развитию творческих способностей детей.
Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Этапы работы:
• Подготовительный:
- определение объектов изучения;
- подбор литературы,
-иллюстраций- приобретение материалов для изодеятельности.
• Исследовательский:
- ознакомление с историей матрешки;
- изучение художественных элементов;
- составление орнаментов.
• Заключительный:
-обобщение результатов работы;
- умение различать Семеновскую, Полохов- Майданскую, Сергиево- Посадскую матрешек.
- выставка «Красивый сарафан, платочек матрешки».
- Развлечение «Русская матрешка».
Ожидаемые результаты:
Приобретение детьми знания о Матрёшке, как о национальной игрушке. Повышение компетентности педагогов по приобщению детей к русской культуре. Приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Форма проведения:
1 Знакомство с народной игрушкой – матрешкой.
2 Дидактическая игра: «Разложи и собери матрешек вместе».
3 Подбор материала родителями «История возникновения и развития матрешечного дела.»
4 Матрешка – как символ семьи, материнства. Виды матрешек. Сюжетно – ролевая игра «Семья».
5 Изучения свойств дерева. Дидактическая игра: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь».
6 Заучивание пословиц: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнем не дружит», «Враг природы тот, кто леса не бережет».
7 Чтение и заучивание стихотворений о матрешке.
8 Игры с разными видами матрешек, сравнение.
9 Выставка рисунков «Украсим сарафан, платочек матрешке».
10 Разучивание танца «Мы веселые матрешки», песни «Матрешечка»
11 Развлечение «Русская матрешка».
Материал и оборудование: кукла-матрешка раскладная, презентации о происхождении матрешки, иллюстрированный материал с матрешками, книги о матрешках, мультфильм «Секрет матрешки», фильм «История русской матрешки» атрибуты к сюжетно- ролевым играм, записи детских песен, танцев, материал для дидактических игр, подбор демонстрационных картинок к стихам о матрешках.
Этапы:
1. Постановка проблемы.
Мы с ребятами очень любим придумывать различные игры и в них играть, но когда в группу принесла игрушку – матрешку. Показала детям и спросила: «Что они могут рассказать про эту игрушку?»Дети с удовольствием стали рассматривать матрешку и рассказывать каждый то, что он про матрешку знает. Ответы детей были самые разные, но почти всегда повторялись и тогда мы поняли, что очень мало знаем о матрешках. Мы решили побольше узнать о матрешке, об истории ее происхождения и изготовления.
2. Ввод в игровую ситуацию.
К нам в группу пришла матрешка, но она была грустна, потому что она была одна, ей было скучно, без подружек. Матрешка рассказала нам : «Все подружки разъехались по своим домам, они живут в разных местах и матрешка не знает их адресов, чтобы написать им письма». Она попросила нас узнать, где живут её подружки. Мы пообещали помочь нашей красавице Матрешке.
Мы рассказали родителям о нашем проекте, предложили им включиться в работу, помочь нам более детально рассмотреть интересующий нас вопрос. Заранее поблагодарили за сотрудничество и предложили свою помощь в случае необходимости. Порекомендовали чаще прислушиваться к мнению детей и помочь им реализовать их идеи и задумки.
Игровая деятельность.
• Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Цель:
Развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о матрешке как символе семьи.
• Дидактические игры: «Разложи и собери матрешек вместе», «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь».
Цель:
Учить детей играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре, развивать моторику пальцев рук, умение определять предметы на ощупь, закреплять знания о свойствах дерева.
Речевое развитие.
• Беседа «История возникновения и развития матрешечного дела.»
• Чтение и заучивание стихов о матрешке «Семеновская матрешка», «Полохов – Майданская матрешка», «Сергиево – Посадская матрешка».
• Загадывание загадок о матрешках.
• Чтение книг «Народные промыслы», «Малиновое чудо», «Мастера».
• Чтение пословиц и поговорок о любви к труду, к лесу.
Цель:
Формировать у детей понятие о различии матрешек, воспитывать любовь и уважение к народному промыслу, на примере из литературы и иллюстраций дать понять изготовление матрешек, учить внимательно, слушать, развивать речь и память.
Художественно – эстетическое развитие.
• Рисование «Украсим сарафан, платочек матрешке»
• Разучивание танца «Мы веселые матрешки», песни «Матрешечка»
• Лепка матрешек в красивом платке.
• Аппликация «Авторские матрешки»
Цель:
Развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
Учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки.
3. Обобщающий этап
• Выставка рисунков «Украсим сарафан, платочек матрешке»
• Проведение развлечения «Русская матрешка». Создать праздничную атмосферу, укреплять традиции. Презентовать проект, вынести Благодарность самым активным родителям за участие в организации и реализации проекта.
• Презентация проекта.
Конспект развлечения «Русская матрешка»
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
• Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
• Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Развивающие:
• Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
• Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
• Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.
Воспитательная:
• Воспитывать любовь к народному искусству.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций о матрешках.
• Чтение стихотворений о матрешках.
• Загадывание загадок об игрушках.
• Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.
• Изготовление книжки «Веселые матрешки».
• Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».
В группу входит Сказительница с сундучком.
Сказительница:
Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ.
Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть :
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинке,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрешка.
Сказительница: Правильно, матрешка.
Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.
Сказительница: Какая матрешка?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?
Дети: Из березы, липы.
Сказительница: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.
Сделали мастера заготовки и художникам отдали.
Расписали русские художники матрешку на славу : губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
Сказительница:
И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:
- «Люби дело – мастером будешь».
- «Дело мастера боится».
-«Всякий мастер сам себе дивиться».
Сказительница: Хочется вам поиграть с матрешкой?
Игра «Матрешки и мышки».
Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).
Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки. «прислушиваются»
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
Сказительница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.
1 матрешка- девочка :
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?
Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.
Сказительница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Звонкий бубен принесла.
2 матрешка- девочка
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Сказительница:
Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.
3 матрешка- девочка :
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.
Сказительница:
Ой, Матрешки, вы Матрешки -
Красные сапожки,
Аленький платочек,
Сарафан в цветочек.
На ноги вставайте,
Пляску начинайте
Танец «Матрешки»
Сказительница: Ребята, за то, что вы узнали много о матрёшках, я хочу вам их подарить.
Сказительница достает из сундучка пазлы с изображением матрёшек.
Сказительница: Всех матрешек перепутала. Помогите их собрать.
Дети собирают пазлы и рассказывают, какую матрешку собрали, почему она так называется, как расписана.
Сказительница: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Песенку споем о матрешке.
Песня «Русская матрешка»
Сказительница:
Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать матрешку.
(Звучит русская мелодия).
Сказительница: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились.
Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!