НАДЕЖДА КАЗАКОВА
Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Поможем Гульчечек»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной ситуации
в подготовительной к школе группе
«Поможем Гульчечек»
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
(Изобразительная деятельность. Рисование)
Воспитание эмоционально – личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного татарского орнамента;
Основной вид деятельности:
самостоятельная творческая декоративно – орнаментальная деятельность.
Публикация «Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе „Поможем Гульчечек“» размещена в разделах
Виды детской деятельности:
восприятие искусства народного татарского орнамента; самостоятельная творческая деятельность.
Форма проведения
:творческая мастерская, дети – дизайнеры – модельеры.
Интеграция содержания образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Задачи работы с детьми.
Продолжить знакомство детей с образцами татарского народного изобразительного творчества, характерными признаками национальной одежды, обуви, предметами быта (тюбетейки, сапожки-ичиги, фартук); вызвать у ребят интерес к искусству татарского народа, научить понимать и оценивать красоту татарских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления.
Формирование способности к созданию выразительного образа в декоративно – орнаментальной деятельности (в рисовании);
Совершенствовать умения детей выполнять в изобразительной деятельности узоры по мотивам растительного орнамента (мотив тюльпана, колокольчика, 5,4 лепестковой розетки, мотив веревочки, несложные изображения листьев).
Оборудование и художественный материал:
Презентация по ходу проведения образовательной ситуации;
иллюстрации с изображением детей в татарском национальном костюме;
дидактический материал для предварительного выкладывания элементов татарского растительного орнамента;
шаблоны (заготовки) узнаваемых предметов национальной одежды по числу детей;
акварель, гуашевые, маркеры, маркеры с блестками;восковые карандаши, масляная пастель, акварельные карандаши, кисточки разных размеров, стаканчики с водой, салфетки тканевые и бумажные.
Музыкальный ряд:
аудиозапись с татарскими мелодиями для фонового сопровождения изобразительной деятельности, веселая народная татарская музыка для заключительной части образовательной ситуации.
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми альбомов, иллюстраций с изображениями татарской национальной одежды, с национальными татарскими узорами и орнаментом; проведение дидактических игр «Укрась тюбетейку (фартук, ичиги) татарским орнаментом; проведение НОД по ОО «Познавательная деятельность» на тему «Наши соседи. Республика Татарстан»; НОД по ОО «Изобразительная деятельность», аппликация на тему «Укрась сапожок татарским узором», просмотр видеопрезентаций «Наши соседи», «Татарстан», «Мотив тюльпана в татарском орнаменте», просмотр и прослушивание татарских народных сказок и народной татарской музыки.
Ход образовательной ситуации:
Воспитатель в группе обращается к детям: Ребята, моя знакомая Гульчечек приехала из соседней республики к нам в гости. У нее к вам есть неотложное дело. Мне она ничего не сказала, но попросила, чтобы вы обязательно с ней встретились. Ребята, что вы на это скажете? (Ребята с охотой соглашаются и отправляются в ИЗОстудию, чтобы выслушать Гульчечек.
На пороге Изостудии их встречает девушка в татарском национальном костюме.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Гульчечек. Это я попросила вас о встрече.
Воспитатель: Здравствуй, Гульчечек.
Обращается к детям: Ребята, а вы догадались, в каком национальном костюме наша гостья? (Ответы и предположения детей).
- Правильно, а как вы догадались? (Дети перечисляют элементы татарского костюма, которые на гостье).
Воспитатель: Какое необычное и красивое у тебя имя. А что оно обозначает?
- В переводе с татарского мое имя обозначает «роза».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли увидеть на улице людей, одетых в нарядные национальные костюмы? Встречались ли вам люди в таком татарском, либо в чувашском национальном костюме на улицах?
- Да, действительно, в дни проведения в Чебоксарах праздников, творческих фестивалей на улицах города можно встретить участников праздничных мероприятий в национальных костюмах. А где еще вы могли увидеть людей в национальных костюмах? В театре, в Доме Культуры на концерте.
