Елена Дубинкина
Конспект образовательной ситуации по речевому развитию для детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Магазин игрушек»(составление короткого описательного рассказа по образцу, данному воспитателем с использованием опорных карточек-схем)
Задачи:
1. Продолжать учить составлять короткие описательные рассказы по образцу, данному воспитателем при помощи опорных схем.
2. Продолжать учить выделять характерные признаки при описании игрушек.
3. Развивать монологическую речь.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
4. Активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие признаки описываемых игрушек.
5. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные от существительных (резина-резиновый, суффиксальный способ образования существительных (сахар-сахарница).
6. Развивать внимание, аналитическую деятельность мозга, наблюдательность, сенсорику (зрительное, тактильное восприятие).
7. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, любознательность.
Методы и приемы:
Образец описательного рассказа, карточки-схемы, прием «продолжи предложение», игровая ситуация, сюрпризный момент, сравнение, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы, поощрение.
Материал:
Красивая коробка с набором игрушек: 2 мяча (резиновый и пластмассовый, 2 ленточки (различные по цвету и длине, 2 игрушки-обезьянки (резиновая и меховая, кукла Таня, витрина с набором игрушек, карточки-схемы.
Предварительная работа:
Знакомство с карточками-схемами при составлении описательных рассказов, отгадывание загадок о животных и игрушках, д/и «Накроем стол», д/и «Магазин посуды», д/и «Что из чего сделано», словесная игра «Сравни», «Отгадай -ка».
Ход занятия
(Дети сидят на стульчиках, полукругом.)
- Ребята, сегодня я пришла в детский сад и увидела вот эту красивую
коробку. Она тяжёлая, в ней что-то лежит. Давайте посмотрим (открывает
коробку). Ребята, здесь игрушки! Их много и они разные.
(Вынимает 2 мяча).
- Что это? (Мячи)
- Они разные или одинаковые? (Разные)
- Чем же они отличаются? (Цветом, один мячик зеленый, а другой-синий)
- А в чём ещё различие? (Один резиновый, другой-пластмассовый)
- Значит этот мячик сделан из резины-он резиновый, а этот из пластмассы-он пластмассовый.
- Для чего нужен мяч, как можно им играть? (Ловить, бросать, катать)
- Молодцы. Ребята, здесь ещё что-то есть. (Вынимает 2ленточки-длинную и короткую, разного цвета)
- Что это? (Ленточки)
- Ленточки разные или одинаковые? (Разные)
- Чем они отличаются? (Одна ленточка красная, другая-жёлтая).
- Правильно, а ещё чем-то они отличаются? (Одна длинная, другая короткая).
- Коробка легче не становится, здесь ещё что-то лежит! (Вынимает 2 кубика).
- Что это? (Кубики).
- А кубики разные или одинаковые. (Разные).
- Расскажите про кубики, чем они отличаются? (Один маленький, другой большой).
- Из какого материала сделан этот кубик? (Из пластмассы).
- Значит он какой? (Пластмассовый).
- А этот кубик из какого материала? (Из дерева, он деревянный).
- Как можно играть с кубиками?
(Строить постройки.)
- Ребята, здесь ещё что-то лежит! (Вынимает 2 обезьянки).
- Что это? (Обезьянки).
- Посмотрите, они очень похожи! Чем? (У них есть уши, хвостики, лапки, голова).
- А чем они отличаются? (Одна маленькая, другая большая).
- Правильно, может они ещё чем-то отличаются? (Одна из меха, другая из резины).
- Как можно с обезьянкой играть?
(В зоопарк, в цирк, катать в коляске).
-Вот какая необычная коробка сегодня к нам попала, сколько интересных слов мы сказали про вещи, которые лежали в ней! Ребята, вы слышите, кто-то стучит! (Подходим с детьми к двери, встречаем куклу).
- Сегодня день сюрпризов, ещё и гостья к нам пришла! Как тебя зовут?
- Меня зовут Таня. У меня сегодня День рождения и я хочу пригласить вас в гости.
- Ребята, когда приглашают в гости,
что нужно ответить?
(Спасибо, мы обязательно придём)
- На день рождения ходят с подарками.
Где мы возьмём подарки?
- Ребята, а давайте пойдём в магазин и купим подарки. Вставайте друг за другом и пойдём в магазин. (Идут за воспитателем).
- Динь - динь - динь - динь, открываем магазин
Заходите, заходите, покупайте что хотите!
Посмотрите, в магазине, все игрушки на витрине.
Все на полочках сидят, с нами поиграть хотят! (Садятся, кушу сажают на стул).
- Ребята, посмотрите, сколько разных игрушек в магазине. Вы будете покупателями, а я продавцом. Кто какую игрушку выберет для подарка, должны рассказать об этой игрушке, описать её. А рассказывать об игрушке вам помогут наши карточки-помощники. (Указывает на карточки). Сначала я выберу игрушку, я тоже пойду на день рождения и расскажу о ней. (Выбираю зайчика).
- Это зайчик. Он сшит из меха. Он пушистый, мягкий, белого цвета. У зайчика есть туловище, голова, лапы, короткий, маленький хвост. На голове длинные уши. На мордочке у зайчика есть 2 чёрных глаза, чёрный носик и красный рот. Зайчик весёлый, озорной. С ним можно играть в гости, угощать его, прыгать и скакать с ним.
(Во время рассказа показывает указкой на карточки-опоры). Понравился вам мой рассказ?
- Почему я пропустила эти 2 карточки?
- Что я сказала про уши? Про хвост?
- А закончила я свой рассказ о том, какой у зайчика характер, какое настроение и как Таня сможет с ним играть. Я посажу свой подарок рядом с Таней и поздравлю её с днём рождения. (Поздравляю Таню и сажаю зайку рядом).
- Кто хочет выбрать подарок? (Дети «покупают» игрушки; заслушиваются 3-4ответа).
- Вот какие хорошие подарки мы подарили Тане. Давайте споём ей
«Каравай»!
(Дети водят «Каравай». Потом стоят по кругу.)
- Ребята, Таня говорит вам «спасибо» и приглашает на день рождения. Она
просит помочь ей накрыть праздничный стол. Поможем Тане вспомнить, что
где должно лежать?
-Куда кладут хлеб? (В хлебницу). Сахар? (В сахарницу). Конфеты? (В конфетницу). - А ещё Таня хочет угостить вас салатом. Куда она его порежет? (В салатницу).
- А перед тем, как помогать, гости помоют руки. Куда мы положим мыло? (В мыльницу).
- Ну что ж, молодцы! Таня приглашает вас в игровую комнату, берите подарки. (Дети идут в игровую комнату, занятие переходит в сюжетно-ролевую игру).