Надежда Рыбалкина
Конспект образовательной организованной деятельности в средней группе «Счёт до пяти. Число и цифра 5»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Научить детей считать до 5, сформировать у них представление о числе и цифре 5, соотносить её с количеством;
2. Закрепить у детей умение преодолевать затруднение способом «спросить у того кто знает»;
3. Закрепить у детей умение выделять, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.
4Тренировать у детей мыслительные операции, развивать память, фантазию
Материалы к занятию:
Демонстрационный: картинки - медвежонок и бельчонок; изображение грибов и шишек; карточки с изображением 1, 2,3,4,5; карточки с цифрами от 1-7.
Публикация «Конспект образовательной организованной деятельности в средней группе „Счёт до пяти, Число и цифра 5“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
Раздаточный: по 5 кругов белого и коричневого цвета, карточки с цифрами от 1 до 7 на каждого ребёнка, карточки на которых наклеены круги в количестве от 1 до 5.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей в игровую деятельность.
Возле воспитателя собираются дети.
-Ребята, вы у меня очень добрые и гостеприимные. Вспомните, кто приходил к нам в прошлый раз на занятие?, зайчонок,лисёнок, бельчонок, медвежонок)
-Сколько всего гостей побывало у нас? (4)
-Бельчонок и медвежонок очень соскучились за нами, хотят снова встретиться с намипомочь им собрать грибы и шиши и сосчитать их.
Поможем?
А сможете?
- Но на чём нам добраться до полянки? Дети предлагают ответы:
Я сейчас вам загадаю загадку, и вы узнаете, на чём мы отправимся в путешествие.
…Я зашёл в зелёный дом
Но недолго пробыл в нём
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.
Вот на этой электричке мы отправимся в путешествие.
2. Актуализация знаний:
2.1. Игра» Билет на электричку».
Дидактические задачи:
1. Закрепить умение считать в пределах 4.
2. Актуализировать представления о числе 4 и о понятии столько же.
3. Развивать внимание, речь.
- Что нужно сделать, прежде чем сесть в электричку? (Купить билет)
-А вы знаете, как называется человек, который продаёт билеты (Кассир)
Дети подходят к столу – кассе, на котором находятся билеты-карточки с нарисованными на них предметами. На карточках нарисовано 4 предмета. Имеются так же карточки с 1 2,3, предметами.
Воспитатель говорит, что билетом на электричку будет служить карточка, на которой будет нарисовано 4 предмета.
Контролёр проверяет билеты около электрички.
Каждый ребёнок, заходя в электричку, говорит, сколько предметов, и в каком количестве нарисовано на билете.
-Уважаемый пассажир, на твоей карточке не 4 предмета, пересчитай их, пожалуйста (у кого не правильно пересчитывают). Вот мы и приехали на поляну.
2.2 Игра «Жуки»
Дидактические задачи: воспитывать бережное отношение к природе.
Дети встают со стульев и идут на «поляну». (Напоминают детям, что на поляне нельзя сорить, здесь всегда должна быть чистота.) Предлагаю протянуть руки к солнышку, улыбнуться ему, поиграть в игру «Жуки», полетать.
…Я весёлый майский жук
Я без дела не сижу
Над землёй кружу кружу
И жужжу,жужжу,жужжу.
3. Затруднение в игровой ситуации.
1. Создать мотивационную ситуацию для ведения числа 5, счёта до 5.
2. Тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение, развивать речь, мышление. Дети садятся за столы по 5 человек, на столе лежат квадраты белого и коричневого цвета по 5 на каждого ребёнка.
- Вот, наконец мы оказались на полянке. (Присядем на пенёчки). Показываю детям квадраты белого и коричневого цвета. Предлагаю рассмотреть изображения белых грибов и шишек.
-Белый круг так и напоминает мне белый гриб.
-Ну а коричневый круг заменит нам шишки.
- Медвежонок сорвал 4 гриба, дети отчитывают 4 белых круга и кладут перед собой.
- Бельчонок не отстал от друга и нашёл столько же шишек.