- Скажи нам, Гульчечек, откуда у тебя такой нарядный татарский костюм?
Гульчечек: Вы уже близки к правильному ответу. Я танцую в Ансамбле народного танца. Посмотрите на эти фотографии.
(На экране демонстрируются фото с выступлений Ансамбля народного танца на сцене).
Воспитатель: Какая красота. А что же привело тебя к ребятам?
Гульчечек: Ребята, коллектив у нас большой. Недавно к нам в ансамбль пришли новые артисты. (Показывает изображения мальчика и девушки в татарских костюмах). Это Рустем и Гульнара.
Воспитатель: Ребята, все ли в порядке с костюмами Рустема и Гульнары?
(Ребята замечают, что на элементах костюмов артистов на показанных изображениях отсутствует узорный орнамент.)
Гульчечек вздыхает: В том то и дело, что нам нужны новые костюмы. Я пришла к вам в надежде, что вы, как художники – модельеры – придумаете новые узоры, а мы сможем использовать ваши эскизы для украшения татарским орнаментом новых костюмов.
Воспитатель: Ну, что, ребята, согласны стать художниками – модельерами и помочь Гульчечек? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами уже знакомились с татарским орнаментом, составляли узоры для сапог – ичигов. Давайте, ребята, вспомним, какой основной вид татарского узора мы знаем.
- Татарский растительный орнамент.
- Ребята, а как вы думаете, почему его называем растительным?
- Да, татарские мастера используют в своих узорах хорошо знакомые образы цветков и листьев. Они так хотят передать красоту природы своего края. И красота эта передается в работе сочетанием фона и узоров.
- Давайте, ребята, вспомним, какие цвета для фона использовали народные умельцы?
- Желтый, синий, красный, зеленый, черный (тюбетейка, камзол, жилет).
- А узоры, каким цветом рисовали? (Использовали разноцветные цвета).
- А какие мотивы узоров мы знаем?
- Мотив тюльпана, колокольчика, розетки, мотив веревочки, листья.
Гульчечек: Как много вы знаете о татарском орнаменте! Думаю, вы придумаете необычайно красивые узоры для татарских костюмов.
Воспитатель: Все для работы в дизайнерских мастерских уже готово. Обратите внимание, что вы можете по желанию выбрать любую мастерскую. Как вы думаете, для какой части костюма будут расписывать узор в этой мастерской? (Указывает на стол, где стоит метка с изображением сапожек с татарским орнаментом.)
- Вы правы, в этой мастерской работают художники – модельеры, которые расписывают татарские сапожки – ичиги.
Гульчечек: Ребята, за работу! Я очень на вас надеюсь!
Воспитатель: Для работы вы можете выбирать материал, которым будете рисовать по желанию. Еще на столах у вас лежат журналы с модными новинками и с вариантами узоров. Можете посмотреть, но думаю, вы придумаете свой неповторимый орнамент.
Изобразительная деятельность детей в подгруппах:
1) Мастерская по украшению узорами сапожек;
2) Мастерская по украшению тюбетеек;
3) Мастерская по украшению фартуков.
По окончании все силуэтные изображения с нарисованным детьми татарским узором выкладываются на один из столов.
Гульчечек: Как я рада, что вы все справились и все ваши эскизы с татарским орнаментом я могу показать артистам нашего ансамбля. Уверена, все будут в восторге. А от меня вам небольшой подарок.
Гульчечекисполняет небольшой танец под веселую татарскую музыку, в танце приглашает детей присоединиться.
- Ребята, посмотрите, как все будет выглядеть, когда мы получим новые костюмы.
На экране небольшая презентация (6 слайдов) «Рустем приглашает на веселый праздник».
- Ребята, а на последнем слайде наша Нурия с угощением. А вы знаете, какое татарское лакомство на блюде? Да, это чак-чак.
Примите в благодарность от меня еще один сюрприз. (Показывает коробку с изображением казанского Кремля в виде книги.) Что это? (Дети высказывают мнение, что это книга про Татарстан).
Открывают «книгу», а там – чак-чак. Гульчечек желает детям вкусного чаепития,прощается.