Елена Жалыбина
Конспект образовательной игровой ситуации с элементами ФЭМП в старшей группе «Легкий — тяжелый»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления дошкольников о понятиях «тяжелее – легче» на основе непосредственного сравнения предметов.
Образовательные задачи :
формировать представление о весе предметов и способах его измерения;
закреплять умение понимать соотношение рядом стоящих чисел.
Развивающие задачи:
развивать познавательные интересы, логическое мышление дошкольников;
способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
Публикация «Конспект образовательной игровой ситуации с элементами ФЭМП в старшей группе „Легкий — тяжелый“» размещена в разделах
- Вес, взвешивание, легкий - тяжелый
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
развивать у детей умение решать проблемные ситуации.
Воспитательные задачи:
воспитывать умение работать в подгруппах, помогая друг другу;
поощрять интерес к математическим заданиям.
Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование, экран, три одинаковых кастрюльки с разным количеством крупы, математические весы, весы детские с чашами.
Раздаточный материал: вата, камешки, три ведерка: пустое, с водой и с песком, пластмассовый и металлический шарики, бруски деревянные и пластмассовые, пакетики с крупой, опилками, землей и солью, детские пластиковые вешалки для одежды, тесьма, заготовки для изготовления весов (обрезанные донышки пластиковых бутылок, для безопасности оклеить скотчем острые края, резиновые и мягкие игрушки.
Ход занятия в старшей группе детского сада :
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу занимательную историю про обезьянок и слона.
В далекой Африке жили обезьянки (Слайд № 1 обезьянки).
Однажды они захотели отправиться в кругосветное путешествие и построили воздушный шар (Слайд № 1 обезьянки и воздушный шар,
но сначала решили испытать его (Слайд № 2 обезьянки в воздушном шаре).
Сели в корзину воздушного шара, обрубили веревку и полетели.
Полетали немного и приземлились на полянку (Слайд № 3 обезьянки в воздушном шаре).
На полянку к обезьянкам подошел слон, увидел воздушный шар и стал просить обезьянок разрешить ему полетать на воздушном шаре (Слайд № 3 обезьянки в воздушном шаре, появляется слон).
Согласились обезьянки. Влез слоненок в корзину воздушного шара, обрубил веревку, а шар не взлетает (Слайд № 4 слон не может взлететь в воздушном шаре).
Никак не могут понять обезьянки, в чем дело? (Слайд № 5 знак вопроса)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему шар не взлетает? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, обезьянки легче слона, а слон тяжелее двух обезьян, поэтому шар не мог взлететь. Как вы думаете, можно помочь друзьям? А как это сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Какой же воздушный шар должны построить друзья? (ответы детей).
Воспитатель: Пока друзья (слон и обезьянки) готовят свой летательный аппарат к полету, мы приготовим для них кашу.
(На столах стоят три одинаковые кастрюльки. Одна из них доверху наполнена крупой, вторая — до половины, третья — на треть. Все кастрюли закрыты крышками).
Воспитатель: Ребята, на столах стоят по три одинаковых кастрюльки, но в них разное количество еды. Для слона, самая тяжелая кастрюлька, для большой обезьянки, кастрюлька полегче, чем у слона. А для маленькой обезьянки — самая легкая кастрюлька. Как мы можем определить в какой кастрюльке сколько каши, не открывая их? (ответы детей)
Воспитатель: Чтобы узнать для кого какая кастрюлька, нужно взять их в руки и определить по весу. Давайте попробуем? Подойдите к столам и определите, где, чья кастрюлька, но не забудьте, что крышки мы не открываем.
(работа в тройках — дети взвешивают кастрюльки руками, определяя, кому какая предназначена и ставят кастрюльки перед картинками животных).
Воспитатель: Теперь давайте проверим, правильно ли мы определили. (дети поднимают крышки с кастрюль.) Почему вы так думаете?
Конечно, ведь одна кастрюлька полная, вторая кастрюлька заполнена наполовину, а третья кастрюлька практически пустая.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно определили для кого какая кастрюлька!
Дети, напомните мне, что же нужно сделать, чтобы слоненок тоже смог летать на воздушном шаре? (ответы детей) Конечно, надо сделать для него большую корзину, а самое главное, большой воздушный шар, ведь слон тяжелее обезьянок (Слайд №6 разные воздушные шары).
Ребята, посмотрите, какой из шаров подойдет для слона? (дети выбирают из предложенных шаров самый большой и корзину самую большую).
Посмотрим, правильно ли вы выбрали шар, сможет ли слон на нем полететь? (Слайды №7-8 слон взлетает).
Полетал слон и приземлился на полянку к друзьям, все были очень рады! (Слайд №9 слон и обезьянки радуются). Вот мы с вами и помогли друзьям.
Воспитатель: Скажите, дети, а как еще мы можем определить какой предмет легче, а какой тяжелее? (ответы детей).
Сейчас я вам покажу ещё один способ. Подойдите к столам и возьмите в руки комочек ваты и камешек. Что легче? Что тяжелее? Сейчас мы проверим. Сделайте глубокий вдох и подуйте сначала на вату. Что произошло? А теперь подуйте на камешек. Легко ли с ним справиться? Почему? (ответы детей). Значит, камень тяжелее ваты, а вата легче камня.
Физминутка «Камень и пушинка».
Под аудиозапись дети по словесному сигналу воспитателя «пушинка», бегают врассыпную на носочках по залу, а по словесному сигналу воспитателя «камень» — присаживаются на корточки.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, как сравнивать предметы по тяжести. На столах стоят разные предметы, определите, какие из них тяжелые, а какие легкие и выставите их в порядке возрастания (дети работают в тройках).
1) Сравнение по тяжести одинаковых ведёрок : с ракушками и с водой, с водой и с песком, с ватой и с орешками (дети поднимают их, сравнивают).
2) Сравнить по тяжести шарики : пластмассовый, деревянный и стеклянный; конусы: деревянный и пластмассовый; кубики: один пустой, а другой с водой.
3) Сравнение по тяжести пакетиков : с солью и крупой, с опилками и песком.
Воспитатель: Ребята, с помощью чего можно узнать точный вес предметов? А где вы встречали весы? Посмотрите вот у меня весы, сейчас мы взвесим пакетик с опилками и ватными шариками. Как вы думаете, что легче? А что тяжелее?
А ещё бывают математические весы. На них можно взвесить цифры (сравнение с помощью математических весов).
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, можно ли сделать весы самим? Самые простые весы можно сделать самим, я вас научу. Показ и изготовление весов из вешалок и заранее сделанных заготовок («корзиночки» из донышек бутылок, тесьма).
Воспитатель: Весы готовы! Сейчас мы можем взвесить наши игрушки (воспитатель предлагает выбрать детям игрушки, которые они будут взвешивать).
Воспитатель: Вот мы с вами, как настоящие исследователи, разобрались, что предметы бывают легкие и тяжелые, научились определять, что легче, а что тяжелее, и даже сами сделали весы.
Итог. Рефлексия.
А теперь давайте вспомним, что мы сегодня исследовали?
Почему слон не смог взлететь на воздушном шаре?
С помощью чего можно взвесить предметы?
Какое задание было самым трудным? Самым интересным?