Дети под белыми кругами выкладывают коричневые.
- Сколько же шишек вы выложили (4)
Теперь у нас 4 белых гриба и 4 шишки, что можно о них сказать?
-(Их поровну)
-Медвежонок наклонился и сорвал ещё один белый гриб (Дети берут белый круг и кладут рядом с остальными)
- Как же нам узнать, сколько теперь грибов?
Дети считают, дотрагиваясь до грибов: 1,2,3,4,. После этого у некоторых возникает затруднение – как считать дальше.
- Ребята, почему мы не смогли сосчитать все грибы?
«Мы не умеем считать дальше»
4. Открытие нового знания:
4.1. Игра «Собираем белые грибы и шишки» (Продолжение)
Дидактические задачи:
1. Сформировать представление о числе 5 умение считать до 5, уравнивать и сравнивать группы, состоящие из 5 предметов.
2. Развивать логическое мышление, творческие способности.
-Ребята, что же нужно сделать, чтобы узнать количество грибов?
(Нам надо узнать, как считать дальше)
-Кто мне подскажет, какое число следует за числом 4.(Версии детей).
-Молодцы, ребята.
-Теперь ребята давайте все вместе посчитаем: один гриб,2,3,4,5.
-Если кто то из детей не ответит, можно актуализировать с ними способ действий ситуаций, когда надо что - то узнать – «Спросить у друга»
-Так вот ребята: при счёте после 4 идёт 5.
-Как же получилось 5 грибов? (Было 4 гриба, добавили ещё 1, получилось 5)
-Чего же теперь стало больше: грибов или шишек? (Больше шишек.)
-Как же нам сделать, что бы шишек и грибов было поровну? (Дети предлагают различные ответы)
-Вот теперь ребята вы добавили 1 шишку, и стало их 5. Вывод: 5 и 5 - поровну.
5. Затруднение в игровой ситуации:
5.1. Продолжение игры: «На полянку за грибами и шишками».
Дидактические задачи:
Сформировать под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимание его причины.
2. Создать ситуацию для ведения новой цифры 5.
-Воспитатель кладёт перед ребятами карточки с цифрой 5 по количеству детей и карточки с цифрами,1,2,3,4.
Воспитатель говорит, что наши зверюшки очень рады, что собрали одинаковое количество грибов и шишек.
Этим счастьем они хотят поделиться с другими зверятами, которые гуляют в лесу.
-Выберите медвежонку и бельчонку карточку, по которой друзья поймут, что вы собрали 5 грибов и 5 шишек.
-Возникает затруднение, многие не знают, как писать цифру 5.
-Почему вы не сумели выбрать карточку с нужной цифрой? (потому, что не знаем, как записывается число 5).
6. Преодоление затруднения:
6.1. Игра «На полянку по грибы и шишки» (окончание)
Дидактические задачи:
1. Познакомить детей с цифрой 5. Учить распознавать цифру 5 среди других цифр.
2. Формировать мыслительные операции, сравнение и обобщение, развивать речь.
-Что же сделать, если чего - то не знаешь и хочешь узнать? (Надо у кого то спросить)
После вопроса, воспитатель показывает карточку, на которой написана цифра 5 .
Вывод: Число 5 записывается с помощью цифры 5.
7. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Складываем урожай в коробки»
Дидактическая задача: закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов.
- Медвежонок и Бельчонок сложили грибы и ягоды в коробки. В кладовку надо отнести коробки, в которых 5 шишек и 5 грибов. Надо найти эти коробки. Хотите помочь зверушкам? Сможете?
Каждый ребёнок получает карточку, на которой написана цифра 5.
На столах лежат карточки, на которых наклеены кружочки в количестве от 1 до 5, причем карточек с пятью кружками столько же, сколько и детей. Дети должны подойти к столам и найти карточки с тем количеством кружков, которое показывает находящаяся в их руках цифра – цифра 5.
8. Итог занятия:
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
-Где вы сегодня побывали и что интересного сделали?
Воспитатель хвалит детей за то, что они научились считать до 5 и узнали, как записывается это число.